1. Книга Иисуса Навина
Автор, время и место
Книга Иисуса Навина является первой из исторических книг. В самой книге сказано, что её писал Иисус Навин: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (Иис. Нав. 24:26). Иисус Навин продолжил писать Священное Писание после смерти Моисея. Последние 5 стихов книги описывают смерть Иисуса Навина, и события после неё. Возможно, они были написаны Самуилом. Книга Иисуса Навина была написана после входа Израиля в Ханаанскую землю, во время завоевания Ханаана (Ханаан позднее стал называться Земля Израилева). Приблизительно, это были 1406-1390 года до нашей эры.
Основная тема
«Борьба». Книга Иисуса Навина учит нас, что за Божьи обетования нужно бороться. Бог пообещал Израилю Ханаанскую землю, но её нужно было завоевать. Бог дал израильтянам победу во всех войнах. Они потерпели поражение только один раз, у города Гай. Это произошло из-за того, что один человек, по имени Ахан, взял из заклятого при завоевании Иерихона. Эта история учит нас, что нельзя присваивать себе ничего, что принадлежит Господу. Она также показывает, что Господь всегда всё видит и знает, и Он обязательно накажет человека за всякий тайный грех, в котором человек не покаялся. За непослушание Богу всегда приходит наказание. Более того, из-за греха Ахана потерпел поражение в битве весь Израиль. Из-за греха Ахана также пострадала вся его семья. Они все были побиты камнями и сожжены. Мы всегда должны помнить, что наш грех касается не только нас. Из-за него может страдать общество, в котором мы находимся, и наша семья.
Содержание
В этой книге описывается переход Израиля через Иордан, завоевание Ханаана, разделение земли Обетованной между коленами.
Важный стих
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно»
(Иис. Нав.1:8).
2. Книга Судей Израилевых
Автор, время и место
Очень трудно сказать, кто написал книгу Судей. Еврейская традиция говорит, что это был пророк Самуил. Предположительно, она была написана около 1000 г. до н.э., в земле Израиля.
Основная тема
«Отступление». Книга Судей говорит о последствиях отступления от Бога, и о Божьей милости, когда народ обращался к Богу.
Содержание
В этой книге описан длительный период времени, около 400 лет. Это период от смерти Иисуса Навина до времени перед рождением пророка Самуила. Там описаны истории отступлений Израиля от Господа, наказание через соседние народы, спасение через судей, которых воздвигал Бог.
Важный стих
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).
3. Книга Руфь
Автор, время и место
Автор книги неизвестен. Некоторые учёные считают, что им был Самуил. Возможно, она была написана около 1000 г. до н.э., приблизительно в то же время, что и книга Судей. Написана книга в земле Израиля.
Основная тема
«Искупление». Действия Вооза по выкупу земли, и его брак с Руфью, чтобы восстановить семейную линию своего родственника, являются прообразом искупления Иисусом Христом Его Церкви.
Содержание
Книга Руфь рассказывает о еврейской женщине по имени Ноеминь, у которой умер муж и двое сыновей в Моавитской земле, где они спасались от голода. Ноеминь возвратилась в Израиль со своей невесткой, моавитянкой Руфь. Руфь не захотела оставить Ноемини, и решила жить в Израиле и служить Богу Израиля. Её верность была вознаграждена. Она вышла замуж за богатого родственника Ноемини, Вооза, и стала прабабушкой царя Давида. Через это она вошла в родословную Иисуса Христа.
Важный стих
«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом» (Руфь 1:16).
4. Первая и Вторая Книги Царств
Автор, время и место
Первая и Вторая Книги Царств составляли вначале одну книгу. Она была разделена на две учёными, которые сделали перевод Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта, или Перевод Семидесяти.
Еврейская традиция приписывает авторство Первой и Второй книг Царств пророку Самуилу. В еврейском каноне и в западных изданиях Библии они так и называются – Первая и Вторая книга Самуила. Но Самуил не мог написать полностью эти книги, так как его смерть описывается в 25-й главе Первой книги Царств. События, описанные далее, происходили уже после его смерти. Наиболее вероятно, что Самуил начал писать эту книгу, и кто-то продолжил писать её после него. Возможно, это были пророки Нафан и Гад.
