1. Необходимость крещения водой во имя Иисуса Христа
Что следует делать с людьми, ответившими на проповедь Евангелия Царства Божьего, покаявшимися в своих грехах, и уверовавшими в Иисуса Христа? Покаяние и вера в Божьего Сына Иисуса Христа, умершего за грехи людей и воскресшего, должны подтвердиться погружением (крещением) уверовавшего человека в воде во имя Иисуса Христа. Именно водное крещение было действием, которое в церкви 1-го века н.э. ожидалось от покаявшихся и уверовавших людей незамедлительно, как подтверждение их покаяния и веры в Иисуса Христа. Есть множество примеров тому в книге Деяния Апостолов.
Деян.2:36-41 «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, И ДА КРЕСТИТСЯ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ВО ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. ИТАК ОХОТНО ПРИНЯВШИЕ СЛОВО ЕГО КРЕСТИЛИСЬ, и присоединилось В ТОТ ДЕНЬ душ около трех тысяч».
Деян.8:12 «Но, КОГДА ПОВЕРИЛИ Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, ТО КРЕСТИЛИСЬ и мужчины, и женщины».
Деян.8:35-39 «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ МНЕ КРЕСТИТЬСЯ? ФИЛИПП ЖЕ СКАЗАЛ ЕМУ: ЕСЛИ ВЕРУЕШЬ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, МОЖНО. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».
Деян.9:17-18 «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился».
Деян.22:12-16 «Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, ЧТО ТЫ МЕДЛИШЬ? ВСТАНЬ, КРЕСТИСЬ И ОМОЙ ГРЕХИ ТВОИ, ПРИЗВАВ ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА».
Деян.16:30-33 «И, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и НЕМЕДЛЕННО КРЕСТИЛСЯ сам и все [домашние] его».
Мар.16:15-16 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. КТО БУДЕТ ВЕРОВАТЬ И КРЕСТИТСЯ, СПАСЕН БУДЕТ; а кто не будет веровать, осужден будет».
Итак, согласно Священному Писанию, водное крещение – это правильный ответ на призыв к покаянию и на проповедь Евангелия. Это ответ, которого ожидает Бог от людей, слушающих проповедь Евангелия Царства Божьего. Поэтому людей, обращающихся к Богу нужно учить о водном крещении. Нужно внятно и кратко объяснить им, для чего оно нужно и что оно значит. Затем нужно крестить их полным погружением в воду, во имя Иисуса Христа. Из всех вышеприведённых мест Писания мы видим, что в 1-м веке н.э. люди, которые слышали Евангелие, понимали, что ответ, которого требует от них Бог, как подтверждение их покаяния и веры в это Евангелие – это крещение в воде, во имя Иисуса Христа. В чём суть водного крещения? Что люди должны знать о водном крещении, когда они принимают его?
1) Погружение в воду во Имя Иисуса Христа
Греческое слово «баптизо», переведённое на русский язык как «крещение», означает просто «погружение». Итак, новозаветное водное крещение – это кратковременное погружение человека в воду, которое совершается на основании веры человека в Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и Духа Святого.
Матф.28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Это погружение совершается во Имя Иисуса Христа. В Библейском понимании за именем всегда стоит сущность, реальность и авторитет того, в чьё имя что-либо совершается. То есть, другими словами, водное крещение совершается ради Иисуса Христа, подчиняясь Ему, Его власти и авторитету.
Крещение совершается полным погружением в воду, такой пример показал нам Иисус и Его Апостолы. Для совершения водного крещения нужно иметь достаточно воды, чтобы крещаемый человек мог полностью погрузиться.
Иоан.3:23 «А Иоанн также КРЕСТИЛ В ЕНОНЕ, близ Салима, ПОТОМУ ЧТО ТАМ БЫЛО МНОГО ВОДЫ; и приходили туда и крестились».
Матф.3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, КРЕСТИВШИСЬ, Иисус тотчас ВЫШЕЛ ИЗ ВОДЫ, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Мы видим из вышеприведённого примера, что Иисус вошёл в воду, погрузился и вышел из воды.
2) Исполнение всякой праведности и подражание примеру Иисуса
Когда Иисус пришёл, чтобы креститься от Иоанна, тот не хотел допустить его. Иоанн понимал, что Иисус выше его, и скорее он должен креститься от Иисуса, чем наоборот. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мт.3:15). Следует заметить, что в данном случае слово «правда» использовано в смысле праведность. Почему Иисус крестился? Для этого было несколько важных причин:
Во-первых, чтобы дать нам пример. Отвечая Иоанну, Он использовал слова «надлежит нам», вместо «надлежит Мне». То есть Он показал пример нам, Его ученикам и последователям. Он отождествил Себя с нами.
Во-вторых, Иисус также сказал, что таким образом исполняется всякая праведность. Что Иисус имел в виду под этим? Водное крещение в покаяние, которым крестил Иоанн, было Божьей волей и Божьим праведным требованием для всех людей в то время. Иисус подчинился этому праведному требованию Своего Небесного Отца, и таким образом исполнил всякую праведность, которую требовал в то время от людей Бог (хотя Иисус не нуждался в покаянии, потому что не сделал никакого греха – 1Пет.2:22). Точно так же крещение водою во имя Иисуса Христа является праведным Божьим требованием сегодня для всех покаявшихся и поверивших в Евангелие людей.
