Под законом
Нередко многие христиане имеют страх перед исполнением Заповедей Божиих, данных в Законе Господнем. Они думают, что, начав соблюдать эти заповеди, они лишаться благодати и попадут под закон. Христиан, которые соблюдают Божьи Заповеди, другие христиане нередко судят, говоря, что те находятся под законом. Но что в действительности в Священном Писании подразумевается под фразами «под законом» и «под благодатью»? Давайте сначала исследуем понятие «под законом». Для этого обратимся к Посланию к Римлянам, третьей главе:
Рим.3:9-10 «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что КАК ИУДЕИ, ТАК И ЕЛЛИНЫ, ВСЕ ПОД ГРЕХОМ, как написано: нет праведного ни одного».
Рим.3:19 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит К СОСТОЯЩИМ ПОД ЗАКОНОМ, так что заграждаются всякие уста, и ВЕСЬ МИР СТАНОВИТСЯ ВИНОВЕН ПРЕД БОГОМ».
Итак, согласно слов Апостола Павла все люди (как иудеи, так и эллины), находятся под грехом, все состоят под законом, и весь мир виновен пред Богом. Быть под законом означает быть нарушителем закона и быть под обвинением и осуждением закона, быть достойным наказания по закону за его нарушение. Весь мир находится в таком состоянии, весь мир находится под законом! Единственный выход из этого состояния «под законом» – это живая оправдывающая вера в Иисуса Христа, проявляющаяся в делах послушания Богу:
Рим.3:21-24 «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Иак.2:14 «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?»
Иак.2:21-24 «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
Будучи оправданными по вере в Иисуса Христа мы должны продолжать делать праведные дела, дела послушания Божьим заповедям, чтобы оставаться праведниками. Если кто-либо, поверив в Иисуса Христа и получив оправдание, продолжает жить в грехе, он не остаётся праведником. Он является грешником. Он снова попадает в состояние «под законом»:
Откр.22:11 «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; ПРАВЕДНЫЙ ДА ТВОРИТ ПРАВДУ ЕЩЕ, и святый да освящается еще».
1Иоан.3:7-8 «Дети! ДА НЕ ОБОЛЬЩАЕТ ВАС НИКТО. КТО ДЕЛАЕТ ПРАВДУ, ТОТ ПРАВЕДЕН, подобно как Он праведен. КТО ДЕЛАЕТ ГРЕХ, ТОТ ОТ ДИАВОЛА, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
Но что в Священном Писании означает выражения делать правду (праведность) или творить правду (праведность)? Ответ на это нам дан в книге пророка Иезекииля:
Иез.18:5-9 «ЕСЛИ КТО ПРАВЕДЕН И ТВОРИТ СУД И ПРАВДУ, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, ПОСТУПАЕТ ПО ЗАПОВЕДЯМ МОИМ И СОБЛЮДАЕТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МОИ ИСКРЕННО: ТО ОН ПРАВЕДНИК, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».
Апостол Павел в послании к Титу пишет, что «закон добр» и «закон положен не для праведника». Почему закон положен не для праведника? Потому что праведник не находится под законом! Праведник не нарушает Божий закон, и закон не может обвинить и осудить его. Закон не имеет легальной власти наказания над праведником. Но когда человек нарушает закон, он становится в положение «под законом». Закон теперь обвиняет и осуждает его. Например, для человека, который не курит, не положен закон «Не курить!», вывешенный в общественных зданиях. Этот закон не имеет никакой легальной власти обвинить или наказать этого человека, потому что человек не нарушает и даже не собирается нарушать его. Но человек, который закурит там, где есть такой знак, становится под закон. Он становится нарушителем закона и к нему могут быть приняты меры взыскания, определённые законом:
1Тим.1:8-10 «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что ЗАКОН ПОЛОЖЕН НЕ ДЛЯ ПРАВЕДНИКА, НО ДЛЯ БЕЗЗАКОННЫХ и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению».