Первая и Вторая книги Царств были написаны в Земле Израиля.
«Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его, и мужество его, и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами» (1Пар.29:29-30).
Основная тема
«Установление царства. Завет с Давидом». Книги описывают переход от правления судей к правлению царей, а также вечный завет, который Бог установил с Давидом (2-я Царств 7:8-16). Иисус Христос является Царём Израиля и Царём всей земли (Луки 1:31-33, Матфея 28:18). Он также является потомком Давида по плоти, через Марию (Римлянам 1:3-4). Бог пообещал Давиду, что его дом и его царство будет непоколебимо вовеки, и его престол устоит во веки. Бог исполнил эти обещания в Иисусе Христе. Он всегда исполняет Свои обещания.
Содержание
В этих книгах описывается рождение и служение судьи и пророка Самуила. Потом идёт описание избрания Саула на царство, а также описывается его жизнь и смерть. Большая часть книг посвящена описанию жизни и царствования Давида. Будучи молодым пастухом, Давид был помазан пророком Самуилом на царство, вместо царя Саула. Это произошло по слову Господа. После этого Господь сделал так, что Давид был приведён к царю Саулу, чтобы служить ему. Когда началась война Израиля с Филистимлянами, царь Саул и Израиль пошли на войну, а Давид был отправлен домой. Старшие братья Давида тоже пошли на войну.
Отец послал Давида к его братьям, чтобы проведать их и принести им пищи. В это время из стана Филистимлян выступал великан Голиаф и вызывал Израильтян на поединок. Давид сразился с ним, и убил его камнем из пращи. Когда войска Израиля возвращались домой, женщины пели: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!». «И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1-я Царств 18:7-9).
Саул возненавидел Давида и хотел не один раз убить его. Давиду пришлось бежать от Саула. Было несколько случаев, когда Давид мог легко убить Саула, но он никогда не сделал этого, и не разрешал никому из своих воинов сделать это. Он понимал, что Саул был помазанником Господним, и никто, убивший его, не останется ненаказанным. Но прошли года, Саул и его сыновья погибли, и Давид в возрасте 30 лет был помазан на царство над коленом Иуды. Прошло ещё семь лет, и в возрасте 37 лет он воцарился над всем Израилем. Всего он царствовал 40 лет, и умер в возрасте 70 лет. Давид – наиболее часто упоминаемый персонаж в Библии (1118 раз).
Важные стихи
«Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар.7:12-13, 16).
5. Третья и Четвёртая Книги Царств
Автор, время и место
Третья и Четвёртая Книги Царств были в еврейском каноне одной книгой. Переводчики Септуагинты разделили их на две, так же, как и Первую и Вторую Книги Царств. Кстати, сейчас в еврейском каноне и западных изданиях Библии Третья и Четвёртая Книги Царств являются Первой и Второй Книгами Царств, соответственно.
Согласно еврейской традиции, Третья и Четвёртая Книги Царств были написаны Иеремией. Некоторые учёные также придерживаются этой точки зрения. Большая часть книг, вероятно, была написана Иеремией в земле Израиля, но завершены они были кем-то из переселённых в Вавилон иудеев.
В книгах описаны события от воцарения Соломона (970 г. до н.э.), до освобождения из вавилонской тюрьмы иудейского царя Иехонии, которое произошло около 561 года до нашей эры. Возможно, написание Третьей и Четвёртой Книги Царств было завершено сразу после этого, в 560-550 гг. до н.э.
Основная тема
«Разделение Израильского царства, отступление от Бога, плен».
Содержание
Третья и Четвёртая Книги Царств описывают длительный период времени, свыше 400 лет. Они начинаются с описания воцарения Соломона, потом описывают разделение царства после его смерти на Южное Царство (Иудею) и Северное Царство (Израиль). Потом идёт описание царствования разных царей в обоих царствах. Большинство этих царей были нечестивыми, и Израиль с Иудеей всё дальше отступали от Бога.
Все цари в Северном, Израильском Царстве были нечестивыми. Несколько царей в Иудее были праведными и старались возвратить народ к Богу, но часто после их смерти отступление было ещё хуже. Это привело к тому, что Израильское Царство было захвачено Ассирией, израильтяне были уведены в плен, а на их место населены другие народы.
