1. Деление животных от Бытие до Откровения
В Библии существует разделение всех животных, птиц, рыб и насекомых на чистых и нечистых. Это разделение было создано Богом, и оно просматривается во всей Библии, начиная от книги Бытие и до книги Откровение. Мы можем увидеть из первой книги Библии, Бытие, что праведник Ной, живший ещё до потопа, знал об этом разделении. Также в последней книге Библии – Откровение, Апостол Иоанн упоминает о нечистых птицах:
Быт.7:1-3 «И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого СКОТА ЧИСТОГО возьми по семи, мужеского пола и женского, а из СКОТА НЕЧИСТОГО по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли».
Откр.18:2 «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой НЕЧИСТОЙ И ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ПТИЦЕ; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы».
2. Значение разделения животных на чистых и нечистых
В каком смысле животное может быть чистым или нечистым? Согласно Библии, это не означает чистоплотность или нечистоплотность животного. Некоторые очень чистоплотные животные всё же являются нечистыми. Бог не даёт в Священном Писании объяснения, почему одни животные чистые, а другие нет. Но Он даёт ясные повеления об использовании тех и других животных.
Первоначально, чистые животные предназначались для жертвоприношения Господу. Нечистых животных никогда нельзя было приносить в жертву Богу. Позднее, Бог разрешил людям употреблять мясо чистых животных в пищу. Нечистые животные были запрещены в пищу, но их можно было использовать для других дел, как, например, обработка поля, перевозка тяжестей или езда.
Согласно Божьему Закону, прикосновение к живому нечистому животному не оскверняет человека, но употребление в пищу мяса или других частей нечистого животного оскверняет душу человека. Например, на осле можно было ездить и перевозить тяжести. Но есть мясо осла нельзя, так как он нечист, потому что не имеет раздвоенных копыт, которые являются одним из признаков чистого животного:
Сир.33:25а «Корм, палка и бремя - для осла».
Чис.22:21 «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими».
Лев.11:3 «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Лев.11:43-45 «НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ДУШ ВАШИХ каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ДУШ ВАШИХ каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят».
Как было уже сказано выше, Бог не даёт нам объяснения, почему одни животные чистые, а другие нет. Причина этого разделения, прежде всего духовная. Бог хочет от нас послушания Его законам, даже если мы не понимаем их. Послушание позволяет нам иметь правильные неразрывные отношения с Богом. Непослушание Божьим заповедям является беззаконием, грехом, и разделяет нас с Богом:
Ис.59:2 «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».
Бог сказал, что употребление нечистых животных в пищу оскверняет душу человека, но как это происходит, не объяснено. Возможно, подразумевается, что сам акт непослушания оскверняет душу грехом. Но возможно, говорится ещё о каком-то уровне осквернения, который нам не объяснён. Медицинские исследования последнего времени показали, что мясо большинства нечистых животных является очень вредным и не полезным для организма человека по многим причинам. Но всё же главная суть запрета употреблять нечистых животных в пищу не физическая, а духовная, хотя послушание Божьему Закону о пище позитивно влияет и на здоровье, и на тело человека.
3. Всё движущееся будет вам в пищу
Немного выше мы уже упоминали о праведнике Ное, которому Бог сказал взять в ковчег чистых и нечистых животных и птиц. Причём, чистых нужно было взять намного больше, чем нечистых. Для чего? По трём причинам. Во-первых, для размножения их вида. Во-вторых, после выхода из ковчега Ной принёс Богу жертву из чистых животных. В-третьих, после выхода из ковчега Бог позволил людям употреблять животных в пищу. Чистые животные были необходимы для пропитания Ноя и его семьи сразу после потопа:
Быт.8:18-20 «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике».
Быт.9:1-4 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте».