Все беззакония, перечисленные выше, являются нарушением Божьих заповедей, данных в Господнем Законе. Почему закон положен не для праведника? Потому что праведник не делает беззакония (Пс.118:1-3), он не нарушает Божьи заповеди, он живёт по Закону Божьему, поэтому он не находится под законом. Он свободен от обвинения и осуждения по закону. Напомним, что под законом находится весь мир, который находится под грехом (Рим. 3:9, 19). А грех есть беззаконие (1Ин. 3:4).
Подвести итог этому определению термина «под законом» можно словами Апостола Павла в Послании к Галатам, 5-й главе. Эти слова хорошо объясняют разницу в том, что значит быть под законом, и что значит быть под благодатью. Прочитав этот текст, мы увидим, что быть под законом – это значит делать дела плоти. Быть под благодатью – это значит жить по духу:
Гал.5:16-23 «Я говорю: ПОСТУПАЙТЕ ПО ДУХУ, И ВЫ НЕ БУДЕТЕ ИСПОЛНЯТЬ ВОЖДЕЛЕНИЙ ПЛОТИ, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
ЕСЛИ ЖЕ ВЫ ДУХОМ ВОДИТЕСЬ, ТО ВЫ НЕ ПОД ЗАКОНОМ.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА».
Также, термин «под законом» иногда используется Апостолом Павлом в смысле «быть под властью церемониальной обрядовой, и правовой легальной системы Ветхого Завета, в её раввинском толковании, и старание получить праведность через это». Или, альтернативное толкование может звучать так: «принять на себя образ жизни нормативного Иудаизма в его раввинском толковании, и старание получить праведность через это». Именно в таком смысле Павел использует термин «под законом» в Послании к Галатам:
Гал.4:21 «Скажите мне вы, ЖЕЛАЮЩИЕ БЫТЬ ПОД ЗАКОНОМ: разве вы не слушаете закона?»
Гал.4:21 «Скажите мне вы, желающие быть в подчинении системе, возникшей в результате искажения Торы и превращения её в законничество, разве вы не слушаете, что говорит сама Тора?» (Еврейский Новый Завет)
Гал.5:1-6 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. ЕЩЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОБРЕЗЫВАЮЩЕМУСЯ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ИСПОЛНИТЬ ВЕСЬ ЗАКОН. Вы, ОПРАВДЫВАЮЩИЕ СЕБЯ ЗАКОНОМ, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».
Под благодатью
А теперь давайте рассмотрим другое понятие, встречающееся в Библии – «под благодатью». Оно является противоположным состоянию «под законом». В понимании некоторых людей быть под благодатью означает быть освобождённым от необходимости исполнять Божьи заповеди, и иметь разрешение безнаказанно грешить. Но такое понимание выражения «быть под благодатью» совершенно ошибочно и библейски абсолютно необоснованно.
По Священному Писанию «быть под благодатью» означает получить оправдание через веру в Иисуса Христа и продолжать праведно жить с помощью силы Духа Святого, делая дела святые, исполняя Божьи заповеди. Быть под благодатью значит быть освобождённым от власти греха. Невозможно жить в грехе и под благодатью одновременно. Человек, живущий в грехе, находится под законом, под обвинением и осуждением закона, потому что, делая грех, он делает беззаконие (1Ин. 3:4). Если грех господствует над человеком, он находится под законом, а не под благодатью. Быть под благодатью означает иметь оправдывающую живую веру в Иисуса Христа и соблюдать заповеди Божии. Только люди, живущие так, называются в Писании святыми:
Рим.6:1-2 «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? НИКАК. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»
Рим.6:14-19 «ГРЕХ НЕ ДОЛЖЕН НАД ВАМИ ГОСПОДСТВОВАТЬ, ИБО ВЫ НЕ ПОД ЗАКОНОМ, НО ПОД БЛАГОДАТЬЮ. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? НИКАК. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, ТАК НЫНЕ ПРЕДСТАВЬТЕ ЧЛЕНЫ ВАШИ В РАБЫ ПРАВЕДНОСТИ НА [ДЕЛА] СВЯТЫЕ».
Откр.14:12 «Здесь терпение СВЯТЫХ, СОБЛЮДАЮЩИХ ЗАПОВЕДИ БОЖИИ И ВЕРУ В ИИСУСА».
Нередко многие христиане имеют страх перед исполнением Заповедей Божиих, данных в Законе Господнем. Они думают, что, начав соблюдать эти заповеди, они лишаться благодати и попадут под закон. Христиан, которые соблюдают Божьи Заповеди, другие христиане нередко судят, говоря, что те находятся под законом. Но что в действительности в Священном Писании подразумевается под фразами «под законом» и «под благодатью»? Давайте сначала исследуем понятие «под законом». Для этого обратимся к Посланию к Римлянам, третьей главе:
Рим.3:9-10 «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что КАК ИУДЕИ, ТАК И ЕЛЛИНЫ, ВСЕ ПОД ГРЕХОМ, как написано: нет праведного ни одного».
Рим.3:19 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит К СОСТОЯЩИМ ПОД ЗАКОНОМ, так что заграждаются всякие уста, и ВЕСЬ МИР СТАНОВИТСЯ ВИНОВЕН ПРЕД БОГОМ».
Итак, согласно слов Апостола Павла все люди (как иудеи, так и эллины), находятся под грехом, все состоят под законом, и весь мир виновен пред Богом. Быть под законом означает быть нарушителем закона и быть под обвинением и осуждением закона, быть достойным наказания по закону за его нарушение. Весь мир находится в таком состоянии, весь мир находится под законом! Единственный выход из этого состояния «под законом» – это живая оправдывающая вера в Иисуса Христа, проявляющаяся в делах послушания Богу:
Рим.3:21-24 «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Иак.2:14 «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?»
Иак.2:21-24 «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
Будучи оправданными по вере в Иисуса Христа мы должны продолжать делать праведные дела, дела послушания Божьим заповедям, чтобы оставаться праведниками. Если кто-либо, поверив в Иисуса Христа и получив оправдание, продолжает жить в грехе, он не остаётся праведником. Он является грешником. Он снова попадает в состояние «под законом»:
Откр.22:11 «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; ПРАВЕДНЫЙ ДА ТВОРИТ ПРАВДУ ЕЩЕ, и святый да освящается еще».
1Иоан.3:7-8 «Дети! ДА НЕ ОБОЛЬЩАЕТ ВАС НИКТО. КТО ДЕЛАЕТ ПРАВДУ, ТОТ ПРАВЕДЕН, подобно как Он праведен. КТО ДЕЛАЕТ ГРЕХ, ТОТ ОТ ДИАВОЛА, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола».
Но что в Священном Писании означает выражения делать правду (праведность) или творить правду (праведность)? Ответ на это нам дан в книге пророка Иезекииля:
Иез.18:5-9 «ЕСЛИ КТО ПРАВЕДЕН И ТВОРИТ СУД И ПРАВДУ, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, ПОСТУПАЕТ ПО ЗАПОВЕДЯМ МОИМ И СОБЛЮДАЕТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МОИ ИСКРЕННО: ТО ОН ПРАВЕДНИК, он непременно будет жив, говорит Господь Бог».
Апостол Павел в послании к Титу пишет, что «закон добр» и «закон положен не для праведника». Почему закон положен не для праведника? Потому что праведник не находится под законом! Праведник не нарушает Божий закон, и закон не может обвинить и осудить его. Закон не имеет легальной власти наказания над праведником. Но когда человек нарушает закон, он становится в положение «под законом». Закон теперь обвиняет и осуждает его. Например, для человека, который не курит, не положен закон «Не курить!», вывешенный в общественных зданиях. Этот закон не имеет никакой легальной власти обвинить или наказать этого человека, потому что человек не нарушает и даже не собирается нарушать его. Но человек, который закурит там, где есть такой знак, становится под закон. Он становится нарушителем закона и к нему могут быть приняты меры взыскания, определённые законом:
1Тим.1:8-10 «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что ЗАКОН ПОЛОЖЕН НЕ ДЛЯ ПРАВЕДНИКА, НО ДЛЯ БЕЗЗАКОННЫХ и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению».
Все беззакония, перечисленные выше, являются нарушением Божьих заповедей, данных в Господнем Законе. Почему закон положен не для праведника? Потому что праведник не делает беззакония (Пс.118:1-3), он не нарушает Божьи заповеди, он живёт по Закону Божьему, поэтому он не находится под законом. Он свободен от обвинения и осуждения по закону. Напомним, что под законом находится весь мир, который находится под грехом (Рим. 3:9, 19). А грех есть беззаконие (1Ин. 3:4).
Подвести итог этому определению термина «под законом» можно словами Апостола Павла в Послании к Галатам, 5-й главе. Эти слова хорошо объясняют разницу в том, что значит быть под законом, и что значит быть под благодатью. Прочитав этот текст, мы увидим, что быть под законом – это значит делать дела плоти. Быть под благодатью – это значит жить по духу:
Гал.5:16-23 «Я говорю: ПОСТУПАЙТЕ ПО ДУХУ, И ВЫ НЕ БУДЕТЕ ИСПОЛНЯТЬ ВОЖДЕЛЕНИЙ ПЛОТИ, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
ЕСЛИ ЖЕ ВЫ ДУХОМ ВОДИТЕСЬ, ТО ВЫ НЕ ПОД ЗАКОНОМ.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА».
Также, термин «под законом» иногда используется Апостолом Павлом в смысле «быть под властью церемониальной обрядовой, и правовой легальной системы Ветхого Завета, в её раввинском толковании, и старание получить праведность через это». Или, альтернативное толкование может звучать так: «принять на себя образ жизни нормативного Иудаизма в его раввинском толковании, и старание получить праведность через это». Именно в таком смысле Павел использует термин «под законом» в Послании к Галатам:
Гал.4:21 «Скажите мне вы, ЖЕЛАЮЩИЕ БЫТЬ ПОД ЗАКОНОМ: разве вы не слушаете закона?»
Гал.4:21 «Скажите мне вы, желающие быть в подчинении системе, возникшей в результате искажения Торы и превращения её в законничество, разве вы не слушаете, что говорит сама Тора?» (Еврейский Новый Завет)
Гал.5:1-6 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. ЕЩЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОБРЕЗЫВАЮЩЕМУСЯ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ИСПОЛНИТЬ ВЕСЬ ЗАКОН. Вы, ОПРАВДЫВАЮЩИЕ СЕБЯ ЗАКОНОМ, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».
Под благодатью
А теперь давайте рассмотрим другое понятие, встречающееся в Библии – «под благодатью». Оно является противоположным состоянию «под законом». В понимании некоторых людей быть под благодатью означает быть освобождённым от необходимости исполнять Божьи заповеди, и иметь разрешение безнаказанно грешить. Но такое понимание выражения «быть под благодатью» совершенно ошибочно и библейски абсолютно необоснованно.
По Священному Писанию «быть под благодатью» означает получить оправдание через веру в Иисуса Христа и продолжать праведно жить с помощью силы Духа Святого, делая дела святые, исполняя Божьи заповеди. Быть под благодатью значит быть освобождённым от власти греха. Невозможно жить в грехе и под благодатью одновременно. Человек, живущий в грехе, находится под законом, под обвинением и осуждением закона, потому что, делая грех, он делает беззаконие (1Ин. 3:4). Если грех господствует над человеком, он находится под законом, а не под благодатью. Быть под благодатью означает иметь оправдывающую живую веру в Иисуса Христа и соблюдать заповеди Божии. Только люди, живущие так, называются в Писании святыми:
Рим.6:1-2 «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? НИКАК. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»
Рим.6:14-19 «ГРЕХ НЕ ДОЛЖЕН НАД ВАМИ ГОСПОДСТВОВАТЬ, ИБО ВЫ НЕ ПОД ЗАКОНОМ, НО ПОД БЛАГОДАТЬЮ. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? НИКАК. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, ТАК НЫНЕ ПРЕДСТАВЬТЕ ЧЛЕНЫ ВАШИ В РАБЫ ПРАВЕДНОСТИ НА [ДЕЛА] СВЯТЫЕ».
Откр.14:12 «Здесь терпение СВЯТЫХ, СОБЛЮДАЮЩИХ ЗАПОВЕДИ БОЖИИ И ВЕРУ В ИИСУСА».