Духовная жизнь семьи
Семья является базовой ячейкой общества, но она также является базовой ячейкой церкви. Здоровая, духовно крепкая церковь состоит из здоровых, духовно крепких семей. Невозможно иметь духовно здоровую церковь, состоящую из духовно слабых и больных семей. Христианская семья является, своего рода, церковью в миниатюре. Мы уже говорили раньше, что муж является главой семьи, под главой Христом, и должен исполнять в своей семье три основных служения подражая своему главе Христу. Это служение царя, учителя и священника, так как Иисус Христос является нашим Царём, Учителем и Первосвященником.
Подражая Христу, как Царю, муж и отец является главой семьи, ответственным за решения, принимаемые в семье, и за духовную жизнь семьи. На нём лежит главная ответственность управлять своей семьёй, направлять свою семью, и быть инициатором в семье. Муж и отец в каждой христианкой семье должен инициировать в своей семье время регулярной совместной молитвы и чтения Священного Писания. Его жена может и должна помочь ему в этом, так как она создана Богом быть соответственной помощницей для своего мужа, но главная ответственность чтобы начать делать это в своей семье лежит именно на муже и отце. Муж и жена должны приложить максимум усилий для того, чтобы совместные регулярные молитвы и чтения Писания стали неотъемлемой частью их семейной жизни. Существует выражение, что семья, которая молится и кушает вместе, остаётся вместе. И это выражение очень и очень правдиво.
Подражая Христу, как Учителю, каждый верующий муж и отец должен взять на себя инициативу в проведении домашних собраний, где семья вместе читает и изучает Библию. Глава дома должен вести это собрание, задавая вопросы по прочитанному тексту, побуждая свою жену и детей к размышлению о прочитанном, и объясняя своей семье те вопросы, которые могут возникнуть при таком общем чтении. Никто не может дать другому больше, чем имеет сам. Поэтому для мужа (и жены) важно иметь правильные личные отношения с Богом, и личное знание, и исследование Писания. Тогда они будут способны более эффективно проводить время молитвы и чтения Священного Писания со своими детьми.
Подражая Иисусу Христу, как Первосвященнику, ходатайствующему о нас, каждый муж и отец в семье должен проводить в своей семье общие молитвы. В таких молитвах каждый член семьи может молиться громко, но особенно важно, чтобы это регулярно делал отец. Это будет хорошим примером для его детей. Также, его жена и дети, слыша его молитвы и ходатайства за них, будут чувствовать, что он любит их и заботится о них. Это поможет им чувствовать себя в безопасности.
Для того, чтобы семья была вместе и была духовно здоровой и крепкой, очень важно иметь совместные, чтения Библии и совместные молитвы. Но также очень важно, чтобы семья регулярно кушала вместе. Часто за столом при еде общение между членами семьи может стать самым близким, открытым и искренним. Это будет способствовать единству и духовному здоровью этой семьи. Ещё очень важно для каждой семьи хотя бы время от времени делать что-то вместе (уборка дома, работа в саду или на огороде, мытьё машины, рыбная ловля и другое). А также очень важно время от времени отдыхать вместе. Это также будет способствовать более близкому общению, единству и духовному благополучию семьи. Во всём этом муж ведёт свою семью, а жена поддерживает его и помогает ему.
Церковь и семья
Иногда люди задают вопрос, что должно быть на первом месте у христианина, церковь или семья? Но, этот вопрос как бы противопоставляет церковь и семью. В реальности же, как мы говорили выше, семья является базовой ячейкой церкви. Здоровая, духовно крепкая церковь состоит из здоровых, духовно крепких семей. Невозможно иметь духовно здоровую церковь, состоящую из духовно слабых и больных семей. Христианская семья является, своего рода, церковью в миниатюре. Поэтому семью невозможно противопоставить церкви. Семьи являются частью церкви, и церковь по большей части состоит из семей.
Если мы будем рассматривать семью именно как часть церкви, то и семьи, и церковь будут от этого процветать. Сегодня существует своего рода духовная болезнь среди христиан, особенно братьев, и особенно, служителей. Они смотрят на свою семью, как на что-то, противоположное церкви. Эти мужья и отцы могут регулярно и ревностно посещать все церковные и братские собрания в течение недели. Почти каждый день они приходят с работы, моются, переодеваются, хорошо кушают, и отправляются на очередное собрание, оставляя свою жену и детей, не имея почти никакого общения с ними. Когда они приходят с собрания, дети уже могут спать, или быть готовыми идти спать, а жена, обычно уставшая до изнеможения, уже не способна на близкое общение.
Так проходит неделя за неделей. Эти браться думают, что делают великое дело, ревностно служа Богу и заботясь о Его церкви, в то время, как не замечают, что их семьи страдают. Их дети не получают должного времени, внимания и воспитания, в котором они очень нуждаются. Они не чувствуют отцовской ласки, любви и заботы, потому что их папа постоянно очень занят, если не работой, то в церкви.
Их жёны несут всю тяжесть заботы о доме, о детях и их воспитании. Они очень устают, и не видят никакой поддержки и заботы со стороны мужа во внутренней семейной жизни и воспитании детей. В такой семье нет единства и близости, и нет так необходимого для благополучия семьи общения. Со временем эта ситуация создаёт напряжение и отчуждение в доме. Такой очень «духовный» отец становится полу-чужим для своих детей и жены.