Нечистых животных нужно было взять в ковчег по паре, для продолжения их рода. Они не предназначались ни для жертвенника, ни в пищу. Чистых нужно было взять намного больше, чем нечистых, по трём основным причинам, которые уже упоминались выше: для продолжения их рода, для принесения в жертву Богу, и для пищи. Ведь когда Ной и его семья вышли из ковчега, им нужно было чем-то питаться, прежде, чем они могли засеять землю, посадить овощи и плодоносные деревья, и получить урожай для своего пропитания.
Бог сказал Ною и его сыновьям такие слова: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». Некоторые понимают, что Бог этими словами разрешил им есть всех животных, птиц, рыб, насекомых и пресмыкающихся подряд, не разбирая. Но мы уже увидели, что перед тем, как Бог сказал эти слова, Он сказал Ною взять в ковчег очень много чистых животных. И одна из причин, почему это нужно было сделать – чтобы они могли употреблять мясо чистых животных в пищу после потопа. Под словами «всё движущееся» подразумевается всё движущееся, что пригодно в пищу. Ведь человек тоже движется. Но Бог здесь не разрешает каннибализм. Также есть некоторые живые движущиеся существа, которые отвратительны и очень ядовиты для принятия в пищу. Бог не мог сказать Ною кушать их. Точно так же, Бог сказал когда-то людям такие слова:
Быт.1:29 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу».
Здесь тоже сказано, что людям в пищу дана «всякая трава, сеющая семя», и «всякое дерево, у которого плод», но это не означает, что люди едят всякую траву, или семена всех трав, или плоды всех деревьев и кустов. Есть травы, семена и плоды, которые непригодны в пищу человеку, а иногда просто вредны и ядовиты. Когда Бог говорил о всякой траве и всяком дереве, Он, вероятнее всего, имел в виду всякое, пригодное в пищу человеку. Также, когда Он говорил Ною «все движущееся, что живет, будет вам в пищу», имелось в виду всё являющееся пищей, все пригодное в пищу. А это были именно чистые животные и птицы.
4. Что заповедано в Законе?
Мы уже увидели, что праведники знали разницу между чистыми и нечистыми животными ещё до потопа. Они также знали эту разницу после потопа, ещё до того, как был образован народ Израиля, и Бог дал ему свой Закон у горы Синай. После выхода народа Израильского из Египта, Бог дал ему свои детально разработанные законы. В этих законах, кроме всего прочего, также было подробно объяснено и записано, какие из живых существ являются чистыми, то есть пригодными в пищу для Его святого народа, а какие нет. Давайте посмотрим, как об этом говорится в Священном Писании:
Животные
Лев.11:1-8 «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: ВСЯКИЙ СКОТ, У КОТОРОГО РАЗДВОЕНЫ КОПЫТА И НА КОПЫТАХ ГЛУБОКИЙ РАЗРЕЗ, И КОТОРЫЙ ЖУЕТ ЖВАЧКУ, ЕШЬТЕ; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас».
Лев.11:26-28 «ВСЯКИЙ СКОТ, У КОТОРОГО КОПЫТА РАЗДВОЕНЫ, НО НЕТ ГЛУБОКОГО РАЗРЕЗА, И КОТОРЫЙ НЕ ЖУЕТ ЖВАЧКИ, НЕЧИСТ ДЛЯ ВАС: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист [до вечера]. Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас».
Из всех животных чистыми являются те, которые имеют раздвоенные копыта, на копытах глубокий разрез, и которые жуют жвачку. Их биологическое название – жвачные парнокопытные. К ним относятся: жирафы, олени, лани, лоси, косули, буйволы, бизоны, антилопы, газели, быки, овцы, и козы. Также есть ряд других менее известных диких животных, относящихся к жвачным парнокопытным.
Живущие в воде
Из живущих в воде животных, чистыми являются только те, кто соответствует двум признакам – наличие плавников и чешуи. Любое живое существо, живущее в воде, и не имеющее плавников и чешуи, не является чистым. Например, такие популярные рыбы, как сом и осётр, не являются чистыми, так как они не имеют чешуи.
