Завет брака
Священное Писание учит нас, что брак – это больше, чем взаимное желание и согласие двух людей жить вместе. Брак – это завет. Завет – это клятвенный договор между двумя сторонами, скреплённый на основании жертвы и крови (Исход 24:6-8, Вт.29:9-15, Мт.26:26-28). Завет невозможен без смерти и жертвы (Пс.49:1-5, Евр. 9:15-20).
В древности при заключении завета люди разрубали жертвенных животных на две части, и каждая сторона, вступающая в завет, проходила между этими двумя частями разрубленных животных (Израильтяне во время Иеремии – Иер.34:18-20, Авраам и Господь – Быт.15:7-18).
Что это значило? Это значило, что вступающие в завет люди символически показывали, что они умирают для себя, и от этого момента живут для того, с кем они вступили в завет. Это значило готовность жертвовать своей жизнью ради того, с кем вступаешь в завет. Это также значило, что, нарушив завет, человек становится достойным смерти, как это разрубленное животное. Это значило принятие на себя обязательств завета, и полной ответственности за нарушение завета, если оно случиться.
Вот почему грех прелюбодеяния, то есть нарушение брачного завета, всегда наказывался по Божьему закону смертью (Левит 20:10). Итак, давайте прочитаем те места Слова Божия, которые учат нас, что брак является особым заветом между мужчиной и женщиной, который заключается перед Богом, и на основании, данном Богом в Священном Писании:
Прит.2:16-17 «Дабы спасти тебя от ЖЕНЫ ДРУГОГО, от чужой, которая умягчает речи свои, которая ОСТАВИЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ЮНОСТИ СВОЕЙ И ЗАБЫЛА ЗАВЕТ БОГА СВОЕГО».
Мал.2:14 «Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как ОНА ПОДРУГА ТВОЯ И ЗАКОННАЯ ЖЕНА ТВОЯ». (Синодальный перевод)
Мал.2:14 «Вы скажете: "за что?" за то, что Иегова свидетель между тобою и между женою юности твоей; а ты неверен ей, тогда как ОНА ТВОЯ СУПРУГА И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Перевод Макария)
Мал.2:14 «И вы сказали: Ради чего? потому что Господь засвидетельствовал по середине [между] тобой и по середине [между] женой юности твоей, которую ты оставил, а ОНА СООБЩНИК ТВОЙ И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Подстрочный перевод Септуагинты)
Господь, описывая Свои отношения со Своим народом Израилем, описывает их как отношения брачного завета или союза, который заключался с клятвой. Это ещё раз подтверждает, что брак является заветом, то есть клятвенным договором или союзом между мужчиной и женщиной, который заключается навсегда, и требует постоянной, полной верности и преданности по отношению друг к другу:
Иез.16:8 «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; И ПОКЛЯЛСЯ ТЕБЕ И ВСТУПИЛ В СОЮЗ С ТОБОЮ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ БОГ, - И ТЫ СТАЛА МОЕЮ».
Ос.2:19-20 «И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ НАВЕК, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ В ВЕРНОСТИ, и ты познаешь Господа».
Ам.3:3 «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?»
Итак, брак является заветом, вступая в который мужчина и женщина берут на себя обязанности мужа и жены, обещают исполнять эти обязанности и быть верными друг другу до конца своей жизни. Вот почему прелюбодеяние, как мы уже сказали выше, является тяжёлым преступлением. Точно так же, развод не по причине прелюбодеяния другой стороны является тяжёлым преступлением пред Богом.
Развод – это нарушение завета, и является нарушением клятвы. Хотя верующие люди, последуя учению Иисуса Христа, обычно не используют слово «клятва», говоря о брачных обещаниях, но, согласно этого же учения, простое обещание Его последователей приравнивается по своей силе к клятве. Если мы сказали «да», то оно должно быть настоящим «да», настолько сильным и серьёзным, как будто мы сказали его с клятвой. Если мы не воспринимаем своего «да» настолько серьёзно, и думаем, что можем нарушить его, так как мы просто пообещали, а не сказали клятву – то это уже от лукавого:
Матф.5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: НЕ ПРЕСТУПАЙ КЛЯТВЫ, НО ИСПОЛНЯЙ ПРЕД ГОСПОДОМ КЛЯТВЫ ТВОИ. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. НО ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ; А ЧТО СВЕРХ ЭТОГО, ТО ОТ ЛУКАВОГО».