В-третьих, слово, переведённое как «исполнить» может также означать в буквальном переводе с греческого языка: наполнять, дополнять, совершать. Итак, праведность исполняется, наполняется, дополняется и совершается водным крещением. Мы знаем, что человек получает оправдание и дар праведности от Бога по вере в Иисуса Христа (Рим.3:21-24, 5:17, Гал. 2:16). Но, согласно словам Иисуса Христа, эта праведность наполняется до полноты, дополняется, или доводится до совершенства, водным крещением. Водное крещение является для новозаветного верующего внешним подтверждением той праведности, которую он получил благодаря своему покаянию и вере в Иисуса Христа, Его смерть за грехи людей, и воскресение из мёртвых.
3) Подобие смерти, погребения и воскресения с Иисусом Христом
Согласно Библии, водное крещение также является подобием (или символом) нашей смерти, погребения и воскресения с Иисусом Христом, и нашим отождествлением с Его смертью и воскресением из мёртвых. Через водное крещение мы показываем внешне то, что произошло с нами внутренне, через веру в Иисуса Христа.
Рим.6:3-11 «Неужели НЕ ЗНАЕТЕ, что все мы, КРЕСТИВШИЕСЯ во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, МЫ ПОГРЕБЛИСЬ С НИМ КРЕЩЕНИЕМ в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
Ибо если мы соединены с Ним ПОДОБИЕМ СМЕРТИ ЕГО, то должны быть соединены и ПОДОБИЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ, ЗНАЯ то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Если же мы умерли со Христом, то ВЕРУЕМ, что и жить будем с Ним, ЗНАЯ, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы ПОЧИТАЙТЕ СЕБЯ МЕРТВЫМИ ДЛЯ ГРЕХА, ЖИВЫМИ ЖЕ ДЛЯ БОГА во Христе Иисусе, Господе нашем».
Человек всегда крестится в то состояние, в котором он уже пребывает. Например, Иоанн Креститель крестил крещением покаяния только тех людей, которые уже покаялись. Крещение не было их покаянием. Оно было внешним подтверждением того, что они покаялись. Точно так же, крещение во Имя Иисуса Христа не является смертью для греха и воскресением для новой жизни. Оно является внешним подтверждением того, что наша греховная природа, наш старый греховный образ жизни, наш ветхий человек был распят и умер на кресте вместе с Иисусом Христом. Водное крещение является образом или символом погребения этого ветхого человека, и нашего воскресения с Иисусом Христом для новой жизни, которое произошло благодаря нашей вере в Бога и Господа Иисуса Христа.
Кол.2:12-13 «БЫВ ПОГРЕБЕНЫ С НИМ В КРЕЩЕНИИ, в Нем вы и СОВОСКРЕСЛИ ВЕРОЮ в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».
Водное крещение само по себе не умерщвляет человека для греха и не воскрешает его для новой жизни. Оно является только внешним символом того, что человек умер для греха, его ветхая природа погребена, и он воскрес для новой жизни. Все эти действия должны произойти в человеке до водного крещения. И они производятся покаянием и верою, а не просто водой.
4) Переход из-под власти тьмы в Царство Иисуса Христа
Священное Писание учит нас, что Бог избавил верующих от власти тьмы и ввёл их в Царство Своего возлюбленного Сына:
Кол.1:12-13 «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего».
Прообразом этого избавления верующих от власти тьмы было избавление Израильтян от египетского рабства и власти фараона. Израильтяне были окончательно избавлены от власти фараона, когда они перешли через Чермное море. Этот переход называется в Новом Завете крещением Израильтян в Моисея в море. Он является прообразом новозаветного водного крещения во Имя Иисуса Христа:
1Кор.10:1-2 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все ПРОШЛИ СКВОЗЬ МОРЕ; и все КРЕСТИЛИСЬ В МОИСЕЯ в облаке и В МОРЕ».
1Кор.10:11 «Все это происходило с ними, как ОБРАЗЫ; а ОПИСАНО В НАСТАВЛЕНИЕ НАМ, достигшим последних веков».
Так же, как окончательное избавление Израильтян от власти Египта произошло, когда они перешли Чермное море, окончательное избавление христианина от власти тьмы происходит, когда он совершил погружение в воду во Имя Иисуса Христа. Это показывает нам особую важность водного крещения.
5) Обещание Богу доброй совести
Ещё одно определение того, чем является для нас водное крещение, дано нам в 1-м Послании Петра. Там оно названо обещанием Богу доброй совести:
1Пет.3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу КРЕЩЕНИЕ, не плотской нечистоты омытие, но ОБЕЩАНИЕ БОГУ ДОБРОЙ СОВЕСТИ, спасает воскресением Иисуса Христа».
6) Видимое присоединение к поместной церкви
Кроме всего вышеперечисленного, водное крещение также является видимым присоединением человека к поместной церкви. Об этом мы читаем в книге Деяния Апостолов:
Деян.2:41 «Итак, охотно принявшие слово его КРЕСТИЛИСЬ, и ПРИСОЕДИНИЛОСЬ в тот день душ около трех тысяч».
2. Необходимость крещения Духом Святым
1) Когда и как человек должен получать дар Духа Святого?
Согласно Священному Писанию, стандартной практикой в церкви первого века было то, что за людей, которые покаялись и были крещены в воде, сразу же молились с возложением рук, чтобы они получали дар Духа Святого (или крещение Духом Святым). В Библии нигде не сказано, что это должно было измениться в будущем, или происходить по-другому.