Лев.11:9-12 «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас».
В вышеприведённом тексте, взятом из Русского Синодального перевода Библии, под словом «перья», подразумеваются именно плавники, что можно увидеть, сравнив это с Новым русским переводом Библии (IBS):
Лев.11:9 «Из существ, живущих в морях и реках, ВЫ МОЖЕТЕ ЕСТЬ ТЕХ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ПЛАВНИКИ И ЧЕШУЯ».
Птицы
В Писании не дано правила, по каким признакам определять чистых и нечистых птиц, там просто перечисляется список нечистых птиц. Птицы, которые не перечисленные в этом списке, считаются чистыми. При внимательном чтении списка нечистых птиц можно заметить, что нечистыми являются, в основном, хищные птицы, и птицы, питающиеся падалью. Также можно заметить, что птицы, которые являются чистыми, имеют определённые характеристики: дополнительный палец на ноге, направленный в другую сторону, чем остальные, желудок, который можно легко очистить от кожицы, и зоб. К чистым птицам относятся куры, гуси, утки, индюки, голуби, куропатки, и некоторые другие:
Лев.11:13-19 «Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря».
Пресмыкающиеся, насекомые и другие животные
Все пресмыкающиеся и насекомые запрещены в пищу, за исключением саранчи и трёх других насекомых, родственных саранче. Но так как мы не знаем, какие именно насекомые подразумеваются под библейскими названиями в древнееврейском языке, следует избегать употребления в пищу любых насекомых. Здесь нужно также заметить, что Библия не является учебником по биологии или зоологии, с современным разделением животных на семейства, подсемейства, роды и виды. Она является практическим руководством в богоугодной жизни для простых людей. Поэтому к пресмыкающимся по земле в Библии включены такие животные, как крот и мышь, которые не являются пресмыкающимися по современному делению животных:
Лев.11:20-25 «Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера».
Лев.11:29-31 «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, - сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера».
Лев.11:41-43 «Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми».
Умершие животные
Согласно Божьему Закону, умершие животные, как нечистые, так и чистые, распространяют нечистоту. Бог сказал Израилю, что человек, прикасающийся к ним, становится нечистым до вечера:
Лев.11:29-40 «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, - сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.
Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет. Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас; только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто; если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера».
Вещества, производимые из животных
Существует правило – если животное чисто, то и всё производимое им и из него чисто, если животное нечисто – то и всё производимое им и из него нечисто. Поэтому, например, верблюжье молоко не является чистым, потому что верблюд нечист. Точно так же, кумыс, делаемый из кобыльего молока, нечист.
Мёд является чистым, хотя пчела и нечиста для пищи, по той причине, что пчела не производит мёд из своего тела. Она собирает и обрабатывает нектар из цветов, превращая его в мёд. По этой же причине прополис, перга и пыльца, являются чистыми. Пчёлы вырабатывают их из того, что собирают. Но маточное молочко не является чистым, так как оно вырабатывается непосредственно из тела пчелы, а не из того, что пчела собрала. Маточное молочко вырабатывается из гланд, находящихся в голове рабочей пчелы.
Чёрная икра, добываемая из осётра, не является чистой, так как всё производимое из тела нечистой рыбы является нечистым. По этой же причине желатин, добываемый из тела нечистых животных, не является чистым. Красная пищевая краска «кармин» (она также называется Crimson Lake, Cochineal, Natural Red 4, C.I. 75470, E120), не является чистой, так как она добывается из тела нечистых насекомых кошениль. Это далеко не полный список веществ, которые являются нечистыми для употребления в пищу, так как они производятся из тела нечистых животных.
Законы о пище – законы святости
Когда Бог давал Израилю свои законы относительно пищи, Он сказал, что они являются частью законов святости. То есть, это не были просто хорошие советы насчёт здорового питания. Бог сказал Израилю, что нарушение этих законов оскверняет душу человека, делает его нечистым и несвятым:
Лев.11:43-47 «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно».