Кто может вступить в брачный завет?
Не являться близкими родственниками
Исследовав Священное Писание, мы можем совершенно ясно увидеть, что брак является заветом между одним мужчиной и одной женщиной. Но Писание также учит нас, что не каждый мужчина и не каждая женщина могут вступить друг с другом в брачный завет. Чтобы вступить в брачный завет мужчина и женщина должны иметь на это право по Божьему Закону и Божьему Слову.
Во-первых, они не должны быть близкими родственниками. В книге Левит 18:6-18 перечислены близкие родственники, с которыми нельзя вступать в брак и иметь любые интимные отношения. Если люди вступают в такие браки, они поступают против Божьей воли, и очень часто дети в таких браках рождаются с физическими и умственными недостатками. В перечисление близких родственников включены: отец, мать, жена отца, сестра, сводная сестра, тетка, невестка, и также некоторые другие. Итак, во-первых, право на брак между собой имеют только те, кто не являются близкими родственниками, или по крови, или по закону.
Иметь одинаковую веру и похожие понятия
Во-вторых, христианин или христианка имеют право на брак только с кем-то своего понимания, кто также является христианином или христианкой. Для христианина или христианки брак с неверующими никогда не является волей Божьей. Такой брак всегда будет против Божьей воли, будет проблемным, и он не может быть благословен Богом:
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, СВОБОДНА ВЫЙТИ, ЗА КОГО ХОЧЕТ, ТОЛЬКО В ГОСПОДЕ».
2Кор.6:14-18 «НЕ ПРЕКЛОНЯЙТЕСЬ ПОД ЧУЖОЕ ЯРМО С НЕВЕРНЫМИ, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
Бог прямо запрещал Своему народу Израилю брачные союзы с представителями других народов, которые служили идолам. Брак с представителем другого народа был возможен только тогда, когда он, или она оставляли свой народ и своих богов, и присоединялись к обществу Израильскому, взяв на себя все обязательства Завета:
Исх.34:15-16 «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих».
Втор.7:3-4 «И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя».
Если брак с неверующим всегда является против Божьей воли, то, как насчёт брака с верующим из другой деноминации, или с другими понятиями? Божья воля в создании брака заключается в достижении полного единства между мужем и женой. Это единство должно быть, прежде всего, духовным, а также душевным и физическим.
Когда двое молодых людей являются христианами, но имеют различные понятия по многим или даже только по некоторым вопросам, это не будет помогать и способствовать их единству. Это всегда будет проблемой в семье, если, конечно, кто-то не перейдёт полностью на сторону другого, и не поменяет своих понятий. Но обычно, после заключения брака, это происходит весьма редко, и семья продолжает жить с проблемой разногласия в понятиях. Эта проблема затем начинает влиять на детей, которые не видят единства в своих родителях, и не знают, кому из них верить. Иногда дети в таких семьях вообще теряют веру и уходят в мир.
Когда Господь давал Закон Своему народу Израилю, Он не только запретил браки с представителями других народов. В некоторых случаях брак нельзя было заключать и с представителями своего народа, принадлежащими к другому племени или колену. Конечно, тогда это делалось не на основании различия понятий, а для того, чтобы земельный удел одного колена не переходил к другому колену. Но в этом заложен некий важный принцип. Если даже другой человек является христианином или христианкой, брак с ними может не одобряться Богом, и не принести желаемого единства, если они имеют другие понятия и верования в некоторых вопросах:
Чис.36:6 «Вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЖЕНАМИ В ПЛЕМЕНИ КОЛЕНА ОТЦА СВОЕГО».