Постоянное пренебрежение своими обязанностями мужа и отца в семье, пренебрежение семейными молитвами, общением, и совместным чтением и изучением Писания создаёт нарастающую проблему в этой семье. Эта проблема особенно ярко начинает проявлять себя в то время, когда дети достигают подросткового возраста. Между отцом и детьми нет никаких близких отношений, существует полное отчуждение. Нередко дети в таких семьях начинают ненавидеть своего отца, ненавидеть Библию, Бога и церковь. Они, порой подсознательно, считают, что именно Бог и церковь забрали у них отца, в котором они так сильно нуждались в детские годы. Эти дети перестают ходить на собрание, бунтуют против родителей, и часто становятся зависимыми от вредных привычек.
Родители, особенно отцы, приходят в изумление, а иногда раздражение и ярость против своих взбунтовавшихся детей. Они не могут понять, что произошло с их детьми. Они задают себя вопрос: «Что я сделал неправильно? Я тяжело работал и обеспечивал этих детей, я ревностно служил Богу, старался не пропускать ни одного собрания, а теперь у меня в семье такое!» Им очень трудно понять, что пренебрежение своей семьёй, и своими супружескими и отцовскими обязанностями, данными Богом, произвели эту ситуацию. То, что они ревностно и постоянно посещали все собрания, оставляя при этом жену и детей, послужило, как это ни странно, разрыву правильных отношений с ними.
Довольно часто плод такой ревности не по рассуждению проявляется не только в детях, но и в потере правильных отношений с женой, которая не чувствует, что её любят и о ней заботятся. Недосыпание ночью, и забота о детях и доме от раннего утра до позднего вечера истощают её духовные и физические силы, особенно если не чувствуется никакой поддержки и помощи со стороны постоянно отсутствующего мужа.
Жена находится в таком состоянии, а вечером муж приходит домой с очередного собрания, и требует физической близости от уставшей, измождённой, не имеющей больше силы жены. Если физическая близость в такой ситуации и есть, то она не проходит так, как бы хотелось, и не приносит желаемого ни мужу, ни тем более, жене. Это создаёт ещё большее напряжение, и разрыв отношений в семье.
Такое напряжение и отсутствие общения и правильных близких отношений на эмоциональном уровне могут привести вплоть до распада семьи. И виновником этого будет не церковь и не собрания, которые ревностно и регулярно посещал муж, а неправильное отношение мужа и отца к своей семье, неправильное понимание своей семьи, пренебрежение своей семьёй и своими обязанностями в семье, которое оправдывалось служением Богу. Нужно всегда помнить, что главное служение Богу каждого мужа и отца находится в его семье.
Каждый муж и отец должен помнить, что его семья – это часть церкви, доверенная ему Богом, и это самая главная сфера его служения. Если он не может быть на собрании вместе со своей семьёй, иногда лучше остаться дома с семьёй, чем постоянно оставлять свою жену и детей одних. Муж и отец несёт первостепенную ответственность за духовное состояние его семьи.
Если в семье несколько маленьких детей, и жена очень устаёт с ними, не досыпая ночью, и заботясь о них и о доме целый день, то любящий муж должен помочь ей, чем может, придя с работы. Он не должен большую часть дней недели оставлять её по вечерам с детьми, и сам идти на собрание. Это не духовность, а безразличие и нелюбовь к своему ближнему. Это не есть любовь к Богу, постоянно посещать собрания, пренебрегая при этом своей семьёй, и своими обязанностями в семье, и не проявляя любви, заботы, поддержки и помощи своему самому близкому человеку – своей жене. Священное Писание говорит нам так:
1Иоан.4:20-21 «Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Часто, регулярное, ревностное посещение собраний на протяжении всей недели, в ущерб своей семье, является, по-настоящему, не выражением любви к Богу, а способом «оправданно» убежать от своей уставшей жены и надоедливых детей, и от своих обязанностей как мужа и отца в доме. Таким мужьям и отцам нужно покаяться пред Богом в отсутствии любви к своей жене и детям, и в пренебрежении своими обязанностями. Если дети маленькие, и, если жена и дети не могут регулярно посещать собрания, муж и отец в таком доме должен помнить, что его семья – это есть часть церкви, порученная ему Богом. Для него, в некоторых случаях, будет лучше остаться вечером дома, чем пойти на собрание, оставив, свою семью.
Он может помочь жене по дому или с детьми, пообщаться с женой и детьми, и провести вместе с ними небольшое домашнее собрание. Он может почитать Библию и поговорить со своей семьёй о прочитанном, помолиться со своей семьёй, и уложить детей спать, рассказав им какую-то хорошую историю. Это будет способствовать единству, общению, поддержке близких отношений с женой и детьми, и духовно здоровому климату в семье.
Напомним, что духовно здоровая церковь состоит из духовно здоровых семей. Дети в такой семье будут знать, что отец любит их и заботится о них, что они важны для него, и они не равнодушны ему. Будучи наученными своим отцом, в любви которого они уверенны, и которого они уважают, они полюбят Библию и Бога. И, подросши, такие дети не будут враждебно относиться к церкви, как к какой-то чужой для них, странной организации, которая забрала их отца в их детстве, когда они больше всего нуждались в нём.
Когда дети подрастут, и вся семья сможет более регулярно посещать собрания вместе, дети с радостью будут ходить на эти собрания, потому что они будут хотеть быть там, где находится их любящий, заботливый отец. Они будут хотеть читать Библию, которая сделала их отца таким хорошим человеком, и они будут хотеть служить Богу, которому служит их отец.