Апостол Пётр, в своём Первом Послании, написанном к уверовавшим в Иисуса Христа людям, говорил такие слова:
1Пет.1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Мы видим, что Апостол Пётр цитировал из книги Левит, из Божьих законов о пище, которые являются частью законов святости. Он призывал верующих Нового Завета быть святыми во всех поступках, а это включало в себя пищу и питие. Верующий человек должен быть святым даже в пище, даже в том, как и что он ест и пьёт.
5. Примеры из Пророков и Писаний
Примеры из книг пророков
Божьи пророки, будучи движимы Духом Святым, часто обличали Израиль за нарушение Божьего Закона. Одним из таких обличений было обличение за нарушение Божьих законов о пище. Давайте прочитаем два места в Книге пророка Исаии, говорящих об этом:
Ис.65:2-4 «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ЕСТ СВИНОЕ МЯСО, И МЕРЗКОЕ ВАРЕВО В СОСУДАХ У НЕГО».
Ис.66:15-18 «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. ТЕ, КОТОРЫЕ ОСВЯЩАЮТ И ОЧИЩАЮТ СЕБЯ В РОЩАХ, ОДИН ЗА ДРУГИМ, ЕДЯТ СВИНОЕ МЯСО И МЕРЗОСТЬ И МЫШЕЙ, - ВСЕ ПОГИБНУТ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою».
Пророк Иезекииль говорил о себе, что душа его никогда не осквернялась мертвечиной, мясом из животного, растерзанного зверем, или нечистым мясом. Он также говорил, будучи движим Духом Святым, что Божьи священники не должны есть никакой мертвечины, и ничего, растерзанного зверем:
Иез.4:14 «Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои».
Иез.44:31 «Никакой мертвечины и ничего, растерзанного зверем, ни из птиц, ни из скота, не должны есть священники».
2Пет.1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
Примеры из неканонических книг
Мы приводили выше пример того, как Божьи пророки обличали израильтян за нарушение Божьих законов о пище. Это нарушение, среди всех других нарушений, привело Израиль к Ассирийскому плену, а Иудею к Вавилонскому плену. После вавилонского плена иудеи старались жить по Божьему Закону. В неканонических книгах Маккавейских рассказывается о притеснении, которое терпели Израильтяне от язычников. Они предпочитали лучше умереть, чем оскверняться нечистым мясом, которое их заставляли есть:
1Макк.1:44-47 «Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых».
1Макк.1:62-63 «Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, И ПРЕДПОЧЛИ УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОСКВЕРНИТЬСЯ ПИЩЕЮ И НЕ ПОРУГАТЬ СВЯТОГО ЗАВЕТА, - И УМИРАЛИ».
2Макк.6:18-31 «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение, и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать.
Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием.
Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины, и благочестивого из детства воспитания, а более всего - святого и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал, и сказал: немедленно предать смерти; ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример - охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение. Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие.
Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели».
Итак, мы видим из вышеприведённого текста, что старец Елеазар отказался вкушать даже чистое мясо, под видом свинины, чтобы не дать соблазна молодым нарушать Божьи законы о пище. Также во Второй книге Маккавейской описывается смерть семи братьев и их матери, которые предпочли перенести мучения и умереть, чем оскверняться свиным мясом. Для них остаться святыми и неосквернёнными пред Богом было важнее, чем остаться в живых:
2Макк.7:1-2 «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и ПРИНУЖДАЕМЫ ЦАРЕМ ЕСТЬ НЕДОЗВОЛЕННОЕ СВИНОЕ МЯСО, БЫВ ТЕРЗАЕМЫ БИЧАМИ И ЖИЛАМИ. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? МЫ ГОТОВЫ ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ, НЕЖЕЛИ ПРЕСТУПИТЬ ОТЕЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ».