Когда Бог что-то делает, Он делает это правильно с первого раза. Когда Иисус создал свою Церковь на земле, в 1-м веке нашей эры, там всё происходило так, как Иисус научил своих Апостолов. К сожалению, позже многие церкви отошли от этого образца и стандарта, данного Господом Иисусом Христом, и многое начали делать по-другому, или кое-что вообще перестали делать, что было заповедано Господом. Итак, мы видим из Священного Писания, что покаявшиеся и уверовавшие в Евангелие Иисуса Христа люди были незамедлительно крещены в воде во имя Иисуса Христа, и после этого крещения получали дар Духа Святого, обычно через молитву за них с возложением рук. Есть ряд примеров тому в Священном Писании.
Деян.8:12 «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины».
Деян.8:14-17 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».
Деян.19:1-6 «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать».
2) Кто может возлагать руки для получения дара Духа Святого?
Мы можем увидеть из Писания, что не только Апостолы возлагали руки на уверовавших, чтобы они получали дар Духа Святого. Иногда это могли делать простые ученики, как, например, ученик Анания в Дамаске.
Деян.9:10-12 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел».
Деян.9:17 «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа».
Следует также заметить, что возлагать руки на ново-уверовавших для получения дара Духа Святого должны именно те, кому Господь дал на это право (как Апостолам), кому он дал для этого дар (дар вспоможения – 1Кор.12:28), или кому сказал это делать (как Анании). Но иногда Бог может дать людям дар Духа Святого и без возложения рук других людей, и даже до крещения водой, как это было в доме Корнилия.
Деян.10:44-48 «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней».
Если поблизости нет никого, кто может возлагать руки для получения новообращёнными дара Духа Святого, можно просто помолиться о них, и наставить их в вере, чтобы они получили этот дар непосредственно от Иисуса Христа, как это было с учениками в день Пятидесятницы. Ведь об Иисусе Христе было сказано, что Он будет крестить людей Духом Святым и огнём. Он может это делать и сегодня, как и в 1-м веке н.э.
Лук.3:16 «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС Духом Святым и ОГНЕМ».
Деян.2:1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Это было то, что произошло в день Пятидесятницы. Проповедуя позже в этот же день собравшимся людям, апостол Пётр объяснил им, что именно произошло.
Деян.2:32-33 «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».
Из объяснения Петра мы можем увидеть, что Иисус Христос излил на верующих Дух Святой, то есть, дал им обетованние Духа Святого, приняв Его от Бога Отца. Будучи излитым от Иисуса Христа, Дух Святой наполнил тот дом, где находились ученики, таким образом они погрузились (или были крещены) в Дух Святой. При этом они также исполнились Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
3) Дар Духа Святого - это Божье свидетельство, печать и залог в нас
Дар Духа Святого – это Божье свидетельство, печать и залог в нас
Ново-уверовавшим людям нужно объяснить, что крещение Духом Святым является свидетельством, печатью и подтверждением того, что Бог действительно простил, очистил и принял нас, и что мы Его дети. Дар Духа Святого является также залогом нашего наследия у Бога, как Божьих детей.
Деян.15:7-9 «По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец БОГ ДАЛ ИМ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ДАРОВАВ ИМ ДУХА СВЯТОГО, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, ВЕРОЮ ОЧИСТИВ СЕРДЦА ИХ».
Рим.8:15-16 «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" СЕЙ САМЫЙ ДУХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДУХУ НАШЕМУ, ЧТО МЫ - ДЕТИ БОЖИИ».
Гал.4:6 «А КАК ВЫ - СЫНЫ, ТО БОГ ПОСЛАЛ В СЕРДЦА ВАШИ ДУХА СЫНА СВОЕГО, вопиющего: "Авва, Отче!"».
Еф.1:13-14 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, ЗАПЕЧАТЛЕНЫ обетованным СВЯТЫМ ДУХОМ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЗАЛОГ НАСЛЕДИЯ НАШЕГО, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его».
4) Молитва Духом - молитва на иных языках
Покаявшихся и уверовавших в Евангелие людей нужно также наставить, что крещение Духом Святым нужно для того, чтобы быть способным молиться духом. Им нужно объяснить, что молитва духом – это молитва на ином языке, и что свидетельством крещения Духом Святым есть говорение на иных языках, как Дух Святой даёт провещевать.
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом СО ВСЯКИМ ПОСТОЯНСТВОМ и молением о всех святых».
Апостол Иуда также призывал верующих к такой молитве, но он называет её не просто молитва духом, а молитва Духом Святым:
Иуд.1:20-21 «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, МОЛЯСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».
1Кор.14:14-15 «Ибо КОГДА Я МОЛЮСЬ НА НЕЗНАКОМОМ ЯЗЫКЕ, то хотя ДУХ МОЙ и МОЛИТСЯ, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
При такой молитве на ином языке Дух Святой даёт нашему духу правильные слова молитвы, которые мы произносим нашими устами.
Деян.2:4 «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
5) Что нужно сделать, чтобы получить дар Духа Святого?
Новообращённых нужно наставить в вере, и объяснить им, что мы получаем дар Духа Святого верой. Когда за них будут молиться о получении дара Духа Святого, с возможным возложением рук, Иисус изольёт на них Дух Святой, но они должны открыть свои уста, принять Его верой, и начать молиться на иных языках, как Дух Святой будет давать им провещевать.
Гал.3:2 «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?»
Гал.3:5 «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?»