До сих пор мы рассмотрели проблему отсутствующих мужей и отцов только с одной стороны. Мы говорили об их физическом отсутствии, когда их семьи больше всего нуждаются в них. Но иногда это может быть отсутствие другого вида. Например, муж и отец может присутствовать в своей семье физически каждый вечер, но в то же время быть слишком занятым своими делами, и недоступным для своей семьи. Он может быть равнодушным к своей жене и детям, не участвовать в жизни семьи, а заниматься чем-то другим, как например, чтение новостей, или просмотр фильмов и интернет сайтов.
Такое отношение к семье ничуть не лучше, чем то, что описано выше, когда мужья и отцы физически отсутствуют во время, которое они должны уделять семье. Каким бы ни было отсутствие мужа и отца в семье, когда семья особенно нуждается в нём, оно губительно влияет на семью. Верующие мужья и отцы должны внимательно смотреть за собой, чтобы не попасть в эту категорию отсутствующих мужей и отцов.
Финансы в семье
Правильное отношение к финансам
Следующая тема, которую важно затронуть, говоря о браке и семье, и жизни в семье – это вопрос финансов. Исследователи по вопросам брака и семьи говорят, что одна из основных причин развода – это финансовые проблемы в семье. Причём во многих случаях это не недостаток денег, а разногласия о том, как и куда их тратить.
Одна из целей брака – это достижения единства между мужем и женой на духовном, душевном и физическом уровне. Единство на физическом уровне подразумевает не только интимные отношения, но и единство во всех других физических сферах семейной жизни, включая финансы. Чтобы проверить единство мужа и жены в семье, иногда достаточно проверить, как они распоряжаются своими финансами. Каждое финансовое решение – это духовное решение. Существует такое выражение: «Покажи мне твою чековую книжку, и я скажу тебе о твоём духовном состоянии». Брак тесно связан с финансами, вот почему автор Послания к Евреям говорит о них в одном ряду:
Евр.13:4-6 «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Чтобы научиться правильно управлять финансами в семье, муж и жена должны постоянно задавать себе один вопрос: «Кому принадлежит всё в этом мире, и всё, чем мы владеем?» Священное Писание ясно учит нас, что всё в этом мире принадлежит Богу (Пс.23:1, 1Пар.29:11-16). Если Бог – Владелец всего, то мы – только распорядители Его имущества, и должны распоряжаться им по Его воле. Мы не можем служить Богу и маммоне (Луки16:10-13).
Иисус Христос учил, что мы должны складывать богатство на небесах (Мт.6:19-21). Если кто не отречётся от всего, что имеет, не может быть учеником Иисуса Христа (Луки 14:33). Бог не только владеет всем, но Он и даёт нам всё (Мт.6:25-33, Ис.66:12, 1Тим.6:17). Даруя нам всё необходимое для жизни и благочестия (2Пет.1:3), Он хочет, чтобы мы часть отдавали на Его дело (1Кор.9:4-14, 2Кор.9:1-10:15, 1Тим.6:17-19). Каждая христианская семья должна помнить, что деньги не являются целью. Они – только средство, чтобы исполнять Божьи планы и цели на этой земле.
Источник финансов
Мы уже увидели из вышеприведённых мест Писания, что настоящим источником всего, чем мы владеем, является Господь. Он даёт нам всё необходимое. Но Господь, чаще всего, даёт нам это не прямо с неба, а через работу, которую мы имеем. Вступая в брачный завет, молодожёны дают друг другу обещания верности, и исполнения своих супружеских обязанностей. Одной из важнейших обязанностей мужа по отношению к жене и детям является их финансовое обеспечение. Об этом сказано в нескольких местах Писания (Исх.21:10, Еф.5:25-29).
Во многих семьях доход приходит как от работы мужа, так и от работы жены, но муж всегда должен помнить, что обеспечивать свою семью финансово – это, прежде всего, его обязанность. Если для жены есть возможность, чтобы не работать вне дома, а оставаться дома и заботиться о детях и о доме, то она должна избрать это. Лучше жить на меньший доход, но уделять достаточно внимания и времени детям и правильно их воспитать, чем иметь большой доход, и потерять детей, если они уйдут в мир.
Каждая семья должна помнить, что деньги приходят от работы, и не надеяться на финансовую помощь от родителей или кого-либо другого. Священное Писание очень ясно говорит верующим людям (в первую очередь мужьям и отцам), что они должны работать и сами обеспечивать свою семью, а не зависеть от других людей в вопросе обеспечения финансами:
1Фесс.4:9-12 «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались».
2Фесс.3:6-12 «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб».
Труд является Божьей заповедью для человека. Даже пребывая в Едемском саду, Адам должен был возделывать и хранить его (Быт.2:15). После грехопадения Господь снова сказал человеку работать на земле, только теперь эта работа будет в поте лица, тяжёлой и изнурительной (Быт.3:17-19). Мы видим из двух посланий к Фессалоникийцам, что Апостол Павел несколько раз повторял верующим людям о важности труда для материального обеспечения себя и своей семьи. В наставлении ефесским пресвитерам, записанном в книге Деяния Апостолов, 20-й главе, он также говорил похожие слова:
Деян.20:33-35 «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать'».
Подобное наставление также записано и в Послании Апостола Павла к Ефесянам, которое Павел написал из римского заключения, через некоторое время после того, как он лично давал наставление ефесским пресвитерам:
Еф.4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».
Итак, мы видим, что как Иисус Христос, так и Апостол Павел учили о важности труда, о важности обеспечения самого себя, и о необходимости давать другим от результатов своего труда.