В Библии существует разделение всех животных, птиц, рыб и насекомых на чистых и нечистых. Это разделение было создано Богом, и оно просматривается во всей Библии, начиная от книги Бытие и до книги Откровение. Мы можем увидеть из первой книги Библии, Бытие, что праведник Ной, живший ещё до потопа, знал об этом разделении. Также в последней книге Библии – Откровение, Апостол Иоанн упоминает о нечистых птицах:
Быт.7:1-3 «И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого СКОТА ЧИСТОГО возьми по семи, мужеского пола и женского, а из СКОТА НЕЧИСТОГО по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли».
Откр.18:2 «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой НЕЧИСТОЙ И ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ПТИЦЕ; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы».
2. Значение разделения животных на чистых и нечистых
В каком смысле животное может быть чистым или нечистым? Согласно Библии, это не означает чистоплотность или нечистоплотность животного. Некоторые очень чистоплотные животные всё же являются нечистыми. Бог не даёт в Священном Писании объяснения, почему одни животные чистые, а другие нет. Но Он даёт ясные повеления об использовании тех и других животных.
Первоначально, чистые животные предназначались для жертвоприношения Господу. Нечистых животных никогда нельзя было приносить в жертву Богу. Позднее, Бог разрешил людям употреблять мясо чистых животных в пищу. Нечистые животные были запрещены в пищу, но их можно было использовать для других дел, как, например, обработка поля, перевозка тяжестей или езда.
Согласно Божьему Закону, прикосновение к живому нечистому животному не оскверняет человека, но употребление в пищу мяса или других частей нечистого животного оскверняет душу человека. Например, на осле можно было ездить и перевозить тяжести. Но есть мясо осла нельзя, так как он нечист, потому что не имеет раздвоенных копыт, которые являются одним из признаков чистого животного:
Сир.33:25а «Корм, палка и бремя - для осла».
Чис.22:21 «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими».
Лев.11:3 «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Лев.11:43-45 «НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ДУШ ВАШИХ каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ ДУШ ВАШИХ каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят».
Как было уже сказано выше, Бог не даёт нам объяснения, почему одни животные чистые, а другие нет. Причина этого разделения, прежде всего духовная. Бог хочет от нас послушания Его законам, даже если мы не понимаем их. Послушание позволяет нам иметь правильные неразрывные отношения с Богом. Непослушание Божьим заповедям является беззаконием, грехом, и разделяет нас с Богом:
Ис.59:2 «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».
Бог сказал, что употребление нечистых животных в пищу оскверняет душу человека, но как это происходит, не объяснено. Возможно, подразумевается, что сам акт непослушания оскверняет душу грехом. Но возможно, говорится ещё о каком-то уровне осквернения, который нам не объяснён. Медицинские исследования последнего времени показали, что мясо большинства нечистых животных является очень вредным и не полезным для организма человека по многим причинам. Но всё же главная суть запрета употреблять нечистых животных в пищу не физическая, а духовная, хотя послушание Божьему Закону о пище позитивно влияет и на здоровье, и на тело человека.
3. Всё движущееся будет вам в пищу
Немного выше мы уже упоминали о праведнике Ное, которому Бог сказал взять в ковчег чистых и нечистых животных и птиц. Причём, чистых нужно было взять намного больше, чем нечистых. Для чего? По трём причинам. Во-первых, для размножения их вида. Во-вторых, после выхода из ковчега Ной принёс Богу жертву из чистых животных. В-третьих, после выхода из ковчега Бог позволил людям употреблять животных в пищу. Чистые животные были необходимы для пропитания Ноя и его семьи сразу после потопа:
Быт.8:18-20 «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике».
Быт.9:1-4 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте».