До сих пор мы говорили о том, кто может вступить в брачный союз. Мы увидели из Священного Писания, что в брачный союз могут вступить люди, которые, во-первых, не являются близкими родственниками. Во-вторых, христиане должны вступать в брачный завет только с христианами своего понимания. Брак с неверующими однозначно запрещается Богом, а брак с христианами другого понимания может иметь много проблем, которые особенно негативно отразятся на детях.
Быть всесторонне готовыми вступить в завет брака
А теперь мы поговорим о третьем необходимом и важном условии для вступления в брак. В-третьих, люди, желающие вступить в брак должны быть готовы к браку и к принятию на себя всех обязательств брачного завета. Они должны быть готовы к браку по возрасту, физически, психически, по состоянию своего здоровья, и по финансовому положению. Каждая сторона должна быть полностью готова, и способна принять и исполнять свою часть обязательств брачного завета.
Мужчина должен быть готовым и способным исполнять свои обязанности в браке, как муж и отец. Женщина также должна быть готовой и способной исполнять свою часть обязанностей в браке, как жена и мать. Без этого успешный брак невозможен. Об этих обязанностях мы поговорим более подробно далее в этой теме.
Обручение
Первой ступенью в процессе вступления в брачный завет является обручение. Обручение – это предварительный договор о заключении брака. При обручении молодой человек и девушка официально заявляют о своём решении вступить в брак, а родители жениха и невесты окончательно соглашаются на брак их детей. Примером обручения в Библии может служить история Самсона, записанная в 14-й главе книги Судей (Суд.14:1-10). Из этой истории можно увидеть, что Самсон попросил своих родителей пойти с ним к женщине, которая ему понравилась, для того, чтобы договориться о браке с ней и её родителями. Они пошли и договорились, а затем, через несколько дней Самсон сделал брачный пир.
По Закону Божьему обручение является не просто договором о браке, который можно легко разорвать. Наоборот, обручение имеет законную силу, и является основанием для брачного завета. Обрученные, по Божьему Закону, начинают официально считаться мужем и женой, и принадлежат один другому, хотя жить вместе, как муж и жена, включая интимную жизнь, они могут только после сочетания, при котором они вступают в брачный завет. Например, Иосиф и Мария были обручены, но не жили вместе интимной жизнью, потому что это было бы преступлением и блудом. Они начали жить интимной жизнью, как муж и жена, только после сочетания, и после рождения Иисуса Христа от Марии:
Матф.1:18-21 «Рождество Иисуса Христа было так: ПО ОБРУЧЕНИИ МАТЕРИ ЕГО МАРИИ С ИОСИФОМ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ ОНИ, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, ЖЕНУ ТВОЮ, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Матф.1:24-25 «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, И ПРИНЯЛ ЖЕНУ СВОЮ, И НЕ ЗНАЛ ЕЕ. [КАК] НАКОНЕЦ ОНА РОДИЛА СЫНА СВОЕГО ПЕРВЕНЦА, и он нарек Ему имя: Иисус».
Неверность во время обручения считается уже не блудом, а более тяжёлым преступлением – прелюбодеянием, и наказывалась по Закону Божьему смертью:
Втор.22:23-27 «ЕСЛИ БУДЕТ МОЛОДАЯ ДЕВИЦА ОБРУЧЕНА МУЖУ, И КТО-НИБУДЬ ВСТРЕТИТСЯ С НЕЮ В ГОРОДЕ И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, ТО ОБОИХ ИХ ПРИВЕДИТЕ К ВОРОТАМ ТОГО ГОРОДА, И ПОБЕЙТЕ ИХ КАМНЯМИ ДО СМЕРТИ: отроковицу за то, что она не кричала в городе, А МУЖЧИНУ ЗА ТО, ЧТО ОН ОПОРОЧИЛ ЖЕНУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее».
Сочетание
Следующим, после обручения, этапом вступления в брак является сочетание, при котором заключается брачный завет, а жених и невеста объявляются мужем и женой, и получают право жить вместе, как муж и жена. В Библии не описана определённая точная церемония, как должен заключаться брачный завет, но из многих мест Писания можно составить определённую картину, как это должно совершаться.