Гал.3:13-14 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, ЧТОБЫ НАМ ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОГО ДУХА ВЕРОЮ».
Когда покаявшиеся люди получат наставление в вере, за них необходимо помолиться о получении дара Духа Святого, и убедиться, что каждый из них получил этот дар со знамением иных языков (Деян.2:4, 10:45-46, 19:6). Если этого не произошло с кем-либо, нужно отдельно побеседовать с ними, и выяснить возможные причины, почему это не произошло. Возможно, человек не имел достаточно веры для получения этого дара, или, возможно, человек не повиновался Богу во всём и не исполнил необходимых условий для получения дара Духа Святого. Ведь Бог даёт дар Духа Святого повинующимся Ему.
Деян.5:32 «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему».
Если человек повинуется Богу, и исполнил Его условия и требования для получения дара Духа Святого, Бог обязательно даст ему этот дар, так как это обетование принадлежит всем призванным (Деян.2:39). Этими условиями для получения дара Духа Святого являются:
1. Покаяние и вера в благовествование о Христе (Деян.2:38, Еф.1:13).
2. Водное крещение во имя Иисуса Христа (Деян.2:38).
3. Жажда получения Духа Святого (Ин.7:37-39).
4. Молитва к Богу о получении Духа Святого (Лк.11:13).
5. Приход к Иисусу (в молитве) и принятие верой (или «питие») Духа Святого (Ин.7:37-38, Пс.80:11).
6. Подчинение Богу членов своего тела, включая язык (Рим.6:13, 19).
7. Решение начать говорить на иных языках, как Дух даёт провещевать (Деян.2:4, 1Кор.14:15).
3. Наставление об огненном крещении/огненном искушении
1) Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие
Учение о крещениях является одним из начатков учения Христова (Евреям 6:1-2). Есть два обязательных основных вида крещения, через которые должен пройти каждый верующий человек в начале своего христианского пути. Это крещение водою во Имя Иисуса Христа, и крещение Духом Святым. Но в Новом Завете упоминается ещё один, третий вид крещения, о котором нужно обязательно сказать ново-уверовавшим людям – это крещение огнём.
Лук.3:16 «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС Духом Святым и ОГНЕМ».
Иоанн говорил эти слова об Иисусе Христе. Иисус также говорил подобные слова о Самом Себе:
Лук.12:49-53 «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей».
Крещение, о котором говорил Иисус здесь – это образное название тех страданий, через которые Он должен был пройти. Впоследствии Его ученики также должны были пройти через разные страдания. Иисус предупредил, что эти страдания будут включать непринятие и гонения даже со стороны родных. Иисус сказал, что Он пришёл принести на землю огонь и разделение между людьми. Нам нужно напомнить, что слово крещение означает погружение. Крещение огнём – это погружение в огонь. Если человек погружен в огонь, он терпит боль и страдание. Итак, крещение огнём – это погружение в страдания и испытания, которые приносят нам боль. Эта боль может быть физическая, душевная, эмоциональная. Апостол Пётр назвал это огненным искушением:
1Пет.4:12-16 «Возлюбленные! ОГНЕННОГО ИСКУШЕНИЯ, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых СТРАДАНИЯХ, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».
Проповедники Слова Божьего должны обязательно предупреждать людей, что вера в Иисуса Христа будет им чего-то стоить, и что они будут встречаться с разными скорбями из-за своей веры, и даже их родные могут восстать на них. Это происходило во времена Иисуса и Его Апостолов, и это происходит до сих пор. Об этом нужно предупреждать ново-уверовавших людей, как это делал Иисус Христос и Его Апостолы в 1-м веке нашей эры.
Деян.14:21-22 «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что МНОГИМИ СКОРБЯМИ НАДЛЕЖИТ НАМ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ».
2) Огненные искушения нужны для нашего совершенствования
Господь посылает нам эти огненные искушения, чтобы испытать нас, и сделать нас совершенными. Страдания способны производить в человеке такие изменения, которых ничто другое не может произвести. Они способны приводить нас к совершенству:
Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, ЧТОБЫ ВЫ БЫЛИ СОВЕРШЕННЫ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ, без всякого недостатка».
Даже Сыну Божьему Иисусу Христу нужно было пройти через страдания, чтобы достичь совершенства, как Человеку:
Евр.5:7-9 «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако СТРАДАНИЯМИ НАВЫК ПОСЛУШАНИЮ, И, СОВЕРШИВШИСЬ, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
3) Слова поддержки в огненных искушениях
Существует целый ряд мест Священного Писания, которые могут поддержать нас в трудные периоды нашей жизни, когда мы переносим огненные искушения. А такие периоды обязательно будут в жизни каждого истинно верующего человека, желающего жить благочестиво во Христе Иисусе:
2Тим.3:12 «Да и ВСЕ, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».
2Фесс.1:3-7 «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его».
Евр.13:5-6 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Мы должны всегда помнить, что Господь пообещал не оставить и не покинуть нас, что Он всегда с нами, что Он наш Помощник, и нам не нужно бояться и страшиться людей, или испытаний, которые приходят в нашу жизнь, потому что Господь на нашей стороне и всё держит под Своим контролем. И таким же образом нам обязательно нужно наставлять ново-уверовавших людей. Если они не будут подготовлены к тому, что может встретиться им на пути следования за Иисусом Христом, им будет намного труднее устоять, сохранить веру, и быть верными Господу.
