1. Книга пророка Осии
Автор, время и место
Первый стих книги пророка Осии говорит нам об авторе, времени его пророческого служения и написания книги: «Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» (Ос.1:1). Согласно этого стиха, служение пророка Осии длилось с 753 по 715 года до н.э. Его книга была, вероятно, написана в конце его служения, около 715 г. до н.э. Осия жил в Северном, Израильском царстве.
Основная тема
«Неверность Израиля и верность Божья».
Содержание
Книга пророка Осии описывает брак Осии с женщиной, которая оставила его, и потом попала в рабство. Осия, по повелению Господа, выкупил её себе назад. Через это Бог хотел показать Свою любовь к неверному Израилю (1-3 главы). Потом идут обличения Израиля в неверности и предсказания о наказании за неё (4-10 гл.). Далее описывается Божья верность (11-14 гл.). Пророк Осия видел своими глазами исполнение своего пророчества о Божьем наказании, когда Израиль был захвачен Ассирией в 722 г. до. н.э.
Важный стих
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6).
2. Книга пророка Иоиля
Автор, время и место
Книга пророка Иоиля была написана в Иудее, но время её написания неизвестно. Из книги мы можем понять, что она была написана, когда стоял храм. Это могло быть время до его разрушения Вавилонянами, или же после его восстановления. Поэтому книгу датируют от 835 по 400 года до н.э.
Основная тема
«Призыв к покаянию».
Содержание
В книге описано нашествие саранчи и голод, последовавший за ним. Далее идёт призыв всего народа к покаянию, и обетование восстановления и спасения, если народ покается и смириться перед Богом. В книге даётся обетование излияния Духа Святого, и говорится о наступающем Дне Господнем. Книга пророка Иоиля является хорошим уроком для нас. Она учит нас, что нам нужно делать, когда приходят бедствия, природные катаклизмы, трудные времена. Господь ожидает от нас покаяния и обращения к Нему в посте, плаче и рыдании (Иоиль 2:11-18). Бог обещает нам защиту и помощь, когда мы сделаем это.
Важные стихи
«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил.2:12-13).
3. Книга пророка Амоса
Автор, время и место
Пророк Амос был родом из Иудеи, но его служение в основном было направлено к Израилю. Книга начинается такими словами: «Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он [слышал] в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением» (Ам.1:1). Исходя из этого, мы можем определить, что его служение было с 760 по 750 гг. до н.э.
Основная тема
«Суд Божий над Израилем».
Содержание
Амос пророчествовал во время процветания и изобилия, но это также было и время отступления. В книге сначала идут пророчества о суде над народами, потом пророчества о суде над Израилем. Далее идёт предупреждение об Ассирийском плене, в который будет уведён Израиль. Потом записаны несколько видений Амоса и заканчивается книга обетованием восстановления Израиля.
Важный стих
«Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите» (Ам.5:14).
4. Книга пророка Авдия
Автор, время и место
Пророк Авдий не пишет, в какое время он имел своё видение, и где он его записал. Но из содержания его книги можно сделать вывод, что она была написана вскоре после разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э.
Основная тема
«Суд над Едомом».
Содержание
Книга пророка Авдия является самой короткой книгой Ветхого Завета. Она описывает Божий приговор и суд над Едомом. Причиной такого суда была жестокость, которую едомляне проявили к иудеям во время захвата вавилонянами Иерусалима. Едомляне помогали вавилонянам в этом захвате, и за это получили приговор от Бога.
Пророчество Авдия сбылось буквально. Иудейский правитель Иоанн Гиркан завоевал Едом около 120 г. до н.э. В это время Едом назывался Идумея. Идумеи были насильно обращены в иудаизм. После разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. н.э., этот народ перестал существовать и ушёл в историю. Эта книга является предупреждением для всех антисемитов, для всех кто ненавидит Божий народ, евреев, а также для тех, кто ненавидит Божью Церковь. Они будут обязательно наказаны Богом.
Важные стихи
«Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда» (Авд.1:9,10).
«Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его» (Авд.1:12-13).
5. Книга пророка Ионы
Автор, время и место
Из содержания самой книги можно сделать вывод, что книга пророка Ионы была написана приблизительно в 785-750 гг. до н.э. Ассирия в это время претерпела некоторые военные поражения, голод и внутренние восстания. Кроме того, в 784 и 763 годах до нашей эры над Ассирией произошли два затмения солнца, что считалось очень плохим знаком. Возможно, всё это объясняет, почему ниневитяне с такой готовностью приняли весть Ионы и обратились от своих злых путей.