Нечистых животных нужно было взять в ковчег по паре, для продолжения их рода. Они не предназначались ни для жертвенника, ни в пищу. Чистых нужно было взять намного больше, чем нечистых, по трём основным причинам, которые уже упоминались выше: для продолжения их рода, для принесения в жертву Богу, и для пищи. Ведь когда Ной и его семья вышли из ковчега, им нужно было чем-то питаться, прежде, чем они могли засеять землю, посадить овощи и плодоносные деревья, и получить урожай для своего пропитания.
Бог сказал Ною и его сыновьям такие слова: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». Некоторые понимают, что Бог этими словами разрешил им есть всех животных, птиц, рыб, насекомых и пресмыкающихся подряд, не разбирая. Но мы уже увидели, что перед тем, как Бог сказал эти слова, Он сказал Ною взять в ковчег очень много чистых животных. И одна из причин, почему это нужно было сделать – чтобы они могли употреблять мясо чистых животных в пищу после потопа. Под словами «всё движущееся» подразумевается всё движущееся, что пригодно в пищу. Ведь человек тоже движется. Но Бог здесь не разрешает каннибализм. Также есть некоторые живые движущиеся существа, которые отвратительны и очень ядовиты для принятия в пищу. Бог не мог сказать Ною кушать их. Точно так же, Бог сказал когда-то людям такие слова:
Быт.1:29 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу».
Здесь тоже сказано, что людям в пищу дана «всякая трава, сеющая семя», и «всякое дерево, у которого плод», но это не означает, что люди едят всякую траву, или семена всех трав, или плоды всех деревьев и кустов. Есть травы, семена и плоды, которые непригодны в пищу человеку, а иногда просто вредны и ядовиты. Когда Бог говорил о всякой траве и всяком дереве, Он, вероятнее всего, имел в виду всякое, пригодное в пищу человеку. Также, когда Он говорил Ною «все движущееся, что живет, будет вам в пищу», имелось в виду всё являющееся пищей, все пригодное в пищу. А это были именно чистые животные и птицы.
4. Что заповедано в Законе?
Мы уже увидели, что праведники знали разницу между чистыми и нечистыми животными ещё до потопа. Они также знали эту разницу после потопа, ещё до того, как был образован народ Израиля, и Бог дал ему свой Закон у горы Синай. После выхода народа Израильского из Египта, Бог дал ему свои детально разработанные законы. В этих законах, кроме всего прочего, также было подробно объяснено и записано, какие из живых существ являются чистыми, то есть пригодными в пищу для Его святого народа, а какие нет. Давайте посмотрим, как об этом говорится в Священном Писании:
Животные
Лев.11:1-8 «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: ВСЯКИЙ СКОТ, У КОТОРОГО РАЗДВОЕНЫ КОПЫТА И НА КОПЫТАХ ГЛУБОКИЙ РАЗРЕЗ, И КОТОРЫЙ ЖУЕТ ЖВАЧКУ, ЕШЬТЕ; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас».
Лев.11:26-28 «ВСЯКИЙ СКОТ, У КОТОРОГО КОПЫТА РАЗДВОЕНЫ, НО НЕТ ГЛУБОКОГО РАЗРЕЗА, И КОТОРЫЙ НЕ ЖУЕТ ЖВАЧКИ, НЕЧИСТ ДЛЯ ВАС: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист [до вечера]. Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас».
Из всех животных чистыми являются те, которые имеют раздвоенные копыта, на копытах глубокий разрез, и которые жуют жвачку. Их биологическое название – жвачные парнокопытные. К ним относятся: жирафы, олени, лани, лоси, косули, буйволы, бизоны, антилопы, газели, быки, овцы, и козы. Также есть ряд других менее известных диких животных, относящихся к жвачным парнокопытным.
Живущие в воде
Из живущих в воде животных, чистыми являются только те, кто соответствует двум признакам – наличие плавников и чешуи. Любое живое существо, живущее в воде, и не имеющее плавников и чешуи, не является чистым. Например, такие популярные рыбы, как сом и осётр, не являются чистыми, так как они не имеют чешуи.
Лев.11:9-12 «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас».