Что следует делать с людьми, ответившими на проповедь Евангелия Царства Божьего, покаявшимися в своих грехах, и уверовавшими в Иисуса Христа? Покаяние и вера в Божьего Сына Иисуса Христа, умершего за грехи людей и воскресшего, должны подтвердиться погружением (крещением) уверовавшего человека в воде во имя Иисуса Христа. Именно водное крещение было действием, которое в церкви 1-го века н.э. ожидалось от покаявшихся и уверовавших людей незамедлительно, как подтверждение их покаяния и веры в Иисуса Христа. Есть множество примеров тому в книге Деяния Апостолов.
Деян.2:36-41 «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, И ДА КРЕСТИТСЯ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ВО ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. ИТАК ОХОТНО ПРИНЯВШИЕ СЛОВО ЕГО КРЕСТИЛИСЬ, и присоединилось В ТОТ ДЕНЬ душ около трех тысяч».
Деян.8:12 «Но, КОГДА ПОВЕРИЛИ Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, ТО КРЕСТИЛИСЬ и мужчины, и женщины».
Деян.8:35-39 «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ МНЕ КРЕСТИТЬСЯ? ФИЛИПП ЖЕ СКАЗАЛ ЕМУ: ЕСЛИ ВЕРУЕШЬ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, МОЖНО. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».
Деян.9:17-18 «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился».
Деян.22:12-16 «Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, ЧТО ТЫ МЕДЛИШЬ? ВСТАНЬ, КРЕСТИСЬ И ОМОЙ ГРЕХИ ТВОИ, ПРИЗВАВ ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА».
Деян.16:30-33 «И, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и НЕМЕДЛЕННО КРЕСТИЛСЯ сам и все [домашние] его».
Мар.16:15-16 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. КТО БУДЕТ ВЕРОВАТЬ И КРЕСТИТСЯ, СПАСЕН БУДЕТ; а кто не будет веровать, осужден будет».
Итак, согласно Священному Писанию, водное крещение – это правильный ответ на призыв к покаянию и на проповедь Евангелия. Это ответ, которого ожидает Бог от людей, слушающих проповедь Евангелия Царства Божьего. Поэтому людей, обращающихся к Богу нужно учить о водном крещении. Нужно внятно и кратко объяснить им, для чего оно нужно и что оно значит. Затем нужно крестить их полным погружением в воду, во имя Иисуса Христа. Из всех вышеприведённых мест Писания мы видим, что в 1-м веке н.э. люди, которые слышали Евангелие, понимали, что ответ, которого требует от них Бог, как подтверждение их покаяния и веры в это Евангелие – это крещение в воде, во имя Иисуса Христа. В чём суть водного крещения? Что люди должны знать о водном крещении, когда они принимают его?
1) Погружение в воду во Имя Иисуса Христа
Греческое слово «баптизо», переведённое на русский язык как «крещение», означает просто «погружение». Итак, новозаветное водное крещение – это кратковременное погружение человека в воду, которое совершается на основании веры человека в Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и Духа Святого.
Матф.28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Это погружение совершается во Имя Иисуса Христа. В Библейском понимании за именем всегда стоит сущность, реальность и авторитет того, в чьё имя что-либо совершается. То есть, другими словами, водное крещение совершается ради Иисуса Христа, подчиняясь Ему, Его власти и авторитету.
Крещение совершается полным погружением в воду, такой пример показал нам Иисус и Его Апостолы. Для совершения водного крещения нужно иметь достаточно воды, чтобы крещаемый человек мог полностью погрузиться.
Иоан.3:23 «А Иоанн также КРЕСТИЛ В ЕНОНЕ, близ Салима, ПОТОМУ ЧТО ТАМ БЫЛО МНОГО ВОДЫ; и приходили туда и крестились».
Матф.3:13-17 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, КРЕСТИВШИСЬ, Иисус тотчас ВЫШЕЛ ИЗ ВОДЫ, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Мы видим из вышеприведённого примера, что Иисус вошёл в воду, погрузился и вышел из воды.
2) Исполнение всякой праведности и подражание примеру Иисуса
Когда Иисус пришёл, чтобы креститься от Иоанна, тот не хотел допустить его. Иоанн понимал, что Иисус выше его, и скорее он должен креститься от Иисуса, чем наоборот. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мт.3:15). Следует заметить, что в данном случае слово «правда» использовано в смысле праведность. Почему Иисус крестился? Для этого было несколько важных причин:
Во-первых, чтобы дать нам пример. Отвечая Иоанну, Он использовал слова «надлежит нам», вместо «надлежит Мне». То есть Он показал пример нам, Его ученикам и последователям. Он отождествил Себя с нами.
Во-вторых, Иисус также сказал, что таким образом исполняется всякая праведность. Что Иисус имел в виду под этим? Водное крещение в покаяние, которым крестил Иоанн, было Божьей волей и Божьим праведным требованием для всех людей в то время. Иисус подчинился этому праведному требованию Своего Небесного Отца, и таким образом исполнил всякую праведность, которую требовал в то время от людей Бог (хотя Иисус не нуждался в покаянии, потому что не сделал никакого греха – 1Пет.2:22). Точно так же крещение водою во имя Иисуса Христа является праведным Божьим требованием сегодня для всех покаявшихся и поверивших в Евангелие людей.