Некоторые либеральные богословы считают книгу Ионы вымыслом, но 4-я Царств 14:25 говорит об Ионе как исторической личности. Также Иисус Христос говорил о пребывании Ионы в чреве кита, его проповеди, и покаянии ниневитян, как о совершившихся исторических событиях (Мт. 12:40-41). Мы не можем отрицать историчность книги только потому, что там записаны чудеса необъяснимые наукой. Бог является Творцом всего и Богом чудес. Он может «вторгаться» в созданный им мир и совершать в нём сверхъестественные действия по Своей воле.
Основная тема
«Божья милость ко всем людям».
Содержание
Книга пророка Ионы описывает то, как Бог повелел Ионе идти в столицу Ассирийской империи Ниневию, и проповедовать там, предупреждая о Божьем наказании. Ассирийцы были врагами израильтян. Возможно, из-за этого Иона не захотел идти туда, а сел на корабль и отправился в другую сторону, убегая от Бога. Но Бог сделал так, что Иона всё-таки пошёл в Ниневию, и проповедовал. Ниневитяне покаялись, и Бог отменил свой приговор над ними. Это очень расстроило пророка, но Бог очень интересным способом объяснил Ионе причину своей милости.
Важный стих
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10).
6. Книга пророка Михея
Автор, время и место
Пророк Михей был родом из Иудеи, но он пророчествовал как об Иудее, так и об Израиле. Его служение проходило в царствование иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии. Это были 742-687 года до н.э. Михей был современником таких пророков, как Исаия, Амос и Осия.
Основная тема
«Наказание за грех, и милость после суда».
Содержание
Книгу пророка Михея можно разделить на такие части: наказание за грехи Израиля и Иуды (1-3 гл.), надежда на восстановление Израиля и Иуды (4-5 гл.), Божий суд с Израилем (6 гл.), милость после наказания (7 гл.). Через пророка Михея Бог сказал, что Иисус Христос будет рождён именно в городе Вифлееме. Это было сказано около 700 лет до Его рождения!
Важный стих
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
7. Книга пророка Наума
Автор, время и место
Мы очень мало можем узнать из самой книги о пророке Науме. Написано, что он был Елкосеянин, то есть происходил из селения Елкос. Местонахождение этого селения неизвестно. В своей книге Наум говорит о двух событиях, по которым мы можем установить приблизительную дату её написания. Книга пророка Наума 3:8-10 упоминает о разрушении города Но-Аммона (Фивы) в Египте. Оно произошло в 663 г до н.э. Также, в своей книге Наум предвозвестил падение Ниневии, которое произошло в 612 г. до н.э. Книга пророка Наума была, вероятно, написана между этими событиями, то есть между 663 и 612 годами до н.э.
Основная тема
«Божий суд над Ниневией».
Содержание
Первая глава Книги пророка Наума говорит о Боге, как судье Ниневии. Вторая глава описывает осаду и разрушение города. Третья глава – описание горя, которое постигнет Ниневию.
Важный стих
«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его» (Наум.1:3).
8. Книга пророка Аввакума
Автор, время и место
Пророк Аввакум ничего не говорит в своей книге ни о себе, ни о времени своего пророчества. Из содержания книги мы можем узнать, что он пророчествовал во время отступления Иудеи от Бога и незадолго до вторжения халдеев (вавилонян) и разрушения храма в 586 г. до н.э. Предположительно, книга была написана в 610-605 годах до н.э.
Основная тема
«Доверие Богу».
Содержание
Первая и вторая глава описывают два вопроса, которые Аввакум задал Богу, и два Божьих ответа на эти вопросы. Это были вопросы о Божьей справедливости. Вся их суть сводилась к тому, почему Бог допускает и терпит зло, и не спешит его наказывать. Третья глава – это молитва Аввакума, исполненная упования на Бога пред лицом опасности. Книга содержит одно из самых важных утверждений в Библии: «праведный своею верою жив будет». Эта фраза повторяется в Новом Завете три раза.
Важный стих
«Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4).
9. Книга пророка Софонии
Автор, время и место
Пророк Софония происходил из царского рода. Он был потомок царя Езекии. Первый стих его книги говорит об этом, а также о времени его служения: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского» (Соф.1:1). Его служение проходило около 640-621 гг. до н.э.
Основная тема
«День Господень».