Израильтяне так и не возвратились из этого плена, и были рассеяны среди народов. Это произошло в 722 г. до н.э. После этого Иудея была захвачена Вавилонянами, и большая часть народа была переселена в Вавилон на 70 лет. Это произошло в 586 г. до н.э.
Важный стих
«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3Цар.18:21).
6. Первая и Вторая Книги Паралипоменон
Автор, время и место
Согласно еврейской традиции, Первую и Вторую Книги Паралипоменон написал книжник Ездра. Греческое слово «Паралипоменон» означает «Летопись» или «Хроника». Эти две книги вначале составляли одну книгу, как и книги Царств. Первый раз они были разделены на две книги в Септуагинте. Первая и Вторая Книги Паралипоменон были написаны после возвращения Иудеев из вавилонского плена, приблизительно в 450-400 гг. до н.э. Они были написаны во вновь отстроенном Иерусалиме.
Основная тема
«История Иудейского Царства».
Содержание
Первая и Вторая Книги Паралипоменон повторяют многие детали Книг Царств, но они концентрируют особое внимание на Южном, Иудейском Царстве. Они начинаются с генеалогии колен Израиля. Далее они описывают смерть Саула, царствование Давида, Соломона и царей из династии Давида вплоть до Вавилонского плена. Вторая Книга Паралипоменон также описывает постройку Соломоном храма в Иерусалиме. Она пишет об отступлении Израиля от Господа и о Вавилонском плене. Завершается книга повелением Персидского царя Кира восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонянами.
Важные стихи
«И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2Пар.36:15-16).
7. Книги Ездры и Неемии
Авторы, время и место
Книжник и священник Ездра является автором книги Ездры, и Неемия является автором книги Неемии. Персидский царь Артаксеркс послал Неемию в Иерусалим, чтобы восстановить стены города. В самых древних манускриптах Септуагинты Ездра и Неемия были объединены в одну книгу. Предположительно, обе книги были написаны в Иерусалиме в 440-430 гг. до н.э.
Основная тема
«Возвращение из плена и восстановление Иерусалима и храма».
Содержание
Книги описывают возвращение Иудеев из 70-и летнего Вавилонского плена в свою землю. Они также описывают восстановление Иерусалима и храма, происходившее с большими трудностями. Иудеи смогли преодолеть все трудности и при Божьем благословении и охране, завершить все работы по восстановлению города и храма.
Важные стихи
«И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью» (Ездр.6:14-16).
8. Книга Есфирь
Автор, время и место
Автором книги Есфирь был иудей, живущий в Персии. Возможно, автором является сам Мардохей, один из главных героев книги. Книга могла быть написана около 460 г. до н.э., вскоре после событий, описываемых в ней.
Основная тема
«Божья защита». Хотя слово Бог или Господь нигде не упоминается в оригинальном еврейском тексте книги Есфирь, Божья защита и провидение явно присутствуют там. Отсутствие слова Бог в оригинале книги может быть объяснением тому, почему она не найдена в Кумране, среди Свитков Мёртвого Моря. Возможно, Кумранская община не имела её в своём каноне.
Содержание
Книга Есфирь описывает чудесное избавление еврейского народа от уничтожения в Персидской империи. Это избавление произошло благодаря смелости и решительным действиям иудея по имени Мардохей и его двоюродной сестры Есфирь. Есфирь рано потеряла своих родителей, и Мардохей был её воспитателем. Благодаря Божьему провидению, Есфирь стала царицей Персии. Она использовала своё влияние для спасения своего народа от истребления, которое запланировал царский министр Аман.
Важные стихи
«И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф.4:13-14).
Исторический факт. Стены Иерихона
В шестой главе Книги Иисуса Навина описывается взятие Израильтянами укреплённого города Иерихона. Его стены пали после семидневного обхождения города, по повелению Господню. Когда в седьмой день Израильтяне обошли город семь раз, священники затрубили трубами, а народ громко воскликнул, то стены Иерихона рухнули, и Израильтяне устремились туда каждый, со своей стороны. Но часть стены, где жила Раав не рухнула. Раав и её родство были спасены. Это потому, что она перед этим приняла и скрыла еврейских соглядатаев (разведчиков) и спасла им жизнь.