В-третьих, слово, переведённое как «исполнить» может также означать в буквальном переводе с греческого языка: наполнять, дополнять, совершать. Итак, праведность исполняется, наполняется, дополняется и совершается водным крещением. Мы знаем, что человек получает оправдание и дар праведности от Бога по вере в Иисуса Христа (Рим.3:21-24, 5:17, Гал. 2:16). Но, согласно словам Иисуса Христа, эта праведность наполняется до полноты, дополняется, или доводится до совершенства, водным крещением. Водное крещение является для новозаветного верующего внешним подтверждением той праведности, которую он получил благодаря своему покаянию и вере в Иисуса Христа, Его смерть за грехи людей, и воскресение из мёртвых.
3) Подобие смерти, погребения и воскресения с Иисусом Христом
Согласно Библии, водное крещение также является подобием (или символом) нашей смерти, погребения и воскресения с Иисусом Христом, и нашим отождествлением с Его смертью и воскресением из мёртвых. Через водное крещение мы показываем внешне то, что произошло с нами внутренне, через веру в Иисуса Христа.
Рим.6:3-11 «Неужели НЕ ЗНАЕТЕ, что все мы, КРЕСТИВШИЕСЯ во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, МЫ ПОГРЕБЛИСЬ С НИМ КРЕЩЕНИЕМ в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
Ибо если мы соединены с Ним ПОДОБИЕМ СМЕРТИ ЕГО, то должны быть соединены и ПОДОБИЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ, ЗНАЯ то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Если же мы умерли со Христом, то ВЕРУЕМ, что и жить будем с Ним, ЗНАЯ, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы ПОЧИТАЙТЕ СЕБЯ МЕРТВЫМИ ДЛЯ ГРЕХА, ЖИВЫМИ ЖЕ ДЛЯ БОГА во Христе Иисусе, Господе нашем».
Человек всегда крестится в то состояние, в котором он уже пребывает. Например, Иоанн Креститель крестил крещением покаяния только тех людей, которые уже покаялись. Крещение не было их покаянием. Оно было внешним подтверждением того, что они покаялись. Точно так же, крещение во Имя Иисуса Христа не является смертью для греха и воскресением для новой жизни. Оно является внешним подтверждением того, что наша греховная природа, наш старый греховный образ жизни, наш ветхий человек был распят и умер на кресте вместе с Иисусом Христом. Водное крещение является образом или символом погребения этого ветхого человека, и нашего воскресения с Иисусом Христом для новой жизни, которое произошло благодаря нашей вере в Бога и Господа Иисуса Христа.
Кол.2:12-13 «БЫВ ПОГРЕБЕНЫ С НИМ В КРЕЩЕНИИ, в Нем вы и СОВОСКРЕСЛИ ВЕРОЮ в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».
Водное крещение само по себе не умерщвляет человека для греха и не воскрешает его для новой жизни. Оно является только внешним символом того, что человек умер для греха, его ветхая природа погребена, и он воскрес для новой жизни. Все эти действия должны произойти в человеке до водного крещения. И они производятся покаянием и верою, а не просто водой.
4) Переход из-под власти тьмы в Царство Иисуса Христа
Священное Писание учит нас, что Бог избавил верующих от власти тьмы и ввёл их в Царство Своего возлюбленного Сына:
Кол.1:12-13 «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего».
Прообразом этого избавления верующих от власти тьмы было избавление Израильтян от египетского рабства и власти фараона. Израильтяне были окончательно избавлены от власти фараона, когда они перешли через Чермное море. Этот переход называется в Новом Завете крещением Израильтян в Моисея в море. Он является прообразом новозаветного водного крещения во Имя Иисуса Христа:
1Кор.10:1-2 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все ПРОШЛИ СКВОЗЬ МОРЕ; и все КРЕСТИЛИСЬ В МОИСЕЯ в облаке и В МОРЕ».
1Кор.10:11 «Все это происходило с ними, как ОБРАЗЫ; а ОПИСАНО В НАСТАВЛЕНИЕ НАМ, достигшим последних веков».
Так же, как окончательное избавление Израильтян от власти Египта произошло, когда они перешли Чермное море, окончательное избавление христианина от власти тьмы происходит, когда он совершил погружение в воду во Имя Иисуса Христа. Это показывает нам особую важность водного крещения.
5) Обещание Богу доброй совести
Ещё одно определение того, чем является для нас водное крещение, дано нам в 1-м Послании Петра. Там оно названо обещанием Богу доброй совести:
1Пет.3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу КРЕЩЕНИЕ, не плотской нечистоты омытие, но ОБЕЩАНИЕ БОГУ ДОБРОЙ СОВЕСТИ, спасает воскресением Иисуса Христа».
6) Видимое присоединение к поместной церкви
Кроме всего вышеперечисленного, водное крещение также является видимым присоединением человека к поместной церкви. Об этом мы читаем в книге Деяния Апостолов:
Деян.2:41 «Итак, охотно принявшие слово его КРЕСТИЛИСЬ, и ПРИСОЕДИНИЛОСЬ в тот день душ около трех тысяч».
2. Необходимость крещения Духом Святым
1) Когда и как человек должен получать дар Духа Святого?
Согласно Священному Писанию, стандартной практикой в церкви первого века было то, что за людей, которые покаялись и были крещены в воде, сразу же молились с возложением рук, чтобы они получали дар Духа Святого (или крещение Духом Святым). В Библии нигде не сказано, что это должно было измениться в будущем, или происходить по-другому.