Содержание
Софония пророчествовал во время царя Иосии. Это был период духовного возрождения и возвращения народа к служению Богу. К сожалению, это пробуждение было поверхностным, и протянется оно очень недолго. Поэтому Бог через пророка Софонию возвестил о наступлении Дня Господня, и о грядущем суде над Иудеей и другими народами. Последняя глава книги содержит обетование об искуплении и Божьей милости ко всем народам, включая Израиль.
Важный стих
«Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф.3:12).
10. Книга пророка Аггея
Автор, время и место
Служение пророка Аггея проходило в Иудее, через 18 лет после возвращения первой группы иудеев из Вавилона, чтобы восстановить Иерусалим и храм. Аггей точно датировал свои пророчества, которые были сказаны между Августом и Декабрём 520 года до н.э.
Основная тема
«Приоритеты и послушание Богу».
Содержание
По повелению Господа народ возвратился из Вавилонского плена, чтобы восстановить храм. Но вскоре они оставили всякую работу в храме и начали каждый устраивать свой дом и свою жизнь. Господь послал пророка Аггея, чтобы обличить народ в этом непослушании и безразличии в деле Господнем. Из-за этого безразличия народ терпел от засухи, неурожайных годов и неспособности достаточно обеспечить себя. Народ послушался слов Господних через пророка Аггея и начал строить храм. После этого Господь послал на них своё благословение, и у них всегда был достаток.
Важные стихи
«Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. - За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд. И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа» (Агг.1:5-12).
11. Книга пророка Захарии
Автор, время и место
Служение пророка Захарии началось в тот же год, что и служение пророка Аггея, то есть во второй год персидского царя Дария, в 520 год до н.э. (Аггея 1:1, Захарии 1:1). Его слово было обращено к иудеям, возвратившимся из Вавилонского плена. Во время этого возвращения в 538 г. до н. э. он, возможно, был ещё маленьким ребёнком. Когда он начал своё служение пророка, он был юношей (Зах.2:4). Из этого мы видим, что Бог может использовать в Своём служении очень молодых людей. Он может использовать любого из вас, если вы будете послушны Его голосу.
Основная тема
«Будущее Израиля».
Содержание
Книга пророка Захарии начинается с призыва к покаянию, потом идут восемь пророческих ночных видений. Поле этого книга описывает коронование Иисуса, великого иерея (священника). Дальше идёт пророческое слово Господа о постах и о будущем Израиля. Это слово было ответом на вопрос народа, следует ли им продолжать поститься в определённые месяцы. Господь сказал, что, когда люди постятся, они делают это не для Него, а для себя. Если народ будет поступать праведно, то тогда дни постов «соделаются для дома Иудина радостью и весёлым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19). После этого идут пророчества о первом пришествии и отвержении Мессии (Иисуса Христа). Заканчивается книга пророчествами о втором пришествии Иисуса Христа, покаянии Израиля и событиях, связанных с ними.
Важные стихи
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:9-10).
12. Книга пророка Малахии
Автор, время и место
Малахия был последним Пророком Ветхого Завета. После него, пророков не было на протяжении больше четырёхсот лет, хотя Бог продолжал заботиться о своём народе и защищать его. Служение пророка проходило в то время, когда храм был отстроен после возвращения народа из Вавилонского плена, приблизительно в 440-430 гг. до н.э. Малахия был современником Ездры и Неемии. В храме совершались жертвоприношения, но народ начал снова отступать от Бога. Они пренебрежительно относились к служению Богу, приносили в жертву повреждённых животных, не отдавали Богу десятину. Кроме этого, некоторые иудеи начали разводиться со своими жёнами и жениться на язычницах. Бог послал пророка Малахию, чтобы обличить Свой народ в этом отступлении, и предупредить о грядущем Дне Господнем.
Основная тема
«Обличение Израиля в неверности и формализме».
Содержание
Книга пророка Малахии начинается с описания Божьей любви к Израилю, далее идут обличения в неверности священников и народа. После этого описывается пришествие Господа для очищения и суда, и идёт призыв к покаянию. Последняя глава предупреждает о пришествии Дня Господня, и наставляет нас, как быть готовыми к нему.
Важные стихи
«Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: `чем мы бесславим имя Твое?' Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: `чем мы бесславим Тебя?' - Тем, что говорите: `трапеза Господня не стоит уважения'. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или, когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1: 6-11).
«Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его"» (Мал.3:16).
Исторические факты. Самария и Ниневия
В Книге пророка Амоса описывается богатство, надменность и гордость отступившего от Бога Израиля. Несколько раз там упоминаются дорогие украшения из слоновой кости. Давайте посмотрим, как Господь говорил обо всём этом:
«Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь» (Амос 3:14-15).
«Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его» (Амос 6:3-8).
При раскопках столицы северного Израильского царства – Самарии, археологи нашли сотни украшений из слоновой кости. Эти находки ещё раз подтвердили истинность Библии. Они также являются молчаливыми свидетелями Божьего суда над богатым, но нечестивым народом. Книга пророка Амоса – это предупреждение всякому народу, который отступает от Господа и надеется на своё богатство и процветание. Богатый, надменный, процветающий Израиль был разграблен и отведён в плен всего через четверть века после пророческого предупреждения, сказанного Амосом.
Ниневия, столица Ассирийской империи, находилась на территории современного северо-восточного Ирака. Пророк Иона был послан в этот город, чтобы проповедовать о его скором разрушении. Но ниневитяне смирились пред Богом и покаялись в своих злых делах. Бог пощадил этот город, и он не был разрушен в то время.
Прошли годы, и ниневитяне возвратились к прежнему, греховному образу жизни. Прошло около ста лет от времени проповеди Ионы, и Бог воздвиг пророка Наума, который снова предвозвестил о разрушении Ниневии. На этот раз Бог не отменил Своё наказание, и Ниневия была вскоре разрушена точно так, как описал пророк Наум.
Ниневия считалась самым большим городом мира на протяжении 50-и лет до своего разрушения. Она имела вдвое больше населения, чем Вавилон, и временами численность её жителей достигала 150 тысяч человек.
Главная улица Ниневии была шириной в 26 метров. Ниневия славилась своими неприступными укреплениями. Весь город окружала стена, длиною около 8 миль (13 км.), она возносились в высь на более, чем 20 метров (66 футов), а её ширина была около 15 метров (49 футов). Кроме этой стены, город окружал глубокий ров, шириной в 46 метров (150 футов). Можете себе представить эти огромные размеры? Город имел 15 больших ворот, каждые из которых были как отдельная крепость. И не смотря на всё это, в 612 году до н.э. город был захвачен и полностью разрушен коалицией вавилонян, мидян и скифов. Разрушение этого города было настолько сильное, что его никогда больше не отстроили.
На протяжении нескольких столетий, развалины Ниневии были засыпаны песком, нанесённым ветром. Всё, что осталось от города – это два больших холма. В недавнее время были раскопаны и восстановлены на своих основаниях некоторые ворота Ниневии. Кстати, в проходе одних из этих ворот были найдены останки людей, погибших в последней битве Ниневии.
Вы можете задать вопрос, почему же такая беда случилась с этим городом? Первый и последний стихи третьей главы Книги пророка Наума, дают нам ответ на это:
«Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум.3:1,19).
Пусть история Ниневии будет предупреждением для нас в том, что грех всегда будет наказан. Никто и ничто не сможет защитить нас от гнева Божьего, если мы не покаемся в своих грехах. Ниневию не смогли защитить её мощные, неприступные стены, ров и ворота. Её не смогла защитить сильная Ассирийская армия. По приговору Господа, Ниневия была разрушена.
Автор, время и место
Первый стих книги пророка Осии говорит нам об авторе, времени его пророческого служения и написания книги: «Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского» (Ос.1:1). Согласно этого стиха, служение пророка Осии длилось с 753 по 715 года до н.э. Его книга была, вероятно, написана в конце его служения, около 715 г. до н.э. Осия жил в Северном, Израильском царстве.
Основная тема
«Неверность Израиля и верность Божья».
Содержание
Книга пророка Осии описывает брак Осии с женщиной, которая оставила его, и потом попала в рабство. Осия, по повелению Господа, выкупил её себе назад. Через это Бог хотел показать Свою любовь к неверному Израилю (1-3 главы). Потом идут обличения Израиля в неверности и предсказания о наказании за неё (4-10 гл.). Далее описывается Божья верность (11-14 гл.). Пророк Осия видел своими глазами исполнение своего пророчества о Божьем наказании, когда Израиль был захвачен Ассирией в 722 г. до. н.э.
Важный стих
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6).
2. Книга пророка Иоиля
Автор, время и место
Книга пророка Иоиля была написана в Иудее, но время её написания неизвестно. Из книги мы можем понять, что она была написана, когда стоял храм. Это могло быть время до его разрушения Вавилонянами, или же после его восстановления. Поэтому книгу датируют от 835 по 400 года до н.э.