Опасность и рабство долгов
Как верующие люди должны относиться к долгам и займам? Этот вопрос особенно часто волнует молодые семьи, которые хотят много чего иметь и приобрести для устройства своего дома, но не располагают достаточными финансами для этих покупок. На основании Священного Писания, и опыта жизни, нужно сказать, что ради своего эмоционального и финансового благополучия каждая христианская семья должна избегать долгов любой ценой. В Священном Писании очень негативно говорится о долгах и взятии денег взаймы. Долги являются формой рабства, а христианам сказано, что они не должны делаться рабами людей, и не должны быть должными никому ничем, кроме взаимной любви:
Прит.22:7 «Богатый господствует над бедным, и ДОЛЖНИК ДЕЛАЕТСЯ РАБОМ ЗАИМОДАВЦА».
1Кор.7:23 «Вы куплены дорогою ценою; НЕ ДЕЛАЙТЕСЬ РАБАМИ ЧЕЛОВЕКОВ».
Рим.13:8 «НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ ДОЛЖНЫМИ НИКОМУ НИЧЕМ, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон».
Для того, чтобы избегать долгов, верующие люди должны жить так, как говорит Священное Писание, довольствуясь тем, что есть, и, стараясь жить в пределах своих финансовых возможностей:
Фил.4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
1Тим.6:6-11 «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Евр.13:5 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
Часто гордость, желание выделиться, желание владеть тем, что имеют другие, и желание жить роскошно, вопреки повелениям Господним, толкает людей в большие долги, которые потом служат причиной эмоциональных расстройств, ссор, разногласий и взаимных обвинений в семье. Это, в свою очередь, может послужить распаду семьи. Верующие люди должны убегать как от сребролюбия и желания обогащаться, так и от тенденции жить на занятые деньги.
Возвращение и прощение долгов
Итак, мы увидели, что Писание говорит о долгах очень негативно. Но если, из-за крайней нужды и необходимости верующий человек всё же взял деньги в долг, он должен приложить все усилия, чтобы возвратить их. Человек, который берёт деньги взаймы и не отдаёт их, называется в Писании нечестивым:
Пс.36:21 «Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает».
Исключением из этого являются случаи, когда человек взял взаймы с намерением отдать, но, по какой-либо причине, он оказался не способен отдать этот долг. В Писании предусмотрено прощение такого долга, которое должно было происходить каждые семь лет, в субботний год:
Втор.15:1-2 «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа».
Втор.15:7-11 «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: `приближается седьмой год, год прощения', и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».
Прочитав эти тексты, нужно обратить внимание на то, что в них описаны случаи, когда деньги занимает по-настоящему бедный и нищий человек, который имеет острую нужду, и которому необходимы средства для проживания. Прощение в седьмой год предусматривалось именно для такого человека, неспособного отдать свой долг. Если же человек занимает деньги для своих прихотей, роскоши, расширения бизнеса, или по другим причинам, и затем не хочет их отдавать, то напомним, что в Писании он называется нечестивым человеком (Пс.36:21). Христиане никогда не должны так поступать. Они должны избегать долгов, как только возможно, но если всё же им пришлось занять деньги, то они должны приложить все усилия, чтобы отдать этот долг.
Распределение финансов в семье
Единство мужа и жены в браке должно быть видимым в их владении и распоряжении финансами. Они должны рассматривать все финансы как «наши», а не «мои». Следовательно, муж и жена должны иметь совместные банковские счета, и совместно владеть собственностью. Они должны быть открытыми и честными друг перед другом насчёт финансов, не держать секретов друг от друга о своём доходе, растратах, покупках, собственности, долгах, и т.д.
Мужу и жене следует вместе обговаривать и формировать семейный бюджет, и стараться вместе придерживаться его. Они должны делать важные финансовые решения, и ставить финансовые цели вместе. Конечно, муж и жена не должны отчитываться друг перед другом за каждую мелкую покупку. У каждого из них должны быть деньги на такие покупки, и доверие друг другу в вопросе финансов. Но большие покупки всегда должны делаться с ведома друг друга, и по взаимному согласию. Это будет способствовать доверию и единству между супругами. Ещё раз повторим, что единство мужа и жены в финансовых вопросах является очень важным для общего единства в браке на всех уровнях, которое есть Божьей целью для брака.
Забота о будущем детей
Говоря о финансах, также следует упомянуть, что одной из обязанностей родителей является собирание наследства для своих детей. Это поможет детям более спокойно, уверенно и благополучно вступить во взрослую жизнь:
Прит.13:23 «ДОБРЫЙ ОСТАВЛЯЕТ НАСЛЕДСТВО И ВНУКАМ, а богатство грешника сберегается для праведного».
Прит.19:14 «ДОМ И ИМЕНИЕ – НАСЛЕДСТВО ОТ РОДИТЕЛЕЙ, а разумная жена – от Господа».
Прит.20:7 «Праведник ходит в своей непорочности: БЛАЖЕННЫ ДЕТИ ЕГО ПОСЛЕ НЕГО!»
2Кор.12:14 «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. НЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ СОБИРАТЬ ИМЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НО РОДИТЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ».
Итак, мы видим, что как Ветхий, так и Новый Завет учат нас, что родители должны собирать наследство, или имение для своих детей. Кроме материального наследства очень важным является духовное наследство, которым мудрые родители должны обеспечить своих детей. Мы читали в книге Притчей 20:7, что, если человек является праведником и ходит в своей непорочности, его дети после него будут блаженны, то есть, очень счастливы, благословенны. Это духовное наследство, которое праведник передаёт своим детям.