1) Во-первых, люди, вступающие в брак, должны иметь право на брак по Божьему Закону, то есть они не должны быть близкими родственниками (Лев.18:6-18).
2) Во-вторых, христиане должны вступать в брак только с кем-то, также являющимся христианином, и имеющим одинаковые или похожие понятия по всем вопросам христианской веры и жизни (1Кор.7:39, 2Кор.6:14-18).
3) В-третьих, люди, вступающие в брак должны быть всесторонне готовы к этому. Они должны быть готовыми и способными, чтобы взять на себя все обязательства брачного завета и верно исполнять их. Обо всём этом мы говорили более подробно чуть выше (Иез.16:7-10, Еф.5:22-33).
4) В-четвёртых, они должны быть предварительно обручены, и иметь соглашение родителей с обеих сторон (Суд.14:1-7).
5) В-пятых, они должны в день сочетания, то есть, в день заключения брачного завета, сказать свои обещания верности друг другу, и согласиться исполнять свои обязанности в брачном завете перед свидетелями в том обществе, в котором они живут. Свидетелями этого брачного завета и представителями их общества являются родители, родственники, церковь и её служители, друзья, соседи, сотрудники по работе. Самым главным свидетелем заключения этого брачного завета является Господь (Иез.16:8, Мал.2:13-14).
Для того, чтобы брак признавался действительным по законам государства, и был официально скреплён, жених и невеста должны подписать официальный документ, подтверждающий их вступление в брак. Также, этот документ обычно подписывается человеком, проводящим брачную церемонию, и свидетелями. В разных странах этот документ может называться по-разному: брачный договор, свидетельство о браке, разрешение на брак и т.д.
Христиане, вступающие в брачный завет пред Богом, должны также следовать законам своей страны о регистрации брака, для того, чтобы их брак был действительным и признавался не только пред Богом и обществом, в котором они живут, но и перед государством (Рим.13:1-7). Это поможет семье избежать многих легальных проблем в будущем, и послужит скреплению их брачного союза. Книга Товита говорит нам о таком документе, подтверждающем заключение брака:
Тов.7:12-13 «И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, ОТДАЛ ЕЕ ТОВИИ В ЖЕНУ и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ. И призвал Едну, жену свою, И, ВЗЯВ СВИТОК, НАПИСАЛ ДОГОВОР И ЗАПЕЧАТАЛ».
6) В-шестых, при заключении христианского брака родители и пресвитеры (старейшины) церкви молятся за молодожёнов и благословляют их на последующую семейную жизнь. А также дают им наставления, как правильно жить в браке. Мы тоже можем увидеть это как из вышеприведённых стихов из книги Товита, так и из других мест Писания (Быт.28:1-4, Товит 10:10-12, Руфь 4:9-13).
Согласно Священному Писанию, и словам Иисуса Христа, сочетают двух людей в завете брака не родители и не пресвитеры, а сочетает их Господь Бог (Матф.19:6, Мр.10:9). Родители и пресвитеры могут дать вступающим в брак молодожёнам наставления, как правильно жить в семье, помолиться за них и благословить их, а также объявить их мужем и женой пред свидетелями и обществом, но само сочетание производит Бог. Молодожёны также молятся о своём благословении на последующую жизнь (Тов.8:4-8).
7) В-седьмых, после заключения завета брака обычно наступает время брачного пира, на котором празднуется заключение этого завета и создание новой семьи. В древности брачный пир часто длился семь, а иногда даже четырнадцать дней. Примечательно, что Своё первое чудо Иисус сделал именно на брачном пире (Быт.29:21-23, Суд. 14:8-10, Тов.8:19-21, Песн.2:4, 3:11, Ин.2:1-11).