В 20-м веке было проведено несколько больших археологических раскопок на месте древнего Иерихона. Все они подтвердили точность Библейских описаний. Было открыто, что Иерихон был окружен двумя рядами толстых стен, которые были разрушены, как говорят, мощным землетрясением. К внешнему ряду стен были пристроены дома, так что стена города служила задней стеной для этих домов. Через окна в этой стене можно было спуститься и уйти из города, что и сделали два еврейских соглядатая. Вероятно, дома, прилегающие к внешней стене, стоили очень дёшево, так как это было опасное место при осаде. Бедняки, которые не могли позволить себе дом в городе, строили дома между двумя стенами, используя внешнюю городскую стену как одну из стен для своего дома.
В 1907-1909 годах немецкие археологи, раскапывая развалины Иерихона, сделали интереснейшее открытие. На северной стороне города они раскопали часть внешней стены, которая не была разрушена, как все остальные стены. Более того, было раскопано несколько домов, пристроенных к ней, точно так, как описано в Библии! Мы можем с уверенностью сказать, что именно здесь жила Раав, и один из этих домов принадлежал ей. Высота раскопанной стены в этом месте около 2.5 метра (8 футов).
Более того, при последующих раскопках Иерихона, были найдены развалины обгоревших домов и обгоревших вещей в них. Было также найдено много обгоревших глиняных кувшинов, полных зерна. Эти находки подтверждают повествования Библии, что Иерихон был сожжён, и Израильтяне ничего не могли взять себе. Город нужно было предать заклятию, по повелению Господа. Зерно считалось дорогим и ценным товаром в древности, и захватчики всегда забирали его себе, но не так было с Иерихоном. Кроме того, большие запасы нетронутого зерна указывают на то, что город был в осаде недолго. По Библии, его осада длилась всего семь дней. Обломки керамической посуды в Иерихоне датируются 15-м веком до н.э. – то есть временем захвата Иерихона Израильтянами. Это событие произошло около 1406 г. до н.э. Археологические открытия в Иерихоне подтвердили истинность Библейского описания.
Автор, время и место
Книга Иисуса Навина является первой из исторических книг. В самой книге сказано, что её писал Иисус Навин: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (Иис. Нав. 24:26). Иисус Навин продолжил писать Священное Писание после смерти Моисея. Последние 5 стихов книги описывают смерть Иисуса Навина, и события после неё. Возможно, они были написаны Самуилом. Книга Иисуса Навина была написана после входа Израиля в Ханаанскую землю, во время завоевания Ханаана (Ханаан позднее стал называться Земля Израилева). Приблизительно, это были 1406-1390 года до нашей эры.
Основная тема
«Борьба». Книга Иисуса Навина учит нас, что за Божьи обетования нужно бороться. Бог пообещал Израилю Ханаанскую землю, но её нужно было завоевать. Бог дал израильтянам победу во всех войнах. Они потерпели поражение только один раз, у города Гай. Это произошло из-за того, что один человек, по имени Ахан, взял из заклятого при завоевании Иерихона. Эта история учит нас, что нельзя присваивать себе ничего, что принадлежит Господу. Она также показывает, что Господь всегда всё видит и знает, и Он обязательно накажет человека за всякий тайный грех, в котором человек не покаялся. За непослушание Богу всегда приходит наказание. Более того, из-за греха Ахана потерпел поражение в битве весь Израиль. Из-за греха Ахана также пострадала вся его семья. Они все были побиты камнями и сожжены. Мы всегда должны помнить, что наш грех касается не только нас. Из-за него может страдать общество, в котором мы находимся, и наша семья.
Содержание
В этой книге описывается переход Израиля через Иордан, завоевание Ханаана, разделение земли Обетованной между коленами.
Важный стих
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно»
(Иис. Нав.1:8).
2. Книга Судей Израилевых
Автор, время и место
Очень трудно сказать, кто написал книгу Судей. Еврейская традиция говорит, что это был пророк Самуил. Предположительно, она была написана около 1000 г. до н.э., в земле Израиля.
Основная тема
«Отступление». Книга Судей говорит о последствиях отступления от Бога, и о Божьей милости, когда народ обращался к Богу.
Содержание
В этой книге описан длительный период времени, около 400 лет. Это период от смерти Иисуса Навина до времени перед рождением пророка Самуила. Там описаны истории отступлений Израиля от Господа, наказание через соседние народы, спасение через судей, которых воздвигал Бог.
Важный стих
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).
3. Книга Руфь
Автор, время и место
Автор книги неизвестен. Некоторые учёные считают, что им был Самуил. Возможно, она была написана около 1000 г. до н.э., приблизительно в то же время, что и книга Судей. Написана книга в земле Израиля.
Основная тема
«Искупление». Действия Вооза по выкупу земли, и его брак с Руфью, чтобы восстановить семейную линию своего родственника, являются прообразом искупления Иисусом Христом Его Церкви.
Содержание
Книга Руфь рассказывает о еврейской женщине по имени Ноеминь, у которой умер муж и двое сыновей в Моавитской земле, где они спасались от голода. Ноеминь возвратилась в Израиль со своей невесткой, моавитянкой Руфь. Руфь не захотела оставить Ноемини, и решила жить в Израиле и служить Богу Израиля. Её верность была вознаграждена. Она вышла замуж за богатого родственника Ноемини, Вооза, и стала прабабушкой царя Давида. Через это она вошла в родословную Иисуса Христа.
Важный стих
«Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом» (Руфь 1:16).
4. Первая и Вторая Книги Царств
Автор, время и место
Первая и Вторая Книги Царств составляли вначале одну книгу. Она была разделена на две учёными, которые сделали перевод Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Этот перевод называется Септуагинта, или Перевод Семидесяти.
Еврейская традиция приписывает авторство Первой и Второй книг Царств пророку Самуилу. В еврейском каноне и в западных изданиях Библии они так и называются – Первая и Вторая книга Самуила. Но Самуил не мог написать полностью эти книги, так как его смерть описывается в 25-й главе Первой книги Царств. События, описанные далее, происходили уже после его смерти. Наиболее вероятно, что Самуил начал писать эту книгу, и кто-то продолжил писать её после него. Возможно, это были пророки Нафан и Гад.
Первая и Вторая книги Царств были написаны в Земле Израиля.
«Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его, и мужество его, и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами» (1Пар.29:29-30).
Основная тема
«Установление царства. Завет с Давидом». Книги описывают переход от правления судей к правлению царей, а также вечный завет, который Бог установил с Давидом (2-я Царств 7:8-16). Иисус Христос является Царём Израиля и Царём всей земли (Луки 1:31-33, Матфея 28:18). Он также является потомком Давида по плоти, через Марию (Римлянам 1:3-4). Бог пообещал Давиду, что его дом и его царство будет непоколебимо вовеки, и его престол устоит во веки. Бог исполнил эти обещания в Иисусе Христе. Он всегда исполняет Свои обещания.
Содержание
В этих книгах описывается рождение и служение судьи и пророка Самуила. Потом идёт описание избрания Саула на царство, а также описывается его жизнь и смерть. Большая часть книг посвящена описанию жизни и царствования Давида. Будучи молодым пастухом, Давид был помазан пророком Самуилом на царство, вместо царя Саула. Это произошло по слову Господа. После этого Господь сделал так, что Давид был приведён к царю Саулу, чтобы служить ему. Когда началась война Израиля с Филистимлянами, царь Саул и Израиль пошли на войну, а Давид был отправлен домой. Старшие братья Давида тоже пошли на войну.
Отец послал Давида к его братьям, чтобы проведать их и принести им пищи. В это время из стана Филистимлян выступал великан Голиаф и вызывал Израильтян на поединок. Давид сразился с ним, и убил его камнем из пращи. Когда войска Израиля возвращались домой, женщины пели: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!». «И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1-я Царств 18:7-9).
Саул возненавидел Давида и хотел не один раз убить его. Давиду пришлось бежать от Саула. Было несколько случаев, когда Давид мог легко убить Саула, но он никогда не сделал этого, и не разрешал никому из своих воинов сделать это. Он понимал, что Саул был помазанником Господним, и никто, убивший его, не останется ненаказанным. Но прошли года, Саул и его сыновья погибли, и Давид в возрасте 30 лет был помазан на царство над коленом Иуды. Прошло ещё семь лет, и в возрасте 37 лет он воцарился над всем Израилем. Всего он царствовал 40 лет, и умер в возрасте 70 лет. Давид – наиболее часто упоминаемый персонаж в Библии (1118 раз).
Важные стихи
«Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар.7:12-13, 16).
5. Третья и Четвёртая Книги Царств
Автор, время и место
Третья и Четвёртая Книги Царств были в еврейском каноне одной книгой. Переводчики Септуагинты разделили их на две, так же, как и Первую и Вторую Книги Царств. Кстати, сейчас в еврейском каноне и западных изданиях Библии Третья и Четвёртая Книги Царств являются Первой и Второй Книгами Царств, соответственно.
Согласно еврейской традиции, Третья и Четвёртая Книги Царств были написаны Иеремией. Некоторые учёные также придерживаются этой точки зрения. Большая часть книг, вероятно, была написана Иеремией в земле Израиля, но завершены они были кем-то из переселённых в Вавилон иудеев.
В книгах описаны события от воцарения Соломона (970 г. до н.э.), до освобождения из вавилонской тюрьмы иудейского царя Иехонии, которое произошло около 561 года до нашей эры. Возможно, написание Третьей и Четвёртой Книги Царств было завершено сразу после этого, в 560-550 гг. до н.э.
Основная тема
«Разделение Израильского царства, отступление от Бога, плен».
Содержание
Третья и Четвёртая Книги Царств описывают длительный период времени, свыше 400 лет. Они начинаются с описания воцарения Соломона, потом описывают разделение царства после его смерти на Южное Царство (Иудею) и Северное Царство (Израиль). Потом идёт описание царствования разных царей в обоих царствах. Большинство этих царей были нечестивыми, и Израиль с Иудеей всё дальше отступали от Бога.
Все цари в Северном, Израильском Царстве были нечестивыми. Несколько царей в Иудее были праведными и старались возвратить народ к Богу, но часто после их смерти отступление было ещё хуже. Это привело к тому, что Израильское Царство было захвачено Ассирией, израильтяне были уведены в плен, а на их место населены другие народы.
Израильтяне так и не возвратились из этого плена, и были рассеяны среди народов. Это произошло в 722 г. до н.э. После этого Иудея была захвачена Вавилонянами, и большая часть народа была переселена в Вавилон на 70 лет. Это произошло в 586 г. до н.э.
Важный стих
«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3Цар.18:21).
6. Первая и Вторая Книги Паралипоменон
Автор, время и место
Согласно еврейской традиции, Первую и Вторую Книги Паралипоменон написал книжник Ездра. Греческое слово «Паралипоменон» означает «Летопись» или «Хроника». Эти две книги вначале составляли одну книгу, как и книги Царств. Первый раз они были разделены на две книги в Септуагинте. Первая и Вторая Книги Паралипоменон были написаны после возвращения Иудеев из вавилонского плена, приблизительно в 450-400 гг. до н.э. Они были написаны во вновь отстроенном Иерусалиме.
Основная тема
«История Иудейского Царства».
Содержание
Первая и Вторая Книги Паралипоменон повторяют многие детали Книг Царств, но они концентрируют особое внимание на Южном, Иудейском Царстве. Они начинаются с генеалогии колен Израиля. Далее они описывают смерть Саула, царствование Давида, Соломона и царей из династии Давида вплоть до Вавилонского плена. Вторая Книга Паралипоменон также описывает постройку Соломоном храма в Иерусалиме. Она пишет об отступлении Израиля от Господа и о Вавилонском плене. Завершается книга повелением Персидского царя Кира восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонянами.
Важные стихи
«И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2Пар.36:15-16).
7. Книги Ездры и Неемии
Авторы, время и место
Книжник и священник Ездра является автором книги Ездры, и Неемия является автором книги Неемии. Персидский царь Артаксеркс послал Неемию в Иерусалим, чтобы восстановить стены города. В самых древних манускриптах Септуагинты Ездра и Неемия были объединены в одну книгу. Предположительно, обе книги были написаны в Иерусалиме в 440-430 гг. до н.э.
Основная тема
«Возвращение из плена и восстановление Иерусалима и храма».