Когда Бог что-то делает, Он делает это правильно с первого раза. Когда Иисус создал свою Церковь на земле, в 1-м веке нашей эры, там всё происходило так, как Иисус научил своих Апостолов. К сожалению, позже многие церкви отошли от этого образца и стандарта, данного Господом Иисусом Христом, и многое начали делать по-другому, или кое-что вообще перестали делать, что было заповедано Господом. Итак, мы видим из Священного Писания, что покаявшиеся и уверовавшие в Евангелие Иисуса Христа люди были незамедлительно крещены в воде во имя Иисуса Христа, и после этого крещения получали дар Духа Святого, обычно через молитву за них с возложением рук. Есть ряд примеров тому в Священном Писании.
Деян.8:12 «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины».
Деян.8:14-17 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».
Деян.19:1-6 «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать».
2) Кто может возлагать руки для получения дара Духа Святого?
Мы можем увидеть из Писания, что не только Апостолы возлагали руки на уверовавших, чтобы они получали дар Духа Святого. Иногда это могли делать простые ученики, как, например, ученик Анания в Дамаске.
Деян.9:10-12 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел».
Деян.9:17 «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа».
Следует также заметить, что возлагать руки на ново-уверовавших для получения дара Духа Святого должны именно те, кому Господь дал на это право (как Апостолам), кому он дал для этого дар (дар вспоможения – 1Кор.12:28), или кому сказал это делать (как Анании). Но иногда Бог может дать людям дар Духа Святого и без возложения рук других людей, и даже до крещения водой, как это было в доме Корнилия.
Деян.10:44-48 «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней».
Если поблизости нет никого, кто может возлагать руки для получения новообращёнными дара Духа Святого, можно просто помолиться о них, и наставить их в вере, чтобы они получили этот дар непосредственно от Иисуса Христа, как это было с учениками в день Пятидесятницы. Ведь об Иисусе Христе было сказано, что Он будет крестить людей Духом Святым и огнём. Он может это делать и сегодня, как и в 1-м веке н.э.
Лук.3:16 «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС Духом Святым и ОГНЕМ».
Деян.2:1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Это было то, что произошло в день Пятидесятницы. Проповедуя позже в этот же день собравшимся людям, апостол Пётр объяснил им, что именно произошло.
Деян.2:32-33 «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».
Из объяснения Петра мы можем увидеть, что Иисус Христос излил на верующих Дух Святой, то есть, дал им обетованние Духа Святого, приняв Его от Бога Отца. Будучи излитым от Иисуса Христа, Дух Святой наполнил тот дом, где находились ученики, таким образом они погрузились (или были крещены) в Дух Святой. При этом они также исполнились Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
3) Дар Духа Святого - это Божье свидетельство, печать и залог в нас
Дар Духа Святого – это Божье свидетельство, печать и залог в нас
Ново-уверовавшим людям нужно объяснить, что крещение Духом Святым является свидетельством, печатью и подтверждением того, что Бог действительно простил, очистил и принял нас, и что мы Его дети. Дар Духа Святого является также залогом нашего наследия у Бога, как Божьих детей.
Деян.15:7-9 «По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец БОГ ДАЛ ИМ СВИДЕТЕЛЬСТВО, ДАРОВАВ ИМ ДУХА СВЯТОГО, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, ВЕРОЮ ОЧИСТИВ СЕРДЦА ИХ».
Рим.8:15-16 «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" СЕЙ САМЫЙ ДУХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДУХУ НАШЕМУ, ЧТО МЫ - ДЕТИ БОЖИИ».
Гал.4:6 «А КАК ВЫ - СЫНЫ, ТО БОГ ПОСЛАЛ В СЕРДЦА ВАШИ ДУХА СЫНА СВОЕГО, вопиющего: "Авва, Отче!"».
Еф.1:13-14 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, ЗАПЕЧАТЛЕНЫ обетованным СВЯТЫМ ДУХОМ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЗАЛОГ НАСЛЕДИЯ НАШЕГО, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его».
4) Молитва Духом - молитва на иных языках
Покаявшихся и уверовавших в Евангелие людей нужно также наставить, что крещение Духом Святым нужно для того, чтобы быть способным молиться духом. Им нужно объяснить, что молитва духом – это молитва на ином языке, и что свидетельством крещения Духом Святым есть говорение на иных языках, как Дух Святой даёт провещевать.
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом СО ВСЯКИМ ПОСТОЯНСТВОМ и молением о всех святых».
Апостол Иуда также призывал верующих к такой молитве, но он называет её не просто молитва духом, а молитва Духом Святым:
Иуд.1:20-21 «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, МОЛЯСЬ ДУХОМ СВЯТЫМ, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни».
1Кор.14:14-15 «Ибо КОГДА Я МОЛЮСЬ НА НЕЗНАКОМОМ ЯЗЫКЕ, то хотя ДУХ МОЙ и МОЛИТСЯ, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом».
При такой молитве на ином языке Дух Святой даёт нашему духу правильные слова молитвы, которые мы произносим нашими устами.
Деян.2:4 «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
5) Что нужно сделать, чтобы получить дар Духа Святого?
Новообращённых нужно наставить в вере, и объяснить им, что мы получаем дар Духа Святого верой. Когда за них будут молиться о получении дара Духа Святого, с возможным возложением рук, Иисус изольёт на них Дух Святой, но они должны открыть свои уста, принять Его верой, и начать молиться на иных языках, как Дух Святой будет давать им провещевать.
Гал.3:2 «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?»
Гал.3:5 «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?»