Священное Писание учит нас, что брак – это больше, чем взаимное желание и согласие двух людей жить вместе. Брак – это завет. Завет – это клятвенный договор между двумя сторонами, скреплённый на основании жертвы и крови (Исход 24:6-8, Вт.29:9-15, Мт.26:26-28). Завет невозможен без смерти и жертвы (Пс.49:1-5, Евр. 9:15-20).
В древности при заключении завета люди разрубали жертвенных животных на две части, и каждая сторона, вступающая в завет, проходила между этими двумя частями разрубленных животных (Израильтяне во время Иеремии – Иер.34:18-20, Авраам и Господь – Быт.15:7-18).
Что это значило? Это значило, что вступающие в завет люди символически показывали, что они умирают для себя, и от этого момента живут для того, с кем они вступили в завет. Это значило готовность жертвовать своей жизнью ради того, с кем вступаешь в завет. Это также значило, что, нарушив завет, человек становится достойным смерти, как это разрубленное животное. Это значило принятие на себя обязательств завета, и полной ответственности за нарушение завета, если оно случиться.
Вот почему грех прелюбодеяния, то есть нарушение брачного завета, всегда наказывался по Божьему закону смертью (Левит 20:10). Итак, давайте прочитаем те места Слова Божия, которые учат нас, что брак является особым заветом между мужчиной и женщиной, который заключается перед Богом, и на основании, данном Богом в Священном Писании:
Прит.2:16-17 «Дабы спасти тебя от ЖЕНЫ ДРУГОГО, от чужой, которая умягчает речи свои, которая ОСТАВИЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ЮНОСТИ СВОЕЙ И ЗАБЫЛА ЗАВЕТ БОГА СВОЕГО».
Мал.2:14 «Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как ОНА ПОДРУГА ТВОЯ И ЗАКОННАЯ ЖЕНА ТВОЯ». (Синодальный перевод)
Мал.2:14 «Вы скажете: "за что?" за то, что Иегова свидетель между тобою и между женою юности твоей; а ты неверен ей, тогда как ОНА ТВОЯ СУПРУГА И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Перевод Макария)
Мал.2:14 «И вы сказали: Ради чего? потому что Господь засвидетельствовал по середине [между] тобой и по середине [между] женой юности твоей, которую ты оставил, а ОНА СООБЩНИК ТВОЙ И ЖЕНА ЗАВЕТА ТВОЕГО». (Подстрочный перевод Септуагинты)
Господь, описывая Свои отношения со Своим народом Израилем, описывает их как отношения брачного завета или союза, который заключался с клятвой. Это ещё раз подтверждает, что брак является заветом, то есть клятвенным договором или союзом между мужчиной и женщиной, который заключается навсегда, и требует постоянной, полной верности и преданности по отношению друг к другу:
Иез.16:8 «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; И ПОКЛЯЛСЯ ТЕБЕ И ВСТУПИЛ В СОЮЗ С ТОБОЮ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ БОГ, - И ТЫ СТАЛА МОЕЮ».
Ос.2:19-20 «И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ НАВЕК, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И ОБРУЧУ ТЕБЯ МНЕ В ВЕРНОСТИ, и ты познаешь Господа».
Ам.3:3 «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?»
Итак, брак является заветом, вступая в который мужчина и женщина берут на себя обязанности мужа и жены, обещают исполнять эти обязанности и быть верными друг другу до конца своей жизни. Вот почему прелюбодеяние, как мы уже сказали выше, является тяжёлым преступлением. Точно так же, развод не по причине прелюбодеяния другой стороны является тяжёлым преступлением пред Богом.
Развод – это нарушение завета, и является нарушением клятвы. Хотя верующие люди, последуя учению Иисуса Христа, обычно не используют слово «клятва», говоря о брачных обещаниях, но, согласно этого же учения, простое обещание Его последователей приравнивается по своей силе к клятве. Если мы сказали «да», то оно должно быть настоящим «да», настолько сильным и серьёзным, как будто мы сказали его с клятвой. Если мы не воспринимаем своего «да» настолько серьёзно, и думаем, что можем нарушить его, так как мы просто пообещали, а не сказали клятву – то это уже от лукавого:
Матф.5:33-37 «Еще слышали вы, что сказано древним: НЕ ПРЕСТУПАЙ КЛЯТВЫ, НО ИСПОЛНЯЙ ПРЕД ГОСПОДОМ КЛЯТВЫ ТВОИ. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. НО ДА БУДЕТ СЛОВО ВАШЕ: ДА, ДА; НЕТ, НЕТ; А ЧТО СВЕРХ ЭТОГО, ТО ОТ ЛУКАВОГО».