В вышеприведённом тексте, взятом из Русского Синодального перевода Библии, под словом «перья», подразумеваются именно плавники, что можно увидеть, сравнив это с Новым русским переводом Библии (IBS):
Лев.11:9 «Из существ, живущих в морях и реках, ВЫ МОЖЕТЕ ЕСТЬ ТЕХ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ПЛАВНИКИ И ЧЕШУЯ».
Птицы
В Писании не дано правила, по каким признакам определять чистых и нечистых птиц, там просто перечисляется список нечистых птиц. Птицы, которые не перечисленные в этом списке, считаются чистыми. При внимательном чтении списка нечистых птиц можно заметить, что нечистыми являются, в основном, хищные птицы, и птицы, питающиеся падалью. Также можно заметить, что птицы, которые являются чистыми, имеют определённые характеристики: дополнительный палец на ноге, направленный в другую сторону, чем остальные, желудок, который можно легко очистить от кожицы, и зоб. К чистым птицам относятся куры, гуси, утки, индюки, голуби, куропатки, и некоторые другие:
Лев.11:13-19 «Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря».
Пресмыкающиеся, насекомые и другие животные
Все пресмыкающиеся и насекомые запрещены в пищу, за исключением саранчи и трёх других насекомых, родственных саранче. Но так как мы не знаем, какие именно насекомые подразумеваются под библейскими названиями в древнееврейском языке, следует избегать употребления в пищу любых насекомых. Здесь нужно также заметить, что Библия не является учебником по биологии или зоологии, с современным разделением животных на семейства, подсемейства, роды и виды. Она является практическим руководством в богоугодной жизни для простых людей. Поэтому к пресмыкающимся по земле в Библии включены такие животные, как крот и мышь, которые не являются пресмыкающимися по современному делению животных:
Лев.11:20-25 «Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас; из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле; сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас; от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера; и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера».
Лев.11:29-31 «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, - сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера».
Лев.11:41-43 «Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны; не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми».
Умершие животные
Согласно Божьему Закону, умершие животные, как нечистые, так и чистые, распространяют нечистоту. Бог сказал Израилю, что человек, прикасающийся к ним, становится нечистым до вечера:
Лев.11:29-40 «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, - сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.
Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет. Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас; только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто; если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера; и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера».
Вещества, производимые из животных
Существует правило – если животное чисто, то и всё производимое им и из него чисто, если животное нечисто – то и всё производимое им и из него нечисто. Поэтому, например, верблюжье молоко не является чистым, потому что верблюд нечист. Точно так же, кумыс, делаемый из кобыльего молока, нечист.
Мёд является чистым, хотя пчела и нечиста для пищи, по той причине, что пчела не производит мёд из своего тела. Она собирает и обрабатывает нектар из цветов, превращая его в мёд. По этой же причине прополис, перга и пыльца, являются чистыми. Пчёлы вырабатывают их из того, что собирают. Но маточное молочко не является чистым, так как оно вырабатывается непосредственно из тела пчелы, а не из того, что пчела собрала. Маточное молочко вырабатывается из гланд, находящихся в голове рабочей пчелы.
Чёрная икра, добываемая из осётра, не является чистой, так как всё производимое из тела нечистой рыбы является нечистым. По этой же причине желатин, добываемый из тела нечистых животных, не является чистым. Красная пищевая краска «кармин» (она также называется Crimson Lake, Cochineal, Natural Red 4, C.I. 75470, E120), не является чистой, так как она добывается из тела нечистых насекомых кошениль. Это далеко не полный список веществ, которые являются нечистыми для употребления в пищу, так как они производятся из тела нечистых животных.
Законы о пище – законы святости
Когда Бог давал Израилю свои законы относительно пищи, Он сказал, что они являются частью законов святости. То есть, это не были просто хорошие советы насчёт здорового питания. Бог сказал Израилю, что нарушение этих законов оскверняет душу человека, делает его нечистым и несвятым:
Лев.11:43-47 «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно».