Семья является базовой ячейкой общества, но она также является базовой ячейкой церкви. Здоровая, духовно крепкая церковь состоит из здоровых, духовно крепких семей. Невозможно иметь духовно здоровую церковь, состоящую из духовно слабых и больных семей. Христианская семья является, своего рода, церковью в миниатюре. Мы уже говорили раньше, что муж является главой семьи, под главой Христом, и должен исполнять в своей семье три основных служения подражая своему главе Христу. Это служение царя, учителя и священника, так как Иисус Христос является нашим Царём, Учителем и Первосвященником.
Подражая Христу, как Царю, муж и отец является главой семьи, ответственным за решения, принимаемые в семье, и за духовную жизнь семьи. На нём лежит главная ответственность управлять своей семьёй, направлять свою семью, и быть инициатором в семье. Муж и отец в каждой христианкой семье должен инициировать в своей семье время регулярной совместной молитвы и чтения Священного Писания. Его жена может и должна помочь ему в этом, так как она создана Богом быть соответственной помощницей для своего мужа, но главная ответственность чтобы начать делать это в своей семье лежит именно на муже и отце. Муж и жена должны приложить максимум усилий для того, чтобы совместные регулярные молитвы и чтения Писания стали неотъемлемой частью их семейной жизни. Существует выражение, что семья, которая молится и кушает вместе, остаётся вместе. И это выражение очень и очень правдиво.
Подражая Христу, как Учителю, каждый верующий муж и отец должен взять на себя инициативу в проведении домашних собраний, где семья вместе читает и изучает Библию. Глава дома должен вести это собрание, задавая вопросы по прочитанному тексту, побуждая свою жену и детей к размышлению о прочитанном, и объясняя своей семье те вопросы, которые могут возникнуть при таком общем чтении. Никто не может дать другому больше, чем имеет сам. Поэтому для мужа (и жены) важно иметь правильные личные отношения с Богом, и личное знание, и исследование Писания. Тогда они будут способны более эффективно проводить время молитвы и чтения Священного Писания со своими детьми.
Подражая Иисусу Христу, как Первосвященнику, ходатайствующему о нас, каждый муж и отец в семье должен проводить в своей семье общие молитвы. В таких молитвах каждый член семьи может молиться громко, но особенно важно, чтобы это регулярно делал отец. Это будет хорошим примером для его детей. Также, его жена и дети, слыша его молитвы и ходатайства за них, будут чувствовать, что он любит их и заботится о них. Это поможет им чувствовать себя в безопасности.
Для того, чтобы семья была вместе и была духовно здоровой и крепкой, очень важно иметь совместные, чтения Библии и совместные молитвы. Но также очень важно, чтобы семья регулярно кушала вместе. Часто за столом при еде общение между членами семьи может стать самым близким, открытым и искренним. Это будет способствовать единству и духовному здоровью этой семьи. Ещё очень важно для каждой семьи хотя бы время от времени делать что-то вместе (уборка дома, работа в саду или на огороде, мытьё машины, рыбная ловля и другое). А также очень важно время от времени отдыхать вместе. Это также будет способствовать более близкому общению, единству и духовному благополучию семьи. Во всём этом муж ведёт свою семью, а жена поддерживает его и помогает ему.
Церковь и семья
Иногда люди задают вопрос, что должно быть на первом месте у христианина, церковь или семья? Но, этот вопрос как бы противопоставляет церковь и семью. В реальности же, как мы говорили выше, семья является базовой ячейкой церкви. Здоровая, духовно крепкая церковь состоит из здоровых, духовно крепких семей. Невозможно иметь духовно здоровую церковь, состоящую из духовно слабых и больных семей. Христианская семья является, своего рода, церковью в миниатюре. Поэтому семью невозможно противопоставить церкви. Семьи являются частью церкви, и церковь по большей части состоит из семей.
Если мы будем рассматривать семью именно как часть церкви, то и семьи, и церковь будут от этого процветать. Сегодня существует своего рода духовная болезнь среди христиан, особенно братьев, и особенно, служителей. Они смотрят на свою семью, как на что-то, противоположное церкви. Эти мужья и отцы могут регулярно и ревностно посещать все церковные и братские собрания в течение недели. Почти каждый день они приходят с работы, моются, переодеваются, хорошо кушают, и отправляются на очередное собрание, оставляя свою жену и детей, не имея почти никакого общения с ними. Когда они приходят с собрания, дети уже могут спать, или быть готовыми идти спать, а жена, обычно уставшая до изнеможения, уже не способна на близкое общение.
Так проходит неделя за неделей. Эти браться думают, что делают великое дело, ревностно служа Богу и заботясь о Его церкви, в то время, как не замечают, что их семьи страдают. Их дети не получают должного времени, внимания и воспитания, в котором они очень нуждаются. Они не чувствуют отцовской ласки, любви и заботы, потому что их папа постоянно очень занят, если не работой, то в церкви.
Их жёны несут всю тяжесть заботы о доме, о детях и их воспитании. Они очень устают, и не видят никакой поддержки и заботы со стороны мужа во внутренней семейной жизни и воспитании детей. В такой семье нет единства и близости, и нет так необходимого для благополучия семьи общения. Со временем эта ситуация создаёт напряжение и отчуждение в доме. Такой очень «духовный» отец становится полу-чужим для своих детей и жены.