Содержание
Книги описывают возвращение Иудеев из 70-и летнего Вавилонского плена в свою землю. Они также описывают восстановление Иерусалима и храма, происходившее с большими трудностями. Иудеи смогли преодолеть все трудности и при Божьем благословении и охране, завершить все работы по восстановлению города и храма.
Важные стихи
«И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью» (Ездр.6:14-16).
8. Книга Есфирь
Автор, время и место
Автором книги Есфирь был иудей, живущий в Персии. Возможно, автором является сам Мардохей, один из главных героев книги. Книга могла быть написана около 460 г. до н.э., вскоре после событий, описываемых в ней.
Основная тема
«Божья защита». Хотя слово Бог или Господь нигде не упоминается в оригинальном еврейском тексте книги Есфирь, Божья защита и провидение явно присутствуют там. Отсутствие слова Бог в оригинале книги может быть объяснением тому, почему она не найдена в Кумране, среди Свитков Мёртвого Моря. Возможно, Кумранская община не имела её в своём каноне.
Содержание
Книга Есфирь описывает чудесное избавление еврейского народа от уничтожения в Персидской империи. Это избавление произошло благодаря смелости и решительным действиям иудея по имени Мардохей и его двоюродной сестры Есфирь. Есфирь рано потеряла своих родителей, и Мардохей был её воспитателем. Благодаря Божьему провидению, Есфирь стала царицей Персии. Она использовала своё влияние для спасения своего народа от истребления, которое запланировал царский министр Аман.
Важные стихи
«И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф.4:13-14).
Исторический факт. Стены Иерихона
В шестой главе Книги Иисуса Навина описывается взятие Израильтянами укреплённого города Иерихона. Его стены пали после семидневного обхождения города, по повелению Господню. Когда в седьмой день Израильтяне обошли город семь раз, священники затрубили трубами, а народ громко воскликнул, то стены Иерихона рухнули, и Израильтяне устремились туда каждый, со своей стороны. Но часть стены, где жила Раав не рухнула. Раав и её родство были спасены. Это потому, что она перед этим приняла и скрыла еврейских соглядатаев (разведчиков) и спасла им жизнь.
В 20-м веке было проведено несколько больших археологических раскопок на месте древнего Иерихона. Все они подтвердили точность Библейских описаний. Было открыто, что Иерихон был окружен двумя рядами толстых стен, которые были разрушены, как говорят, мощным землетрясением. К внешнему ряду стен были пристроены дома, так что стена города служила задней стеной для этих домов. Через окна в этой стене можно было спуститься и уйти из города, что и сделали два еврейских соглядатая. Вероятно, дома, прилегающие к внешней стене, стоили очень дёшево, так как это было опасное место при осаде. Бедняки, которые не могли позволить себе дом в городе, строили дома между двумя стенами, используя внешнюю городскую стену как одну из стен для своего дома.
В 1907-1909 годах немецкие археологи, раскапывая развалины Иерихона, сделали интереснейшее открытие. На северной стороне города они раскопали часть внешней стены, которая не была разрушена, как все остальные стены. Более того, было раскопано несколько домов, пристроенных к ней, точно так, как описано в Библии! Мы можем с уверенностью сказать, что именно здесь жила Раав, и один из этих домов принадлежал ей. Высота раскопанной стены в этом месте около 2.5 метра (8 футов).
Более того, при последующих раскопках Иерихона, были найдены развалины обгоревших домов и обгоревших вещей в них. Было также найдено много обгоревших глиняных кувшинов, полных зерна. Эти находки подтверждают повествования Библии, что Иерихон был сожжён, и Израильтяне ничего не могли взять себе. Город нужно было предать заклятию, по повелению Господа. Зерно считалось дорогим и ценным товаром в древности, и захватчики всегда забирали его себе, но не так было с Иерихоном. Кроме того, большие запасы нетронутого зерна указывают на то, что город был в осаде недолго. По Библии, его осада длилась всего семь дней. Обломки керамической посуды в Иерихоне датируются 15-м веком до н.э. – то есть временем захвата Иерихона Израильтянами. Это событие произошло около 1406 г. до н.э. Археологические открытия в Иерихоне подтвердили истинность Библейского описания.