Кто может вступить в брачный завет?
Не являться близкими родственниками
Исследовав Священное Писание, мы можем совершенно ясно увидеть, что брак является заветом между одним мужчиной и одной женщиной. Но Писание также учит нас, что не каждый мужчина и не каждая женщина могут вступить друг с другом в брачный завет. Чтобы вступить в брачный завет мужчина и женщина должны иметь на это право по Божьему Закону и Божьему Слову.
Во-первых, они не должны быть близкими родственниками. В книге Левит 18:6-18 перечислены близкие родственники, с которыми нельзя вступать в брак и иметь любые интимные отношения. Если люди вступают в такие браки, они поступают против Божьей воли, и очень часто дети в таких браках рождаются с физическими и умственными недостатками. В перечисление близких родственников включены: отец, мать, жена отца, сестра, сводная сестра, тетка, невестка, и также некоторые другие. Итак, во-первых, право на брак между собой имеют только те, кто не являются близкими родственниками, или по крови, или по закону.
Иметь одинаковую веру и похожие понятия
Во-вторых, христианин или христианка имеют право на брак только с кем-то своего понимания, кто также является христианином или христианкой. Для христианина или христианки брак с неверующими никогда не является волей Божьей. Такой брак всегда будет против Божьей воли, будет проблемным, и он не может быть благословен Богом:
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, СВОБОДНА ВЫЙТИ, ЗА КОГО ХОЧЕТ, ТОЛЬКО В ГОСПОДЕ».
2Кор.6:14-18 «НЕ ПРЕКЛОНЯЙТЕСЬ ПОД ЧУЖОЕ ЯРМО С НЕВЕРНЫМИ, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».
Бог прямо запрещал Своему народу Израилю брачные союзы с представителями других народов, которые служили идолам. Брак с представителем другого народа был возможен только тогда, когда он, или она оставляли свой народ и своих богов, и присоединялись к обществу Израильскому, взяв на себя все обязательства Завета:
Исх.34:15-16 «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих».
Втор.7:3-4 «И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя».
Если брак с неверующим всегда является против Божьей воли, то, как насчёт брака с верующим из другой деноминации, или с другими понятиями? Божья воля в создании брака заключается в достижении полного единства между мужем и женой. Это единство должно быть, прежде всего, духовным, а также душевным и физическим.
Когда двое молодых людей являются христианами, но имеют различные понятия по многим или даже только по некоторым вопросам, это не будет помогать и способствовать их единству. Это всегда будет проблемой в семье, если, конечно, кто-то не перейдёт полностью на сторону другого, и не поменяет своих понятий. Но обычно, после заключения брака, это происходит весьма редко, и семья продолжает жить с проблемой разногласия в понятиях. Эта проблема затем начинает влиять на детей, которые не видят единства в своих родителях, и не знают, кому из них верить. Иногда дети в таких семьях вообще теряют веру и уходят в мир.
Когда Господь давал Закон Своему народу Израилю, Он не только запретил браки с представителями других народов. В некоторых случаях брак нельзя было заключать и с представителями своего народа, принадлежащими к другому племени или колену. Конечно, тогда это делалось не на основании различия понятий, а для того, чтобы земельный удел одного колена не переходил к другому колену. Но в этом заложен некий важный принцип. Если даже другой человек является христианином или христианкой, брак с ними может не одобряться Богом, и не принести желаемого единства, если они имеют другие понятия и верования в некоторых вопросах:
Чис.36:6 «Вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, ТОЛЬКО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЖЕНАМИ В ПЛЕМЕНИ КОЛЕНА ОТЦА СВОЕГО».