Постоянное пренебрежение своими обязанностями мужа и отца в семье, пренебрежение семейными молитвами, общением, и совместным чтением и изучением Писания создаёт нарастающую проблему в этой семье. Эта проблема особенно ярко начинает проявлять себя в то время, когда дети достигают подросткового возраста. Между отцом и детьми нет никаких близких отношений, существует полное отчуждение. Нередко дети в таких семьях начинают ненавидеть своего отца, ненавидеть Библию, Бога и церковь. Они, порой подсознательно, считают, что именно Бог и церковь забрали у них отца, в котором они так сильно нуждались в детские годы. Эти дети перестают ходить на собрание, бунтуют против родителей, и часто становятся зависимыми от вредных привычек.
Родители, особенно отцы, приходят в изумление, а иногда раздражение и ярость против своих взбунтовавшихся детей. Они не могут понять, что произошло с их детьми. Они задают себя вопрос: «Что я сделал неправильно? Я тяжело работал и обеспечивал этих детей, я ревностно служил Богу, старался не пропускать ни одного собрания, а теперь у меня в семье такое!» Им очень трудно понять, что пренебрежение своей семьёй, и своими супружескими и отцовскими обязанностями, данными Богом, произвели эту ситуацию. То, что они ревностно и постоянно посещали все собрания, оставляя при этом жену и детей, послужило, как это ни странно, разрыву правильных отношений с ними.
Довольно часто плод такой ревности не по рассуждению проявляется не только в детях, но и в потере правильных отношений с женой, которая не чувствует, что её любят и о ней заботятся. Недосыпание ночью, и забота о детях и доме от раннего утра до позднего вечера истощают её духовные и физические силы, особенно если не чувствуется никакой поддержки и помощи со стороны постоянно отсутствующего мужа.
Жена находится в таком состоянии, а вечером муж приходит домой с очередного собрания, и требует физической близости от уставшей, измождённой, не имеющей больше силы жены. Если физическая близость в такой ситуации и есть, то она не проходит так, как бы хотелось, и не приносит желаемого ни мужу, ни тем более, жене. Это создаёт ещё большее напряжение, и разрыв отношений в семье.
Такое напряжение и отсутствие общения и правильных близких отношений на эмоциональном уровне могут привести вплоть до распада семьи. И виновником этого будет не церковь и не собрания, которые ревностно и регулярно посещал муж, а неправильное отношение мужа и отца к своей семье, неправильное понимание своей семьи, пренебрежение своей семьёй и своими обязанностями в семье, которое оправдывалось служением Богу. Нужно всегда помнить, что главное служение Богу каждого мужа и отца находится в его семье.
Каждый муж и отец должен помнить, что его семья – это часть церкви, доверенная ему Богом, и это самая главная сфера его служения. Если он не может быть на собрании вместе со своей семьёй, иногда лучше остаться дома с семьёй, чем постоянно оставлять свою жену и детей одних. Муж и отец несёт первостепенную ответственность за духовное состояние его семьи.
Если в семье несколько маленьких детей, и жена очень устаёт с ними, не досыпая ночью, и заботясь о них и о доме целый день, то любящий муж должен помочь ей, чем может, придя с работы. Он не должен большую часть дней недели оставлять её по вечерам с детьми, и сам идти на собрание. Это не духовность, а безразличие и нелюбовь к своему ближнему. Это не есть любовь к Богу, постоянно посещать собрания, пренебрегая при этом своей семьёй, и своими обязанностями в семье, и не проявляя любви, заботы, поддержки и помощи своему самому близкому человеку – своей жене. Священное Писание говорит нам так:
1Иоан.4:20-21 «Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Часто, регулярное, ревностное посещение собраний на протяжении всей недели, в ущерб своей семье, является, по-настоящему, не выражением любви к Богу, а способом «оправданно» убежать от своей уставшей жены и надоедливых детей, и от своих обязанностей как мужа и отца в доме. Таким мужьям и отцам нужно покаяться пред Богом в отсутствии любви к своей жене и детям, и в пренебрежении своими обязанностями. Если дети маленькие, и, если жена и дети не могут регулярно посещать собрания, муж и отец в таком доме должен помнить, что его семья – это есть часть церкви, порученная ему Богом. Для него, в некоторых случаях, будет лучше остаться вечером дома, чем пойти на собрание, оставив, свою семью.
Он может помочь жене по дому или с детьми, пообщаться с женой и детьми, и провести вместе с ними небольшое домашнее собрание. Он может почитать Библию и поговорить со своей семьёй о прочитанном, помолиться со своей семьёй, и уложить детей спать, рассказав им какую-то хорошую историю. Это будет способствовать единству, общению, поддержке близких отношений с женой и детьми, и духовно здоровому климату в семье.
Напомним, что духовно здоровая церковь состоит из духовно здоровых семей. Дети в такой семье будут знать, что отец любит их и заботится о них, что они важны для него, и они не равнодушны ему. Будучи наученными своим отцом, в любви которого они уверенны, и которого они уважают, они полюбят Библию и Бога. И, подросши, такие дети не будут враждебно относиться к церкви, как к какой-то чужой для них, странной организации, которая забрала их отца в их детстве, когда они больше всего нуждались в нём.
Когда дети подрастут, и вся семья сможет более регулярно посещать собрания вместе, дети с радостью будут ходить на эти собрания, потому что они будут хотеть быть там, где находится их любящий, заботливый отец. Они будут хотеть читать Библию, которая сделала их отца таким хорошим человеком, и они будут хотеть служить Богу, которому служит их отец.