Гал.3:13-14 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, ЧТОБЫ НАМ ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОГО ДУХА ВЕРОЮ».
Когда покаявшиеся люди получат наставление в вере, за них необходимо помолиться о получении дара Духа Святого, и убедиться, что каждый из них получил этот дар со знамением иных языков (Деян.2:4, 10:45-46, 19:6). Если этого не произошло с кем-либо, нужно отдельно побеседовать с ними, и выяснить возможные причины, почему это не произошло. Возможно, человек не имел достаточно веры для получения этого дара, или, возможно, человек не повиновался Богу во всём и не исполнил необходимых условий для получения дара Духа Святого. Ведь Бог даёт дар Духа Святого повинующимся Ему.
Деян.5:32 «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему».
Если человек повинуется Богу, и исполнил Его условия и требования для получения дара Духа Святого, Бог обязательно даст ему этот дар, так как это обетование принадлежит всем призванным (Деян.2:39). Этими условиями для получения дара Духа Святого являются:
1. Покаяние и вера в благовествование о Христе (Деян.2:38, Еф.1:13).
2. Водное крещение во имя Иисуса Христа (Деян.2:38).
3. Жажда получения Духа Святого (Ин.7:37-39).
4. Молитва к Богу о получении Духа Святого (Лк.11:13).
5. Приход к Иисусу (в молитве) и принятие верой (или «питие») Духа Святого (Ин.7:37-38, Пс.80:11).
6. Подчинение Богу членов своего тела, включая язык (Рим.6:13, 19).
7. Решение начать говорить на иных языках, как Дух даёт провещевать (Деян.2:4, 1Кор.14:15).
3. Наставление об огненном крещении/огненном искушении
1) Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие
Учение о крещениях является одним из начатков учения Христова (Евреям 6:1-2). Есть два обязательных основных вида крещения, через которые должен пройти каждый верующий человек в начале своего христианского пути. Это крещение водою во Имя Иисуса Христа, и крещение Духом Святым. Но в Новом Завете упоминается ещё один, третий вид крещения, о котором нужно обязательно сказать ново-уверовавшим людям – это крещение огнём.
Лук.3:16 «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; ОН БУДЕТ КРЕСТИТЬ ВАС Духом Святым и ОГНЕМ».
Иоанн говорил эти слова об Иисусе Христе. Иисус также говорил подобные слова о Самом Себе:
Лук.12:49-53 «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей».
Крещение, о котором говорил Иисус здесь – это образное название тех страданий, через которые Он должен был пройти. Впоследствии Его ученики также должны были пройти через разные страдания. Иисус предупредил, что эти страдания будут включать непринятие и гонения даже со стороны родных. Иисус сказал, что Он пришёл принести на землю огонь и разделение между людьми. Нам нужно напомнить, что слово крещение означает погружение. Крещение огнём – это погружение в огонь. Если человек погружен в огонь, он терпит боль и страдание. Итак, крещение огнём – это погружение в страдания и испытания, которые приносят нам боль. Эта боль может быть физическая, душевная, эмоциональная. Апостол Пётр назвал это огненным искушением:
1Пет.4:12-16 «Возлюбленные! ОГНЕННОГО ИСКУШЕНИЯ, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых СТРАДАНИЯХ, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».
Проповедники Слова Божьего должны обязательно предупреждать людей, что вера в Иисуса Христа будет им чего-то стоить, и что они будут встречаться с разными скорбями из-за своей веры, и даже их родные могут восстать на них. Это происходило во времена Иисуса и Его Апостолов, и это происходит до сих пор. Об этом нужно предупреждать ново-уверовавших людей, как это делал Иисус Христос и Его Апостолы в 1-м веке нашей эры.
Деян.14:21-22 «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что МНОГИМИ СКОРБЯМИ НАДЛЕЖИТ НАМ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ».
2) Огненные искушения нужны для нашего совершенствования
Господь посылает нам эти огненные искушения, чтобы испытать нас, и сделать нас совершенными. Страдания способны производить в человеке такие изменения, которых ничто другое не может произвести. Они способны приводить нас к совершенству:
Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, ЧТОБЫ ВЫ БЫЛИ СОВЕРШЕННЫ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ, без всякого недостатка».
Даже Сыну Божьему Иисусу Христу нужно было пройти через страдания, чтобы достичь совершенства, как Человеку:
Евр.5:7-9 «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако СТРАДАНИЯМИ НАВЫК ПОСЛУШАНИЮ, И, СОВЕРШИВШИСЬ, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
3) Слова поддержки в огненных искушениях
Существует целый ряд мест Священного Писания, которые могут поддержать нас в трудные периоды нашей жизни, когда мы переносим огненные искушения. А такие периоды обязательно будут в жизни каждого истинно верующего человека, желающего жить благочестиво во Христе Иисусе:
2Тим.3:12 «Да и ВСЕ, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».
2Фесс.1:3-7 «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его».
Евр.13:5-6 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Мы должны всегда помнить, что Господь пообещал не оставить и не покинуть нас, что Он всегда с нами, что Он наш Помощник, и нам не нужно бояться и страшиться людей, или испытаний, которые приходят в нашу жизнь, потому что Господь на нашей стороне и всё держит под Своим контролем. И таким же образом нам обязательно нужно наставлять ново-уверовавших людей. Если они не будут подготовлены к тому, что может встретиться им на пути следования за Иисусом Христом, им будет намного труднее устоять, сохранить веру, и быть верными Господу.