До сих пор мы говорили о том, кто может вступить в брачный союз. Мы увидели из Священного Писания, что в брачный союз могут вступить люди, которые, во-первых, не являются близкими родственниками. Во-вторых, христиане должны вступать в брачный завет только с христианами своего понимания. Брак с неверующими однозначно запрещается Богом, а брак с христианами другого понимания может иметь много проблем, которые особенно негативно отразятся на детях.
Быть всесторонне готовыми вступить в завет брака
А теперь мы поговорим о третьем необходимом и важном условии для вступления в брак. В-третьих, люди, желающие вступить в брак должны быть готовы к браку и к принятию на себя всех обязательств брачного завета. Они должны быть готовы к браку по возрасту, физически, психически, по состоянию своего здоровья, и по финансовому положению. Каждая сторона должна быть полностью готова, и способна принять и исполнять свою часть обязательств брачного завета.
Мужчина должен быть готовым и способным исполнять свои обязанности в браке, как муж и отец. Женщина также должна быть готовой и способной исполнять свою часть обязанностей в браке, как жена и мать. Без этого успешный брак невозможен. Об этих обязанностях мы поговорим более подробно далее в этой теме.
Обручение
Первой ступенью в процессе вступления в брачный завет является обручение. Обручение – это предварительный договор о заключении брака. При обручении молодой человек и девушка официально заявляют о своём решении вступить в брак, а родители жениха и невесты окончательно соглашаются на брак их детей. Примером обручения в Библии может служить история Самсона, записанная в 14-й главе книги Судей (Суд.14:1-10). Из этой истории можно увидеть, что Самсон попросил своих родителей пойти с ним к женщине, которая ему понравилась, для того, чтобы договориться о браке с ней и её родителями. Они пошли и договорились, а затем, через несколько дней Самсон сделал брачный пир.
По Закону Божьему обручение является не просто договором о браке, который можно легко разорвать. Наоборот, обручение имеет законную силу, и является основанием для брачного завета. Обрученные, по Божьему Закону, начинают официально считаться мужем и женой, и принадлежат один другому, хотя жить вместе, как муж и жена, включая интимную жизнь, они могут только после сочетания, при котором они вступают в брачный завет. Например, Иосиф и Мария были обручены, но не жили вместе интимной жизнью, потому что это было бы преступлением и блудом. Они начали жить интимной жизнью, как муж и жена, только после сочетания, и после рождения Иисуса Христа от Марии:
Матф.1:18-21 «Рождество Иисуса Христа было так: ПО ОБРУЧЕНИИ МАТЕРИ ЕГО МАРИИ С ИОСИФОМ, ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ ОНИ, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, ЖЕНУ ТВОЮ, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Матф.1:24-25 «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, И ПРИНЯЛ ЖЕНУ СВОЮ, И НЕ ЗНАЛ ЕЕ. [КАК] НАКОНЕЦ ОНА РОДИЛА СЫНА СВОЕГО ПЕРВЕНЦА, и он нарек Ему имя: Иисус».
Неверность во время обручения считается уже не блудом, а более тяжёлым преступлением – прелюбодеянием, и наказывалась по Закону Божьему смертью:
Втор.22:23-27 «ЕСЛИ БУДЕТ МОЛОДАЯ ДЕВИЦА ОБРУЧЕНА МУЖУ, И КТО-НИБУДЬ ВСТРЕТИТСЯ С НЕЮ В ГОРОДЕ И ЛЯЖЕТ С НЕЮ, ТО ОБОИХ ИХ ПРИВЕДИТЕ К ВОРОТАМ ТОГО ГОРОДА, И ПОБЕЙТЕ ИХ КАМНЯМИ ДО СМЕРТИ: отроковицу за то, что она не кричала в городе, А МУЖЧИНУ ЗА ТО, ЧТО ОН ОПОРОЧИЛ ЖЕНУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее».