До сих пор мы рассмотрели проблему отсутствующих мужей и отцов только с одной стороны. Мы говорили об их физическом отсутствии, когда их семьи больше всего нуждаются в них. Но иногда это может быть отсутствие другого вида. Например, муж и отец может присутствовать в своей семье физически каждый вечер, но в то же время быть слишком занятым своими делами, и недоступным для своей семьи. Он может быть равнодушным к своей жене и детям, не участвовать в жизни семьи, а заниматься чем-то другим, как например, чтение новостей, или просмотр фильмов и интернет сайтов.
Такое отношение к семье ничуть не лучше, чем то, что описано выше, когда мужья и отцы физически отсутствуют во время, которое они должны уделять семье. Каким бы ни было отсутствие мужа и отца в семье, когда семья особенно нуждается в нём, оно губительно влияет на семью. Верующие мужья и отцы должны внимательно смотреть за собой, чтобы не попасть в эту категорию отсутствующих мужей и отцов.
Финансы в семье
Правильное отношение к финансам
Следующая тема, которую важно затронуть, говоря о браке и семье, и жизни в семье – это вопрос финансов. Исследователи по вопросам брака и семьи говорят, что одна из основных причин развода – это финансовые проблемы в семье. Причём во многих случаях это не недостаток денег, а разногласия о том, как и куда их тратить.
Одна из целей брака – это достижения единства между мужем и женой на духовном, душевном и физическом уровне. Единство на физическом уровне подразумевает не только интимные отношения, но и единство во всех других физических сферах семейной жизни, включая финансы. Чтобы проверить единство мужа и жены в семье, иногда достаточно проверить, как они распоряжаются своими финансами. Каждое финансовое решение – это духовное решение. Существует такое выражение: «Покажи мне твою чековую книжку, и я скажу тебе о твоём духовном состоянии». Брак тесно связан с финансами, вот почему автор Послания к Евреям говорит о них в одном ряду:
Евр.13:4-6 «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Чтобы научиться правильно управлять финансами в семье, муж и жена должны постоянно задавать себе один вопрос: «Кому принадлежит всё в этом мире, и всё, чем мы владеем?» Священное Писание ясно учит нас, что всё в этом мире принадлежит Богу (Пс.23:1, 1Пар.29:11-16). Если Бог – Владелец всего, то мы – только распорядители Его имущества, и должны распоряжаться им по Его воле. Мы не можем служить Богу и маммоне (Луки16:10-13).
Иисус Христос учил, что мы должны складывать богатство на небесах (Мт.6:19-21). Если кто не отречётся от всего, что имеет, не может быть учеником Иисуса Христа (Луки 14:33). Бог не только владеет всем, но Он и даёт нам всё (Мт.6:25-33, Ис.66:12, 1Тим.6:17). Даруя нам всё необходимое для жизни и благочестия (2Пет.1:3), Он хочет, чтобы мы часть отдавали на Его дело (1Кор.9:4-14, 2Кор.9:1-10:15, 1Тим.6:17-19). Каждая христианская семья должна помнить, что деньги не являются целью. Они – только средство, чтобы исполнять Божьи планы и цели на этой земле.
Источник финансов
Мы уже увидели из вышеприведённых мест Писания, что настоящим источником всего, чем мы владеем, является Господь. Он даёт нам всё необходимое. Но Господь, чаще всего, даёт нам это не прямо с неба, а через работу, которую мы имеем. Вступая в брачный завет, молодожёны дают друг другу обещания верности, и исполнения своих супружеских обязанностей. Одной из важнейших обязанностей мужа по отношению к жене и детям является их финансовое обеспечение. Об этом сказано в нескольких местах Писания (Исх.21:10, Еф.5:25-29).
Во многих семьях доход приходит как от работы мужа, так и от работы жены, но муж всегда должен помнить, что обеспечивать свою семью финансово – это, прежде всего, его обязанность. Если для жены есть возможность, чтобы не работать вне дома, а оставаться дома и заботиться о детях и о доме, то она должна избрать это. Лучше жить на меньший доход, но уделять достаточно внимания и времени детям и правильно их воспитать, чем иметь большой доход, и потерять детей, если они уйдут в мир.
Каждая семья должна помнить, что деньги приходят от работы, и не надеяться на финансовую помощь от родителей или кого-либо другого. Священное Писание очень ясно говорит верующим людям (в первую очередь мужьям и отцам), что они должны работать и сами обеспечивать свою семью, а не зависеть от других людей в вопросе обеспечения финансами:
1Фесс.4:9-12 «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались».
2Фесс.3:6-12 «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб».
Труд является Божьей заповедью для человека. Даже пребывая в Едемском саду, Адам должен был возделывать и хранить его (Быт.2:15). После грехопадения Господь снова сказал человеку работать на земле, только теперь эта работа будет в поте лица, тяжёлой и изнурительной (Быт.3:17-19). Мы видим из двух посланий к Фессалоникийцам, что Апостол Павел несколько раз повторял верующим людям о важности труда для материального обеспечения себя и своей семьи. В наставлении ефесским пресвитерам, записанном в книге Деяния Апостолов, 20-й главе, он также говорил похожие слова:
Деян.20:33-35 «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать'».
Подобное наставление также записано и в Послании Апостола Павла к Ефесянам, которое Павел написал из римского заключения, через некоторое время после того, как он лично давал наставление ефесским пресвитерам:
Еф.4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».
Итак, мы видим, что как Иисус Христос, так и Апостол Павел учили о важности труда, о важности обеспечения самого себя, и о необходимости давать другим от результатов своего труда.
Опасность и рабство долгов
Как верующие люди должны относиться к долгам и займам? Этот вопрос особенно часто волнует молодые семьи, которые хотят много чего иметь и приобрести для устройства своего дома, но не располагают достаточными финансами для этих покупок. На основании Священного Писания, и опыта жизни, нужно сказать, что ради своего эмоционального и финансового благополучия каждая христианская семья должна избегать долгов любой ценой. В Священном Писании очень негативно говорится о долгах и взятии денег взаймы. Долги являются формой рабства, а христианам сказано, что они не должны делаться рабами людей, и не должны быть должными никому ничем, кроме взаимной любви:
Прит.22:7 «Богатый господствует над бедным, и ДОЛЖНИК ДЕЛАЕТСЯ РАБОМ ЗАИМОДАВЦА».
1Кор.7:23 «Вы куплены дорогою ценою; НЕ ДЕЛАЙТЕСЬ РАБАМИ ЧЕЛОВЕКОВ».
Рим.13:8 «НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ ДОЛЖНЫМИ НИКОМУ НИЧЕМ, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон».
Для того, чтобы избегать долгов, верующие люди должны жить так, как говорит Священное Писание, довольствуясь тем, что есть, и, стараясь жить в пределах своих финансовых возможностей:
Фил.4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
1Тим.6:6-11 «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Евр.13:5 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя».
Часто гордость, желание выделиться, желание владеть тем, что имеют другие, и желание жить роскошно, вопреки повелениям Господним, толкает людей в большие долги, которые потом служат причиной эмоциональных расстройств, ссор, разногласий и взаимных обвинений в семье. Это, в свою очередь, может послужить распаду семьи. Верующие люди должны убегать как от сребролюбия и желания обогащаться, так и от тенденции жить на занятые деньги.
Возвращение и прощение долгов
Итак, мы увидели, что Писание говорит о долгах очень негативно. Но если, из-за крайней нужды и необходимости верующий человек всё же взял деньги в долг, он должен приложить все усилия, чтобы возвратить их. Человек, который берёт деньги взаймы и не отдаёт их, называется в Писании нечестивым:
Пс.36:21 «Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает».
Исключением из этого являются случаи, когда человек взял взаймы с намерением отдать, но, по какой-либо причине, он оказался не способен отдать этот долг. В Писании предусмотрено прощение такого долга, которое должно было происходить каждые семь лет, в субботний год:
Втор.15:1-2 «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа».
Втор.15:7-11 «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: `приближается седьмой год, год прощения', и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».
Прочитав эти тексты, нужно обратить внимание на то, что в них описаны случаи, когда деньги занимает по-настоящему бедный и нищий человек, который имеет острую нужду, и которому необходимы средства для проживания. Прощение в седьмой год предусматривалось именно для такого человека, неспособного отдать свой долг. Если же человек занимает деньги для своих прихотей, роскоши, расширения бизнеса, или по другим причинам, и затем не хочет их отдавать, то напомним, что в Писании он называется нечестивым человеком (Пс.36:21). Христиане никогда не должны так поступать. Они должны избегать долгов, как только возможно, но если всё же им пришлось занять деньги, то они должны приложить все усилия, чтобы отдать этот долг.
Распределение финансов в семье
Единство мужа и жены в браке должно быть видимым в их владении и распоряжении финансами. Они должны рассматривать все финансы как «наши», а не «мои». Следовательно, муж и жена должны иметь совместные банковские счета, и совместно владеть собственностью. Они должны быть открытыми и честными друг перед другом насчёт финансов, не держать секретов друг от друга о своём доходе, растратах, покупках, собственности, долгах, и т.д.
Мужу и жене следует вместе обговаривать и формировать семейный бюджет, и стараться вместе придерживаться его. Они должны делать важные финансовые решения, и ставить финансовые цели вместе. Конечно, муж и жена не должны отчитываться друг перед другом за каждую мелкую покупку. У каждого из них должны быть деньги на такие покупки, и доверие друг другу в вопросе финансов. Но большие покупки всегда должны делаться с ведома друг друга, и по взаимному согласию. Это будет способствовать доверию и единству между супругами. Ещё раз повторим, что единство мужа и жены в финансовых вопросах является очень важным для общего единства в браке на всех уровнях, которое есть Божьей целью для брака.
Забота о будущем детей
Говоря о финансах, также следует упомянуть, что одной из обязанностей родителей является собирание наследства для своих детей. Это поможет детям более спокойно, уверенно и благополучно вступить во взрослую жизнь:
Прит.13:23 «ДОБРЫЙ ОСТАВЛЯЕТ НАСЛЕДСТВО И ВНУКАМ, а богатство грешника сберегается для праведного».
Прит.19:14 «ДОМ И ИМЕНИЕ – НАСЛЕДСТВО ОТ РОДИТЕЛЕЙ, а разумная жена – от Господа».
Прит.20:7 «Праведник ходит в своей непорочности: БЛАЖЕННЫ ДЕТИ ЕГО ПОСЛЕ НЕГО!»
2Кор.12:14 «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. НЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ СОБИРАТЬ ИМЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НО РОДИТЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ».
Итак, мы видим, что как Ветхий, так и Новый Завет учат нас, что родители должны собирать наследство, или имение для своих детей. Кроме материального наследства очень важным является духовное наследство, которым мудрые родители должны обеспечить своих детей. Мы читали в книге Притчей 20:7, что, если человек является праведником и ходит в своей непорочности, его дети после него будут блаженны, то есть, очень счастливы, благословенны. Это духовное наследство, которое праведник передаёт своим детям.