Апостол Пётр, в своём Первом Послании, написанном к уверовавшим в Иисуса Христа людям, говорил такие слова:
1Пет.1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Мы видим, что Апостол Пётр цитировал из книги Левит, из Божьих законов о пище, которые являются частью законов святости. Он призывал верующих Нового Завета быть святыми во всех поступках, а это включало в себя пищу и питие. Верующий человек должен быть святым даже в пище, даже в том, как и что он ест и пьёт.
5. Примеры из Пророков и Писаний
Примеры из книг пророков
Божьи пророки, будучи движимы Духом Святым, часто обличали Израиль за нарушение Божьего Закона. Одним из таких обличений было обличение за нарушение Божьих законов о пище. Давайте прочитаем два места в Книге пророка Исаии, говорящих об этом:
Ис.65:2-4 «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ЕСТ СВИНОЕ МЯСО, И МЕРЗКОЕ ВАРЕВО В СОСУДАХ У НЕГО».
Ис.66:15-18 «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. ТЕ, КОТОРЫЕ ОСВЯЩАЮТ И ОЧИЩАЮТ СЕБЯ В РОЩАХ, ОДИН ЗА ДРУГИМ, ЕДЯТ СВИНОЕ МЯСО И МЕРЗОСТЬ И МЫШЕЙ, - ВСЕ ПОГИБНУТ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою».
Пророк Иезекииль говорил о себе, что душа его никогда не осквернялась мертвечиной, мясом из животного, растерзанного зверем, или нечистым мясом. Он также говорил, будучи движим Духом Святым, что Божьи священники не должны есть никакой мертвечины, и ничего, растерзанного зверем:
Иез.4:14 «Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои».
Иез.44:31 «Никакой мертвечины и ничего, растерзанного зверем, ни из птиц, ни из скота, не должны есть священники».
2Пет.1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
Примеры из неканонических книг
Мы приводили выше пример того, как Божьи пророки обличали израильтян за нарушение Божьих законов о пище. Это нарушение, среди всех других нарушений, привело Израиль к Ассирийскому плену, а Иудею к Вавилонскому плену. После вавилонского плена иудеи старались жить по Божьему Закону. В неканонических книгах Маккавейских рассказывается о притеснении, которое терпели Израильтяне от язычников. Они предпочитали лучше умереть, чем оскверняться нечистым мясом, которое их заставляли есть:
1Макк.1:44-47 «Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых».
1Макк.1:62-63 «Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, И ПРЕДПОЧЛИ УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОСКВЕРНИТЬСЯ ПИЩЕЮ И НЕ ПОРУГАТЬ СВЯТОГО ЗАВЕТА, - И УМИРАЛИ».
2Макк.6:18-31 «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение, и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать.
Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием.
Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости и достигнутой им славной седины, и благочестивого из детства воспитания, а более всего - святого и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал, и сказал: немедленно предать смерти; ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример - охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение. Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие.
Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели».
Итак, мы видим из вышеприведённого текста, что старец Елеазар отказался вкушать даже чистое мясо, под видом свинины, чтобы не дать соблазна молодым нарушать Божьи законы о пище. Также во Второй книге Маккавейской описывается смерть семи братьев и их матери, которые предпочли перенести мучения и умереть, чем оскверняться свиным мясом. Для них остаться святыми и неосквернёнными пред Богом было важнее, чем остаться в живых:
2Макк.7:1-2 «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и ПРИНУЖДАЕМЫ ЦАРЕМ ЕСТЬ НЕДОЗВОЛЕННОЕ СВИНОЕ МЯСО, БЫВ ТЕРЗАЕМЫ БИЧАМИ И ЖИЛАМИ. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? МЫ ГОТОВЫ ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ, НЕЖЕЛИ ПРЕСТУПИТЬ ОТЕЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ».