Божьи цели в создании семьи
Сейчас мы постараемся на основании Священного Писания ответить на вопрос, для чего Бог создал семью, или с какой целью была создана Богом семья. Исследуя Библейские тексты, мы можем увидеть, что есть, по крайней мере, 5 целей, с которыми Бог создал семью, и для которых Бог установил брак между одним мужчиной и одной женщиной в Едемском саду.
1) Для Божией славы.
Чтобы правильно начать отвечать на вопрос, для чего Бог создал семью, нужно сначала постараться ответить на вопрос, для чего Бог вообще создал всё. Для чего создана наша вселенная и наша планета земля? Для чего создан и существует человек на земле? Внимательно исследуя Библию, мы можем увидеть, что всё творение Божие было создано и существует с одной главной целью – для славы Божией, чтобы провозглашать и открывать славу Божию, и святость Божию, которая неотделима от Его славы. Святость Божия есть главная составная Его славы:
Пс.8:2 «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!»
Пс.18:2 «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».
Пс.103:31 «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!»
Ис.6:1-3 «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ Господь Саваоф! ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОЛНА СЛАВЫ ЕГО!»
Ис.43:7 «Каждого кто называется Моим именем, КОГО Я СОТВОРИЛ ДЛЯ СЛАВЫ МОЕЙ, образовал и устроил».
Ис.43:21 «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою».
Эти, и множество других мест Писания открывают для нас главную цель, с которой Бог создал нашу вселенную, небо, землю, людей. Всё это создано для Божьей славы, для возвещения Его славы. Что значит славить Бога? Это значит громко и явно провозглашать и таким образом показывать и открывать то, Кем есть Бог, и каким есть Бог. Если всё, что существует в нашем мире, включая людей, и вообще весь наш мир, создано для того, чтобы раскрывать Божью славу, то брак тоже создан Богом для этого.
Главной целью брачного завета является провозгласить Божью славу, раскрыть и показать, Кем есть Бог, и каким есть Бог. Бог есть свят. Святость – Его основное качество. Целью брака и существования семью является раскрыть, провозгласить и показать всему миру Божью святость, Божью славу и Божье величие через правильные отношения между мужем и женой, а также между родителями и детьми:
1Пет.1:15-16 «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Как было уже сказано выше, мы раскрываем Божью святость и таким образом прославляем Бога, через правильные отношения в семье, соответствующие Божьим стандартам святости. Апостол Пётр, продолжает говорить об этом так:
1Пет.3:1-8 «Также и вы, ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но СОКРОВЕННЫЙ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕК В НЕТЛЕННОЙ КРАСОТЕ КРОТКОГО И МОЛЧАЛИВОГО ДУХА, ЧТО ДРАГОЦЕННО ПРЕД БОГОМ.
Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, УКРАШАЛИ СЕБЯ, ПОВИНУЯСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, МУЖЬЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ БЛАГОРАЗУМНО С ЖЕНАМИ, как с немощнейшим сосудом, ОКАЗЫВАЯ ИМ ЧЕСТЬ, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Мы ещё поговорим о жизни мужа и жены в семье более подробно позже, а сейчас давайте посмотрим на следующую цель, с которой создана семья.
2) Чтобы отображать образ и подобие Божие.
Следующая цель, с которой создана семья – это отображать в семейных отношениях образ и подобие Божие. Это легко можно увидеть, прочитав в первой главе книги Бытие о создании человека. Эта вторая цель тесно связана с первой целью создания семьи – для славы Божией. Мы раскрываем и провозглашаем славу Божию, демонстрируя в своей семье качества Божии по отношению другу к другу. А демонстрируя и проявляя эти качества в каждодневной жизни нашей семьи, мы отображаем через это Божий образ и подобие в нашей жизни:
Быт.1:26-27 «И сказал Бог: сотворим ЧЕЛОВЕКА по образу Нашему [и] по подобию Нашему, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА по образу Своему, по образу Божию сотворил его; МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ».
Это очень удивительный текст Писания. Сначала Бог говорит о сотворении человека в единственном числе: «сотворим человека». Далее, продолжая говорить о человеке, Бог использует множественное число: «и да владычествую они». Затем, в описании самого сотворения человека, следует тот же образец. Сначала рассказывается о сотворении человека в единственном числе: «и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Далее, снова говорится во множественном числе: «мужчину и женщину сотворил их».
Почему написано именно так? Что это значит? Это значит, что мужчина и женщина вдвоём, пребывая в брачном завете, являются наиболее полным отображение образа и подобия Божьего. Они дополняют друг друга в этом.
Муж проявляет по отношению к жене качества присущие ему, и которые являются отображением качеств Божиих. Это любовь, верность, жертвенность, забота, долготерпение, охрана, обеспечение, инициатива, управление.
Жена проявляет по отношению к мужу качества, присущие ей, и которые являются отображением качеств Божиих, и качеств Божьего Сына Иисуса Христа, Который открыл нам Бога Отца. Эти качества включают: любовь, верность, нежность, заботу, поддержку, помощь, долготерпение, кротость, молчаливость, покорность и послушание.
Мы видим, что некоторые из этих качеств одинаковы, как в отношении мужа, так и в отношении жены. Некоторые же из них уникальны, и присущи, в основном, только мужу или только жене. Но проявление всех этих качеств является проявлением или отображением образа и подобия Божьего, как Бога Отца, так и Его Сына Иисуса Христа, Который является образом Божиим (2Кор.4:4, Фил.2:6, Кол.1:15, Евр.1:3). Итак, Бог создал семью, чтобы муж и жена, находясь в брачном завете, в своих семейных отношениях отображали Его образ и подобие, в первую очередь через проявление Его качеств по отношению друг к другу.
3) Чтобы быть символом Христа и Церкви.
Третья цель, с которой был создан Богом брачный завет – чтобы быть символом и видимой демонстрацией отношений между Христом и Церковью:
Еф.5:22-33 «ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ, КАК ГОСПОДУ, потому что МУЖ ЕСТЬ ГЛАВА ЖЕНЫ, КАК И ХРИСТОС ГЛАВА ЦЕРКВИ, и Он же Спаситель тела. Но КАК ЦЕРКОВЬ ПОВИНУЕТСЯ ХРИСТУ, ТАК И ЖЕНЫ СВОИМ МУЖЬЯМ ВО ВСЕМ.
МУЖЬЯ, ЛЮБИТЕ СВОИХ ЖЕН, КАК И ХРИСТОС ВОЗЛЮБИЛ ЦЕРКОВЬ И ПРЕДАЛ СЕБЯ ЗА НЕЕ, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. ИБО НИКТО НИКОГДА НЕ ИМЕЛ НЕНАВИСТИ К СВОЕЙ ПЛОТИ, НО ПИТАЕТ И ГРЕЕТ ЕЕ, КАК И ГОСПОДЬ ЦЕРКОВЬ, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА; Я ГОВОРЮ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ХРИСТУ И К ЦЕРКВИ. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
Брак был задуман Богом в очень глубоком и важном смысле, чтобы быть символом того, и представлять то, как Христос любит свою Церковь, и как Он хочет, чтобы она любила Его, выражая эту любовь, прежде всего, в своём повиновении Ему во всём. Это одно из самых важных, что мужья и жёны должны знать о значении и смысле существования их брака и семьи.
Величие брака не в самом браке, а в том, что он представляет что-то величественное – отношения Христа и Его Церкви. Муж и жена, должны рассматривать свой брак, как своё служение, как свою миссию, чтобы показать окружающим людям, а в первую очередь своим собственным детям, любовь, жертвенность и заботу Христа, с одной стороны, и полное повиновение Церкви своему Господу, с другой стороны.
Очень важный вопрос, который каждый верующий муж должен постоянно задавать самому себе, звучит так: «Является ли моё отношение к моей жене, таким, каким есть отношение Христа к своей Церкви? Является ли оно точным и правдивым отображением отношений Господа Иисуса к своему народу?».
Точно так же, очень важный вопрос, который каждая верующая жена должна регулярно задавать себе, может звучать так: «Является ли моё отношение к мужу таким, каким должно быть отношение Церкви к Иисусу Христу? Является ли моё отношение к мужу точным отображением отношения Церкви к своему Господу? Повинуюсь ли я своему мужу, как Господу Иисусу Христу, во всём (что, конечно, не противоречит воле Божией)?»
Если муж и жена осознают, насколько важной является эта цель существования их брака – чтобы быть постоянным символом и образом отношений Христа и Церкви, их брак будет полностью преобразован. Любовь, взаимопонимание, единство, счастье, мир и радость наполнят такую семью.
4) Чтобы дополнять один другого.
Четвёртая цель, с которой был создан Богом брак – это чтобы муж и жена взаимно дополняли друг друга, и взаимно помогали друг другу спастись. Как мы уже говорили выше, у мужа есть качества, которых нет у жены, и которыми он может служить своей жене. У жены также есть качества, которых нет у мужа, и которыми она может служить своему мужу. Давайте снова обратимся к Священному Писанию и напомним, как Бог создал первый брак, и с какой целью Он это сделал. Мы увидим, что Божья цель для жены была (и есть), чтобы быть помощницей для своего мужа, соответственной ему:
Быт.2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Несмотря на то, что у Адама были прекрасные отношения с Богом, прекрасное не стареющее тело и отличное здоровье, прекрасная работа и райская, идеальная окружающая среда, ему было не хорошо. Почему? Потому что он был один. У него не было жены. Бог увидел его нужду, и создал ему помощника, соответственного ему, чтобы Адаму было хорошо. Жена была естественным дополнением Адама. Писание говорит нам, что двоим лучше, чем одному, и приводит несколько причин для этого:
Еккл.4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».
Но почему здесь сказано, что нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся? Почему не сказано, что нитка, вдвое скрученная, не скоро порвётся? Нить, состоящая их трёх нитей, является намного крепче, чем нить, состоящая их двух нитей. Более того, три – это максимальное количество нитей, которые могут быть скручены вместе, постоянно соприкасаясь одна с другой, делая соединение очень крепким. Если шнур состоит их четырёх нитей, некоторые из них уже не будут постоянно соприкасаться с другими, и не смогут делать их сильнее. Это хорошо знают те, которые занимаются изготовлением канатов и тросов.
Кто же является третьим в браке, укрепляющим брачный союз? Некоторые говорят, что это дети. Но дети есть не во всех семьях. Более того, дети могут даже послужить ослаблению брачного союза, если кто-то из супругов неправильно понимает их положение в семье, и уделяет им слишком много внимания, пренебрегая при этом своими супружескими обязанностями.
Третьим в брачном союзе является Господь. Именно Он является тем, кто может укрепить этот союз, сделать его очень надёжным, не поддающимся разрушению. Это происходит тогда, когда муж и жена правильно понимают цели, с которыми Бог соединил их в завете брака, и живут соответственно этим целям. Напомним, что три самых главных и важных цели для создания Богом брака были следующие: 1) чтобы провозглашать Божью славу, 2) чтобы отображать образ и подобие Божие, 3) чтобы быть символом отношений между Христом и Церковью.
Итак, четвёртая цель, с которой создан брак – это чтобы муж и жена дополняли один другого и помогали один другому спастись. Двоим лучше, чем одному. Если же эти двое имеют в своём брачном союзе Господа, как неотъемлемую часть их семьи – их брак будет очень крепким и благословенным. Даже если только одна сторона в браке является верующей – это уже является очень большим преимуществом для всех в этой семье:
1Кор.7:12-16 «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ИБО НЕВЕРУЮЩИЙ МУЖ ОСВЯЩАЕТСЯ ЖЕНОЮ ВЕРУЮЩЕЮ, И ЖЕНА НЕВЕРУЮЩАЯ ОСВЯЩАЕТСЯ МУЖЕМ ВЕРУЮЩИМ. ИНАЧЕ ДЕТИ ВАШИ БЫЛИ БЫ НЕЧИСТЫ, А ТЕПЕРЬ СВЯТЫ. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. ПОЧЕМУ ТЫ ЗНАЕШЬ, ЖЕНА, НЕ СПАСЕШЬ ЛИ МУЖА? ИЛИ ТЫ, МУЖ, ПОЧЕМУ ЗНАЕШЬ, НЕ СПАСЕШЬ ЛИ ЖЕНЫ?».
5) Чтобы вырастить угодное Богу потомство.
Ещё одна, пятая цель, с которой был создан брак – чтобы муж и жена могли вырастить благочестивое, угодное Богу потомство. Господь хочет, чтобы земля наполнилась людьми, носящими образ и подобие Божие, и провозглашающими Божью славу. Эта цель для брака видна уже в первой главе книги Бытие:
Быт.1:27-28 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Это же повеление плодиться и размножаться Господь дал Ною и его сыновьям сразу после потопа. Оно звучит почти идентично тому, что Бог сказал Адаму и Еве:
Быт.9:1 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]».
Для Бога важно не только, чтобы в семьях рождались дети, но, чтобы эти дети были научены родителями любить Бога, и соблюдать Его заповеди. Воспитание детей в наставлении Господнем – это Божье повеление для родителей, в первую очередь для отцов, но также и для матерей:
Втор.6:4-7 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; И ВНУШАЙ ИХ ДЕТЯМ ТВОИМ И ГОВОРИ О НИХ, СИДЯ В ДОМЕ ТВОЕМ И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ».
Еф.6:4 «И вы, ОТЦЫ, не раздражайте детей ваших, но ВОСПИТЫВАЙТЕ их в учении и наставлении Господнем».
1Тим.5:9-10 «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, ЕСЛИ ОНА ВОСПИТАЛА ДЕТЕЙ, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу».
Очень ясно Господь открывает эту цель для брака, о которой мы сейчас говорим (воспитание благочестивого потомства), через пророка Малахию. Но Русский синодальный перевод, в этом месте не совсем ясен, и поэтому мы обратимся к нескольким другим переводам на русский язык, чтобы лучше понять смысл того, что Бог хотел нам сказать через пророка Малахию:
Мал.2:15 «Не Бог ли сделал их одним целым? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене юности».
(Новый русский перевод)
Мал.2:15 «Не единый ли Бог её создал? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едиными? Из-за потомства Ему угодного. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности жене своей юности». (Центрально-Азиатский перевод).
Итак, мы видим, что Бог создал брачный союз мужчины и женщины, чтобы у них было потомство, угодное Ему, любящее Его, соблюдающее Его заповеди, и провозглашающее Его славу.
6) Чтобы сохранить людей от разврата.
Бог установил законный брак между одним мужчиной и одной женщиной, и создал семью, чтобы сохранить людей от разврата и беспорядочных половых связей. Бог хочет, чтобы люди вступали в брак, и были верны друг другу до конца своей жизни. Он хочет, чтобы дети рождались в счастливых полных семьях, где есть отец и мать, и чтобы каждый ребёнок знал, кто его отец. Господь хочет, чтобы отцы и матери взяли ответственность на себя за взращивание, обеспечение и воспитание своих детей. Всё это возможно только тогда, когда люди будут защищены от разврата, пребывая в законном браке, установленном Богом.
1Кор.7:1-5 «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
7) Чтобы людям было хорошо.
И, наконец, ещё одна цель, с которой Бог установил брак и создал семью – чтобы людям было хорошо! Об этом нам сказано в книге Библии почти с самого начала, в книге Бытие:
Быт.2:18-25 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Адаму, который жил в идеальной райской среде, в совершенном теле, и совершенном мире, всё же было не хорошо. Бог увидел это, и создал ему помощника – жену, соответственную ему, чтобы Адаму стало действительно хорошо во всех отношениях. Бог желает людям блага, и одно из благ, которое он дал людям – это благо брачного союза и семейной жизни.
Подводя итоги этого раздела, давайте ещё раз повторим, для чего Бог создал брак и семью. Напомним, что есть, по крайней мере, 7 целей, ради которых Бог установил брачный союз или завет между одним мужчиной и одной женщиной. Во-первых, Бог сделал это для Своей славы. Во-вторых, Бог создал брак, чтобы муж и жена вместе отображали Его образ и подобие. В-третьих, брак был установлен Богом, чтобы быть постоянным, наглядным символом и примером отношений между Христом и Церковью. В-четвёртых, брак существует для того, чтобы муж и жена дополняли друг друга и помогали друг другу спастись. В-пятых, Бог установил брак, чтобы у людей было благочестивое потомство, и земля наполнилась людьми, любящими Его, соблюдающими Его заповеди и провозглашающими Его славу. В-шестых, брак установлен, чтобы сохранить людей от разврата, и чтобы дети могли возрастать и воспитываться в полноценных семьях. В-седьмых, Бог установил брак и создал семью, чтобы людям было хорошо!
Семья по замыслу Божьему – из кого она должна состоять?
Один муж, одна жена, дети.
Из кого должна состоять правильная семья, семья, созданная по образцу и стандарту, установленному Богом, семья, созданная по воле Божией? Иисус Христос учил людей своего поколения, что то, что Бог установил в начале, и о чём пишется в книге Бытие, является Божьим оригинальным замыслом, и единственным стандартом, которому нужно следовать (Матфея 19:3-12).
Что же мы видим в книге Бытие, в повествовании, рассказывающем о создании человека, установлении брака и создании первой семьи? Мы видим, что Бог вначале создал одного человека, мужчину, и затем из его ребра создал для него жену – женщину. И Он повелел им плодиться, размножаться и наполнять землю (Быт.1:26-28, 2:15-25).
Прочитав эти тексты Писания, становится абсолютно ясным, что брак, установленный и санкционированный Богом – это брак между одним мужчиной (мужем) и одной женщиной (женой), которые имеют право на брак по Божьему закону (о чём мы поговорим далее в этой теме о браке и семье). Одна из очень важных целей, для которой Бог установил брак – это иметь и воспитать детей. Поэтому полная семья, по Божьему установлению, состоит из одного мужа, одной жены и их детей.
Полигамия.
Если брак должен быть заключен только между одним мужчиной и одной женщиной, то почему в Библии нет конкретного запрета на полигамные браки, когда один мужчина может иметь несколько жён? Почему даже некоторые праведники имели больше, чем одну жену? В Библии действительно нет конкретного запрета на такие браки, где мужчина может иметь несколько жён. Но на браки, где жена имеет несколько мужей, есть конкретный и ясный запрет в Писании (Втор.24:1-4, Лев.18:20). Хотя такие браки очень редкие, но они всё же встречаются в некоторых культурах и в наше время.
Итак, браки между одной женой и несколькими мужьями недопустимы по Писанию, но на браки между одним мужем и несколькими жёнами нет прямого и ясного запрета. Значит ли это, что Бог одобряет такие брачные союзы? Здесь нам снова нужно вспомнить то, что Иисус сказал фарисеям, у которых обычным делом были разводы и многожёнство. Господь обратил их внимание на оригинальное Божье установление в Едемском саду, как на стандарт, которому нужно следовать.
В Едемском саду Бог установил брак только между одним мужчиной и одной женщиной. Если многожёнство и допускалось на протяжении истории человечества, то это не значит, что Бог одобрял его. Не всё то, что Бог допускал, Он одобрял. Например, Бог допускал развод (по причине жестокосердия), но абсолютно не одобрял его. Иисус пришёл восстановить то, что Бог установил вначале, а это был брак между одним мужчиной и одной женщиной. Новый Завет ясно учит, что муж должен иметь свою одну жену (а не много жён) и жена должна иметь своего одного мужа. Апостол Павел написал об этом так:
1Кор.7:2 «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».
Как быть в ситуациях и в культурах, где до сих пор существует многожёнство? Если какой-то человек имеет несколько жён, и он уверовал в Иисуса Христа, стал христианином, следует ли ему оставить всех жён и жить только с одной? Новый Завет нигде не учит, что такой человек должен оставить всех жён, кроме одной. Но в Новом Завете определённо и ясно сказано, что такой человек не может быть избран на служение епископа (пресвитера) в церкви:
1Тим.3:2 «Но ЕПИСКОП должен быть непорочен, ОДНОЙ ЖЕНЫ МУЖ, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен».
Тит.1:5-6 «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал: если кто непорочен, МУЖ ОДНОЙ ЖЕНЫ, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности».
Однополые отношения.
Сегодня вопрос, который волнует, в основном, христиан, это не вопрос многожёнства, а вопрос так называемых «однополых браков». Эти, так называемые «браки», становятся всё более распространёнными в мире. Они узаконены государством во многих странах. Что говорит по этому поводу Священное Писание? Если многожёнство и допускалось Богом, хотя и не одобрялось Им, то интимные однополые отношения, как бы они не назывались, всегда строго запрещались и осуждались Богом, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Господь называет это мерзостью, и предупреждает, что за такие отношения обязательно будет наказание, как в этой жизни, так и после смерти.
Узаконение государством этого вида разврата не означает Божьего одобрения его. Более того, Господь обещает наказать каждое государство, где пропагандируется, одобряется и узаконивается однополый разврат. Бог уничтожил за такие грехи города Содом и Гоморру, и дал этим пример будущим нечестивцам, чтобы показать, какое наказание ждёт их. Интимные однополые отношения всегда противоестественны, и являются мерзостью, осквернением, извращением, срамом, непотребством и скверной похотью, по Писанию. Они находятся в одном ряду со скотоложством, и обязательно будут наказаны Богом:
Лев.18:22-29 «НЕ ЛОЖИСЬ С МУЖЧИНОЮ, КАК С ЖЕНЩИНОЮ: ЭТО МЕРЗОСТЬ. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ СЕБЯ НИЧЕМ ЭТИМ, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и НЕ ДЕЛАЙТЕ ВСЕХ ЭТИХ МЕРЗОСТЕЙ, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; ЧТОБ И ВАС НЕ СВЕРГНУЛА С СЕБЯ ЗЕМЛЯ, КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ ОСКВЕРНЯТЬ ЕЕ, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ИБО ЕСЛИ КТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЭТИ МЕРЗОСТИ, ТО ДУШИ ДЕЛАЮЩИХ ЭТО ИСТРЕБЛЕНЫ БУДУТ ИЗ НАРОДА СВОЕГО».
Рим.1:25-28 «ОНИ ЗАМЕНИЛИ ИСТИНУ БОЖИЮ ЛОЖЬЮ, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому ПРЕДАЛ ИХ БОГ ПОСТЫДНЫМ СТРАСТЯМ: ЖЕНЩИНЫ ИХ ЗАМЕНИЛИ ЕСТЕСТВЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫМ; ПОДОБНО И МУЖЧИНЫ, ОСТАВИВ ЕСТЕСТВЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА, РАЗЖИГАЛИСЬ ПОХОТЬЮ ДРУГ НА ДРУГА, МУЖЧИНЫ НА МУЖЧИНАХ ДЕЛАЯ СРАМ и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то ПРЕДАЛ ИХ БОГ ПРЕВРАТНОМУ УМУ - ДЕЛАТЬ НЕПОТРЕБСТВА».
Рим.1:32 «Они знают праведный суд Божий, что ДЕЛАЮЩИЕ ТАКИЕ ДЕЛА ДОСТОЙНЫ СМЕРТИ; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
2Пет.2:6-10 «И если ГОРОДА СОДОМСКИЕ И ГОМОРРСКИЕ, ОСУДИВ НА ИСТРЕБЛЕНИЕ, ПРЕВРАТИЛ В ПЕПЕЛ, ПОКАЗАВ ПРИМЕР БУДУЩИМ НЕЧЕСТИВЦАМ, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми НЕИСТОВО РАЗВРАТНЫМИ, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, КОТОРЫЕ ИДУТ ВСЛЕД СКВЕРНЫХ ПОХОТЕЙ ПЛОТИ, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших».
Иуд.1:7-8 «Как СОДОМ И ГОМОРРА и окрестные города, подобно им БЛУДОДЕЙСТВОВАВШИЕ И ХОДИВШИЕ ЗА ИНОЮ ПЛОТИЮ, подвергшись казни огня вечного, ПОСТАВЛЕНЫ В ПРИМЕР, - так точно будет и с сими мечтателями, которые ОСКВЕРНЯЮТ ПЛОТЬ, отвергают начальства и злословят высокие власти».
Согласно Священному Писанию, никаких «однополых браков» не существует. Вот Божье мнение по этому поводу. Существует только однополый разврат, мерзость и осквернение, которые, к сожалению, люди иногда называют любовью, и даже браком. За такие мерзкие отношения обязательно придёт наказание от Бога. Бог в Библии говорит об этом очень ясно, чётко, определённо, и не двузначно.
Сейчас мы постараемся на основании Священного Писания ответить на вопрос, для чего Бог создал семью, или с какой целью была создана Богом семья. Исследуя Библейские тексты, мы можем увидеть, что есть, по крайней мере, 5 целей, с которыми Бог создал семью, и для которых Бог установил брак между одним мужчиной и одной женщиной в Едемском саду.
1) Для Божией славы.
Чтобы правильно начать отвечать на вопрос, для чего Бог создал семью, нужно сначала постараться ответить на вопрос, для чего Бог вообще создал всё. Для чего создана наша вселенная и наша планета земля? Для чего создан и существует человек на земле? Внимательно исследуя Библию, мы можем увидеть, что всё творение Божие было создано и существует с одной главной целью – для славы Божией, чтобы провозглашать и открывать славу Божию, и святость Божию, которая неотделима от Его славы. Святость Божия есть главная составная Его славы:
Пс.8:2 «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!»
Пс.18:2 «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».
Пс.103:31 «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!»
Ис.6:1-3 «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ Господь Саваоф! ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОЛНА СЛАВЫ ЕГО!»
Ис.43:7 «Каждого кто называется Моим именем, КОГО Я СОТВОРИЛ ДЛЯ СЛАВЫ МОЕЙ, образовал и устроил».
Ис.43:21 «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою».
Эти, и множество других мест Писания открывают для нас главную цель, с которой Бог создал нашу вселенную, небо, землю, людей. Всё это создано для Божьей славы, для возвещения Его славы. Что значит славить Бога? Это значит громко и явно провозглашать и таким образом показывать и открывать то, Кем есть Бог, и каким есть Бог. Если всё, что существует в нашем мире, включая людей, и вообще весь наш мир, создано для того, чтобы раскрывать Божью славу, то брак тоже создан Богом для этого.
Главной целью брачного завета является провозгласить Божью славу, раскрыть и показать, Кем есть Бог, и каким есть Бог. Бог есть свят. Святость – Его основное качество. Целью брака и существования семью является раскрыть, провозгласить и показать всему миру Божью святость, Божью славу и Божье величие через правильные отношения между мужем и женой, а также между родителями и детьми:
1Пет.1:15-16 «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Как было уже сказано выше, мы раскрываем Божью святость и таким образом прославляем Бога, через правильные отношения в семье, соответствующие Божьим стандартам святости. Апостол Пётр, продолжает говорить об этом так:
1Пет.3:1-8 «Также и вы, ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но СОКРОВЕННЫЙ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕК В НЕТЛЕННОЙ КРАСОТЕ КРОТКОГО И МОЛЧАЛИВОГО ДУХА, ЧТО ДРАГОЦЕННО ПРЕД БОГОМ.
Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, УКРАШАЛИ СЕБЯ, ПОВИНУЯСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, МУЖЬЯ, ОБРАЩАЙТЕСЬ БЛАГОРАЗУМНО С ЖЕНАМИ, как с немощнейшим сосудом, ОКАЗЫВАЯ ИМ ЧЕСТЬ, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Мы ещё поговорим о жизни мужа и жены в семье более подробно позже, а сейчас давайте посмотрим на следующую цель, с которой создана семья.
2) Чтобы отображать образ и подобие Божие.
Следующая цель, с которой создана семья – это отображать в семейных отношениях образ и подобие Божие. Это легко можно увидеть, прочитав в первой главе книги Бытие о создании человека. Эта вторая цель тесно связана с первой целью создания семьи – для славы Божией. Мы раскрываем и провозглашаем славу Божию, демонстрируя в своей семье качества Божии по отношению другу к другу. А демонстрируя и проявляя эти качества в каждодневной жизни нашей семьи, мы отображаем через это Божий образ и подобие в нашей жизни:
Быт.1:26-27 «И сказал Бог: сотворим ЧЕЛОВЕКА по образу Нашему [и] по подобию Нашему, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА по образу Своему, по образу Божию сотворил его; МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ».
Это очень удивительный текст Писания. Сначала Бог говорит о сотворении человека в единственном числе: «сотворим человека». Далее, продолжая говорить о человеке, Бог использует множественное число: «и да владычествую они». Затем, в описании самого сотворения человека, следует тот же образец. Сначала рассказывается о сотворении человека в единственном числе: «и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Далее, снова говорится во множественном числе: «мужчину и женщину сотворил их».
Почему написано именно так? Что это значит? Это значит, что мужчина и женщина вдвоём, пребывая в брачном завете, являются наиболее полным отображение образа и подобия Божьего. Они дополняют друг друга в этом.
Муж проявляет по отношению к жене качества присущие ему, и которые являются отображением качеств Божиих. Это любовь, верность, жертвенность, забота, долготерпение, охрана, обеспечение, инициатива, управление.
Жена проявляет по отношению к мужу качества, присущие ей, и которые являются отображением качеств Божиих, и качеств Божьего Сына Иисуса Христа, Который открыл нам Бога Отца. Эти качества включают: любовь, верность, нежность, заботу, поддержку, помощь, долготерпение, кротость, молчаливость, покорность и послушание.
Мы видим, что некоторые из этих качеств одинаковы, как в отношении мужа, так и в отношении жены. Некоторые же из них уникальны, и присущи, в основном, только мужу или только жене. Но проявление всех этих качеств является проявлением или отображением образа и подобия Божьего, как Бога Отца, так и Его Сына Иисуса Христа, Который является образом Божиим (2Кор.4:4, Фил.2:6, Кол.1:15, Евр.1:3). Итак, Бог создал семью, чтобы муж и жена, находясь в брачном завете, в своих семейных отношениях отображали Его образ и подобие, в первую очередь через проявление Его качеств по отношению друг к другу.
3) Чтобы быть символом Христа и Церкви.
Третья цель, с которой был создан Богом брачный завет – чтобы быть символом и видимой демонстрацией отношений между Христом и Церковью:
Еф.5:22-33 «ЖЕНЫ, ПОВИНУЙТЕСЬ СВОИМ МУЖЬЯМ, КАК ГОСПОДУ, потому что МУЖ ЕСТЬ ГЛАВА ЖЕНЫ, КАК И ХРИСТОС ГЛАВА ЦЕРКВИ, и Он же Спаситель тела. Но КАК ЦЕРКОВЬ ПОВИНУЕТСЯ ХРИСТУ, ТАК И ЖЕНЫ СВОИМ МУЖЬЯМ ВО ВСЕМ.
МУЖЬЯ, ЛЮБИТЕ СВОИХ ЖЕН, КАК И ХРИСТОС ВОЗЛЮБИЛ ЦЕРКОВЬ И ПРЕДАЛ СЕБЯ ЗА НЕЕ, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. ИБО НИКТО НИКОГДА НЕ ИМЕЛ НЕНАВИСТИ К СВОЕЙ ПЛОТИ, НО ПИТАЕТ И ГРЕЕТ ЕЕ, КАК И ГОСПОДЬ ЦЕРКОВЬ, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА; Я ГОВОРЮ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ХРИСТУ И К ЦЕРКВИ. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
Брак был задуман Богом в очень глубоком и важном смысле, чтобы быть символом того, и представлять то, как Христос любит свою Церковь, и как Он хочет, чтобы она любила Его, выражая эту любовь, прежде всего, в своём повиновении Ему во всём. Это одно из самых важных, что мужья и жёны должны знать о значении и смысле существования их брака и семьи.
Величие брака не в самом браке, а в том, что он представляет что-то величественное – отношения Христа и Его Церкви. Муж и жена, должны рассматривать свой брак, как своё служение, как свою миссию, чтобы показать окружающим людям, а в первую очередь своим собственным детям, любовь, жертвенность и заботу Христа, с одной стороны, и полное повиновение Церкви своему Господу, с другой стороны.
Очень важный вопрос, который каждый верующий муж должен постоянно задавать самому себе, звучит так: «Является ли моё отношение к моей жене, таким, каким есть отношение Христа к своей Церкви? Является ли оно точным и правдивым отображением отношений Господа Иисуса к своему народу?».
Точно так же, очень важный вопрос, который каждая верующая жена должна регулярно задавать себе, может звучать так: «Является ли моё отношение к мужу таким, каким должно быть отношение Церкви к Иисусу Христу? Является ли моё отношение к мужу точным отображением отношения Церкви к своему Господу? Повинуюсь ли я своему мужу, как Господу Иисусу Христу, во всём (что, конечно, не противоречит воле Божией)?»
Если муж и жена осознают, насколько важной является эта цель существования их брака – чтобы быть постоянным символом и образом отношений Христа и Церкви, их брак будет полностью преобразован. Любовь, взаимопонимание, единство, счастье, мир и радость наполнят такую семью.
4) Чтобы дополнять один другого.
Четвёртая цель, с которой был создан Богом брак – это чтобы муж и жена взаимно дополняли друг друга, и взаимно помогали друг другу спастись. Как мы уже говорили выше, у мужа есть качества, которых нет у жены, и которыми он может служить своей жене. У жены также есть качества, которых нет у мужа, и которыми она может служить своему мужу. Давайте снова обратимся к Священному Писанию и напомним, как Бог создал первый брак, и с какой целью Он это сделал. Мы увидим, что Божья цель для жены была (и есть), чтобы быть помощницей для своего мужа, соответственной ему:
Быт.2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Несмотря на то, что у Адама были прекрасные отношения с Богом, прекрасное не стареющее тело и отличное здоровье, прекрасная работа и райская, идеальная окружающая среда, ему было не хорошо. Почему? Потому что он был один. У него не было жены. Бог увидел его нужду, и создал ему помощника, соответственного ему, чтобы Адаму было хорошо. Жена была естественным дополнением Адама. Писание говорит нам, что двоим лучше, чем одному, и приводит несколько причин для этого:
Еккл.4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».
Но почему здесь сказано, что нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся? Почему не сказано, что нитка, вдвое скрученная, не скоро порвётся? Нить, состоящая их трёх нитей, является намного крепче, чем нить, состоящая их двух нитей. Более того, три – это максимальное количество нитей, которые могут быть скручены вместе, постоянно соприкасаясь одна с другой, делая соединение очень крепким. Если шнур состоит их четырёх нитей, некоторые из них уже не будут постоянно соприкасаться с другими, и не смогут делать их сильнее. Это хорошо знают те, которые занимаются изготовлением канатов и тросов.
Кто же является третьим в браке, укрепляющим брачный союз? Некоторые говорят, что это дети. Но дети есть не во всех семьях. Более того, дети могут даже послужить ослаблению брачного союза, если кто-то из супругов неправильно понимает их положение в семье, и уделяет им слишком много внимания, пренебрегая при этом своими супружескими обязанностями.
Третьим в брачном союзе является Господь. Именно Он является тем, кто может укрепить этот союз, сделать его очень надёжным, не поддающимся разрушению. Это происходит тогда, когда муж и жена правильно понимают цели, с которыми Бог соединил их в завете брака, и живут соответственно этим целям. Напомним, что три самых главных и важных цели для создания Богом брака были следующие: 1) чтобы провозглашать Божью славу, 2) чтобы отображать образ и подобие Божие, 3) чтобы быть символом отношений между Христом и Церковью.
Итак, четвёртая цель, с которой создан брак – это чтобы муж и жена дополняли один другого и помогали один другому спастись. Двоим лучше, чем одному. Если же эти двое имеют в своём брачном союзе Господа, как неотъемлемую часть их семьи – их брак будет очень крепким и благословенным. Даже если только одна сторона в браке является верующей – это уже является очень большим преимуществом для всех в этой семье:
1Кор.7:12-16 «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ИБО НЕВЕРУЮЩИЙ МУЖ ОСВЯЩАЕТСЯ ЖЕНОЮ ВЕРУЮЩЕЮ, И ЖЕНА НЕВЕРУЮЩАЯ ОСВЯЩАЕТСЯ МУЖЕМ ВЕРУЮЩИМ. ИНАЧЕ ДЕТИ ВАШИ БЫЛИ БЫ НЕЧИСТЫ, А ТЕПЕРЬ СВЯТЫ. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. ПОЧЕМУ ТЫ ЗНАЕШЬ, ЖЕНА, НЕ СПАСЕШЬ ЛИ МУЖА? ИЛИ ТЫ, МУЖ, ПОЧЕМУ ЗНАЕШЬ, НЕ СПАСЕШЬ ЛИ ЖЕНЫ?».
5) Чтобы вырастить угодное Богу потомство.
Ещё одна, пятая цель, с которой был создан брак – чтобы муж и жена могли вырастить благочестивое, угодное Богу потомство. Господь хочет, чтобы земля наполнилась людьми, носящими образ и подобие Божие, и провозглашающими Божью славу. Эта цель для брака видна уже в первой главе книги Бытие:
Быт.1:27-28 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Это же повеление плодиться и размножаться Господь дал Ною и его сыновьям сразу после потопа. Оно звучит почти идентично тому, что Бог сказал Адаму и Еве:
Быт.9:1 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]».
Для Бога важно не только, чтобы в семьях рождались дети, но, чтобы эти дети были научены родителями любить Бога, и соблюдать Его заповеди. Воспитание детей в наставлении Господнем – это Божье повеление для родителей, в первую очередь для отцов, но также и для матерей:
Втор.6:4-7 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; И ВНУШАЙ ИХ ДЕТЯМ ТВОИМ И ГОВОРИ О НИХ, СИДЯ В ДОМЕ ТВОЕМ И ИДЯ ДОРОГОЮ, И ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ».
Еф.6:4 «И вы, ОТЦЫ, не раздражайте детей ваших, но ВОСПИТЫВАЙТЕ их в учении и наставлении Господнем».
1Тим.5:9-10 «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, ЕСЛИ ОНА ВОСПИТАЛА ДЕТЕЙ, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу».
Очень ясно Господь открывает эту цель для брака, о которой мы сейчас говорим (воспитание благочестивого потомства), через пророка Малахию. Но Русский синодальный перевод, в этом месте не совсем ясен, и поэтому мы обратимся к нескольким другим переводам на русский язык, чтобы лучше понять смысл того, что Бог хотел нам сказать через пророка Малахию:
Мал.2:15 «Не Бог ли сделал их одним целым? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене юности».
(Новый русский перевод)
Мал.2:15 «Не единый ли Бог её создал? И плоть, и дух принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едиными? Из-за потомства Ему угодного. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности жене своей юности». (Центрально-Азиатский перевод).
Итак, мы видим, что Бог создал брачный союз мужчины и женщины, чтобы у них было потомство, угодное Ему, любящее Его, соблюдающее Его заповеди, и провозглашающее Его славу.
6) Чтобы сохранить людей от разврата.
Бог установил законный брак между одним мужчиной и одной женщиной, и создал семью, чтобы сохранить людей от разврата и беспорядочных половых связей. Бог хочет, чтобы люди вступали в брак, и были верны друг другу до конца своей жизни. Он хочет, чтобы дети рождались в счастливых полных семьях, где есть отец и мать, и чтобы каждый ребёнок знал, кто его отец. Господь хочет, чтобы отцы и матери взяли ответственность на себя за взращивание, обеспечение и воспитание своих детей. Всё это возможно только тогда, когда люди будут защищены от разврата, пребывая в законном браке, установленном Богом.
1Кор.7:1-5 «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
7) Чтобы людям было хорошо.
И, наконец, ещё одна цель, с которой Бог установил брак и создал семью – чтобы людям было хорошо! Об этом нам сказано в книге Библии почти с самого начала, в книге Бытие:
Быт.2:18-25 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Адаму, который жил в идеальной райской среде, в совершенном теле, и совершенном мире, всё же было не хорошо. Бог увидел это, и создал ему помощника – жену, соответственную ему, чтобы Адаму стало действительно хорошо во всех отношениях. Бог желает людям блага, и одно из благ, которое он дал людям – это благо брачного союза и семейной жизни.
Подводя итоги этого раздела, давайте ещё раз повторим, для чего Бог создал брак и семью. Напомним, что есть, по крайней мере, 7 целей, ради которых Бог установил брачный союз или завет между одним мужчиной и одной женщиной. Во-первых, Бог сделал это для Своей славы. Во-вторых, Бог создал брак, чтобы муж и жена вместе отображали Его образ и подобие. В-третьих, брак был установлен Богом, чтобы быть постоянным, наглядным символом и примером отношений между Христом и Церковью. В-четвёртых, брак существует для того, чтобы муж и жена дополняли друг друга и помогали друг другу спастись. В-пятых, Бог установил брак, чтобы у людей было благочестивое потомство, и земля наполнилась людьми, любящими Его, соблюдающими Его заповеди и провозглашающими Его славу. В-шестых, брак установлен, чтобы сохранить людей от разврата, и чтобы дети могли возрастать и воспитываться в полноценных семьях. В-седьмых, Бог установил брак и создал семью, чтобы людям было хорошо!
Семья по замыслу Божьему – из кого она должна состоять?
Один муж, одна жена, дети.
Из кого должна состоять правильная семья, семья, созданная по образцу и стандарту, установленному Богом, семья, созданная по воле Божией? Иисус Христос учил людей своего поколения, что то, что Бог установил в начале, и о чём пишется в книге Бытие, является Божьим оригинальным замыслом, и единственным стандартом, которому нужно следовать (Матфея 19:3-12).
Что же мы видим в книге Бытие, в повествовании, рассказывающем о создании человека, установлении брака и создании первой семьи? Мы видим, что Бог вначале создал одного человека, мужчину, и затем из его ребра создал для него жену – женщину. И Он повелел им плодиться, размножаться и наполнять землю (Быт.1:26-28, 2:15-25).
Прочитав эти тексты Писания, становится абсолютно ясным, что брак, установленный и санкционированный Богом – это брак между одним мужчиной (мужем) и одной женщиной (женой), которые имеют право на брак по Божьему закону (о чём мы поговорим далее в этой теме о браке и семье). Одна из очень важных целей, для которой Бог установил брак – это иметь и воспитать детей. Поэтому полная семья, по Божьему установлению, состоит из одного мужа, одной жены и их детей.
Полигамия.
Если брак должен быть заключен только между одним мужчиной и одной женщиной, то почему в Библии нет конкретного запрета на полигамные браки, когда один мужчина может иметь несколько жён? Почему даже некоторые праведники имели больше, чем одну жену? В Библии действительно нет конкретного запрета на такие браки, где мужчина может иметь несколько жён. Но на браки, где жена имеет несколько мужей, есть конкретный и ясный запрет в Писании (Втор.24:1-4, Лев.18:20). Хотя такие браки очень редкие, но они всё же встречаются в некоторых культурах и в наше время.
Итак, браки между одной женой и несколькими мужьями недопустимы по Писанию, но на браки между одним мужем и несколькими жёнами нет прямого и ясного запрета. Значит ли это, что Бог одобряет такие брачные союзы? Здесь нам снова нужно вспомнить то, что Иисус сказал фарисеям, у которых обычным делом были разводы и многожёнство. Господь обратил их внимание на оригинальное Божье установление в Едемском саду, как на стандарт, которому нужно следовать.
В Едемском саду Бог установил брак только между одним мужчиной и одной женщиной. Если многожёнство и допускалось на протяжении истории человечества, то это не значит, что Бог одобрял его. Не всё то, что Бог допускал, Он одобрял. Например, Бог допускал развод (по причине жестокосердия), но абсолютно не одобрял его. Иисус пришёл восстановить то, что Бог установил вначале, а это был брак между одним мужчиной и одной женщиной. Новый Завет ясно учит, что муж должен иметь свою одну жену (а не много жён) и жена должна иметь своего одного мужа. Апостол Павел написал об этом так:
1Кор.7:2 «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».
Как быть в ситуациях и в культурах, где до сих пор существует многожёнство? Если какой-то человек имеет несколько жён, и он уверовал в Иисуса Христа, стал христианином, следует ли ему оставить всех жён и жить только с одной? Новый Завет нигде не учит, что такой человек должен оставить всех жён, кроме одной. Но в Новом Завете определённо и ясно сказано, что такой человек не может быть избран на служение епископа (пресвитера) в церкви:
1Тим.3:2 «Но ЕПИСКОП должен быть непорочен, ОДНОЙ ЖЕНЫ МУЖ, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен».
Тит.1:5-6 «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал: если кто непорочен, МУЖ ОДНОЙ ЖЕНЫ, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности».
Однополые отношения.
Сегодня вопрос, который волнует, в основном, христиан, это не вопрос многожёнства, а вопрос так называемых «однополых браков». Эти, так называемые «браки», становятся всё более распространёнными в мире. Они узаконены государством во многих странах. Что говорит по этому поводу Священное Писание? Если многожёнство и допускалось Богом, хотя и не одобрялось Им, то интимные однополые отношения, как бы они не назывались, всегда строго запрещались и осуждались Богом, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Господь называет это мерзостью, и предупреждает, что за такие отношения обязательно будет наказание, как в этой жизни, так и после смерти.
Узаконение государством этого вида разврата не означает Божьего одобрения его. Более того, Господь обещает наказать каждое государство, где пропагандируется, одобряется и узаконивается однополый разврат. Бог уничтожил за такие грехи города Содом и Гоморру, и дал этим пример будущим нечестивцам, чтобы показать, какое наказание ждёт их. Интимные однополые отношения всегда противоестественны, и являются мерзостью, осквернением, извращением, срамом, непотребством и скверной похотью, по Писанию. Они находятся в одном ряду со скотоложством, и обязательно будут наказаны Богом:
Лев.18:22-29 «НЕ ЛОЖИСЬ С МУЖЧИНОЮ, КАК С ЖЕНЩИНОЮ: ЭТО МЕРЗОСТЬ. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. НЕ ОСКВЕРНЯЙТЕ СЕБЯ НИЧЕМ ЭТИМ, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и НЕ ДЕЛАЙТЕ ВСЕХ ЭТИХ МЕРЗОСТЕЙ, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; ЧТОБ И ВАС НЕ СВЕРГНУЛА С СЕБЯ ЗЕМЛЯ, КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ ОСКВЕРНЯТЬ ЕЕ, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ИБО ЕСЛИ КТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЭТИ МЕРЗОСТИ, ТО ДУШИ ДЕЛАЮЩИХ ЭТО ИСТРЕБЛЕНЫ БУДУТ ИЗ НАРОДА СВОЕГО».
Рим.1:25-28 «ОНИ ЗАМЕНИЛИ ИСТИНУ БОЖИЮ ЛОЖЬЮ, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому ПРЕДАЛ ИХ БОГ ПОСТЫДНЫМ СТРАСТЯМ: ЖЕНЩИНЫ ИХ ЗАМЕНИЛИ ЕСТЕСТВЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫМ; ПОДОБНО И МУЖЧИНЫ, ОСТАВИВ ЕСТЕСТВЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА, РАЗЖИГАЛИСЬ ПОХОТЬЮ ДРУГ НА ДРУГА, МУЖЧИНЫ НА МУЖЧИНАХ ДЕЛАЯ СРАМ и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то ПРЕДАЛ ИХ БОГ ПРЕВРАТНОМУ УМУ - ДЕЛАТЬ НЕПОТРЕБСТВА».
Рим.1:32 «Они знают праведный суд Божий, что ДЕЛАЮЩИЕ ТАКИЕ ДЕЛА ДОСТОЙНЫ СМЕРТИ; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
2Пет.2:6-10 «И если ГОРОДА СОДОМСКИЕ И ГОМОРРСКИЕ, ОСУДИВ НА ИСТРЕБЛЕНИЕ, ПРЕВРАТИЛ В ПЕПЕЛ, ПОКАЗАВ ПРИМЕР БУДУЩИМ НЕЧЕСТИВЦАМ, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми НЕИСТОВО РАЗВРАТНЫМИ, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, КОТОРЫЕ ИДУТ ВСЛЕД СКВЕРНЫХ ПОХОТЕЙ ПЛОТИ, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших».
Иуд.1:7-8 «Как СОДОМ И ГОМОРРА и окрестные города, подобно им БЛУДОДЕЙСТВОВАВШИЕ И ХОДИВШИЕ ЗА ИНОЮ ПЛОТИЮ, подвергшись казни огня вечного, ПОСТАВЛЕНЫ В ПРИМЕР, - так точно будет и с сими мечтателями, которые ОСКВЕРНЯЮТ ПЛОТЬ, отвергают начальства и злословят высокие власти».
Согласно Священному Писанию, никаких «однополых браков» не существует. Вот Божье мнение по этому поводу. Существует только однополый разврат, мерзость и осквернение, которые, к сожалению, люди иногда называют любовью, и даже браком. За такие мерзкие отношения обязательно придёт наказание от Бога. Бог в Библии говорит об этом очень ясно, чётко, определённо, и не двузначно.