Сочетание
Следующим, после обручения, этапом вступления в брак является сочетание, при котором заключается брачный завет, а жених и невеста объявляются мужем и женой, и получают право жить вместе, как муж и жена. В Библии не описана определённая точная церемония, как должен заключаться брачный завет, но из многих мест Писания можно составить определённую картину, как это должно совершаться.
1) Во-первых, люди, вступающие в брак, должны иметь право на брак по Божьему Закону, то есть они не должны быть близкими родственниками (Лев.18:6-18).
2) Во-вторых, христиане должны вступать в брак только с кем-то, также являющимся христианином, и имеющим одинаковые или похожие понятия по всем вопросам христианской веры и жизни (1Кор.7:39, 2Кор.6:14-18).
3) В-третьих, люди, вступающие в брак должны быть всесторонне готовы к этому. Они должны быть готовыми и способными, чтобы взять на себя все обязательства брачного завета и верно исполнять их. Обо всём этом мы говорили более подробно чуть выше (Иез.16:7-10, Еф.5:22-33).
4) В-четвёртых, они должны быть предварительно обручены, и иметь соглашение родителей с обеих сторон (Суд.14:1-7).
5) В-пятых, они должны в день сочетания, то есть, в день заключения брачного завета, сказать свои обещания верности друг другу, и согласиться исполнять свои обязанности в брачном завете перед свидетелями в том обществе, в котором они живут. Свидетелями этого брачного завета и представителями их общества являются родители, родственники, церковь и её служители, друзья, соседи, сотрудники по работе. Самым главным свидетелем заключения этого брачного завета является Господь (Иез.16:8, Мал.2:13-14).
Для того, чтобы брак признавался действительным по законам государства, и был официально скреплён, жених и невеста должны подписать официальный документ, подтверждающий их вступление в брак. Также, этот документ обычно подписывается человеком, проводящим брачную церемонию, и свидетелями. В разных странах этот документ может называться по-разному: брачный договор, свидетельство о браке, разрешение на брак и т.д.
Христиане, вступающие в брачный завет пред Богом, должны также следовать законам своей страны о регистрации брака, для того, чтобы их брак был действительным и признавался не только пред Богом и обществом, в котором они живут, но и перед государством (Рим.13:1-7). Это поможет семье избежать многих легальных проблем в будущем, и послужит скреплению их брачного союза. Книга Товита говорит нам о таком документе, подтверждающем заключение брака:
Тов.7:12-13 «И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, ОТДАЛ ЕЕ ТОВИИ В ЖЕНУ и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ. И призвал Едну, жену свою, И, ВЗЯВ СВИТОК, НАПИСАЛ ДОГОВОР И ЗАПЕЧАТАЛ».
6) В-шестых, при заключении христианского брака родители и пресвитеры (старейшины) церкви молятся за молодожёнов и благословляют их на последующую семейную жизнь. А также дают им наставления, как правильно жить в браке. Мы тоже можем увидеть это как из вышеприведённых стихов из книги Товита, так и из других мест Писания (Быт.28:1-4, Товит 10:10-12, Руфь 4:9-13).
Согласно Священному Писанию, и словам Иисуса Христа, сочетают двух людей в завете брака не родители и не пресвитеры, а сочетает их Господь Бог (Матф.19:6, Мр.10:9). Родители и пресвитеры могут дать вступающим в брак молодожёнам наставления, как правильно жить в семье, помолиться за них и благословить их, а также объявить их мужем и женой пред свидетелями и обществом, но само сочетание производит Бог. Молодожёны также молятся о своём благословении на последующую жизнь (Тов.8:4-8).
7) В-седьмых, после заключения завета брака обычно наступает время брачного пира, на котором празднуется заключение этого завета и создание новой семьи. В древности брачный пир часто длился семь, а иногда даже четырнадцать дней. Примечательно, что Своё первое чудо Иисус сделал именно на брачном пире (Быт.29:21-23, Суд. 14:8-10, Тов.8:19-21, Песн.2:4, 3:11, Ин.2:1-11).