Основная тема
«Призыв к покаянию».
Содержание
В книге описано нашествие саранчи и голод, последовавший за ним. Далее идёт призыв всего народа к покаянию, и обетование восстановления и спасения, если народ покается и смириться перед Богом. В книге даётся обетование излияния Духа Святого, и говорится о наступающем Дне Господнем. Книга пророка Иоиля является хорошим уроком для нас. Она учит нас, что нам нужно делать, когда приходят бедствия, природные катаклизмы, трудные времена. Господь ожидает от нас покаяния и обращения к Нему в посте, плаче и рыдании (Иоиль 2:11-18). Бог обещает нам защиту и помощь, когда мы сделаем это.
Важные стихи
«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил.2:12-13).
3. Книга пророка Амоса
Автор, время и место
Пророк Амос был родом из Иудеи, но его служение в основном было направлено к Израилю. Книга начинается такими словами: «Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он [слышал] в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением» (Ам.1:1). Исходя из этого, мы можем определить, что его служение было с 760 по 750 гг. до н.э.
Основная тема
«Суд Божий над Израилем».
Содержание
Амос пророчествовал во время процветания и изобилия, но это также было и время отступления. В книге сначала идут пророчества о суде над народами, потом пророчества о суде над Израилем. Далее идёт предупреждение об Ассирийском плене, в который будет уведён Израиль. Потом записаны несколько видений Амоса и заканчивается книга обетованием восстановления Израиля.
Важный стих
«Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите» (Ам.5:14).
4. Книга пророка Авдия
Автор, время и место
Пророк Авдий не пишет, в какое время он имел своё видение, и где он его записал. Но из содержания его книги можно сделать вывод, что она была написана вскоре после разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э.
Основная тема
«Суд над Едомом».
Содержание
Книга пророка Авдия является самой короткой книгой Ветхого Завета. Она описывает Божий приговор и суд над Едомом. Причиной такого суда была жестокость, которую едомляне проявили к иудеям во время захвата вавилонянами Иерусалима. Едомляне помогали вавилонянам в этом захвате, и за это получили приговор от Бога.
Пророчество Авдия сбылось буквально. Иудейский правитель Иоанн Гиркан завоевал Едом около 120 г. до н.э. В это время Едом назывался Идумея. Идумеи были насильно обращены в иудаизм. После разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. н.э., этот народ перестал существовать и ушёл в историю. Эта книга является предупреждением для всех антисемитов, для всех кто ненавидит Божий народ, евреев, а также для тех, кто ненавидит Божью Церковь. Они будут обязательно наказаны Богом.
Важные стихи
«Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда» (Авд.1:9,10).
«Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его» (Авд.1:12-13).
5. Книга пророка Ионы
Автор, время и место
Из содержания самой книги можно сделать вывод, что книга пророка Ионы была написана приблизительно в 785-750 гг. до н.э. Ассирия в это время претерпела некоторые военные поражения, голод и внутренние восстания. Кроме того, в 784 и 763 годах до нашей эры над Ассирией произошли два затмения солнца, что считалось очень плохим знаком. Возможно, всё это объясняет, почему ниневитяне с такой готовностью приняли весть Ионы и обратились от своих злых путей.
Некоторые либеральные богословы считают книгу Ионы вымыслом, но 4-я Царств 14:25 говорит об Ионе как исторической личности. Также Иисус Христос говорил о пребывании Ионы в чреве кита, его проповеди, и покаянии ниневитян, как о совершившихся исторических событиях (Мт. 12:40-41). Мы не можем отрицать историчность книги только потому, что там записаны чудеса необъяснимые наукой. Бог является Творцом всего и Богом чудес. Он может «вторгаться» в созданный им мир и совершать в нём сверхъестественные действия по Своей воле.
Основная тема
«Божья милость ко всем людям».
Содержание
Книга пророка Ионы описывает то, как Бог повелел Ионе идти в столицу Ассирийской империи Ниневию, и проповедовать там, предупреждая о Божьем наказании. Ассирийцы были врагами израильтян. Возможно, из-за этого Иона не захотел идти туда, а сел на корабль и отправился в другую сторону, убегая от Бога. Но Бог сделал так, что Иона всё-таки пошёл в Ниневию, и проповедовал. Ниневитяне покаялись, и Бог отменил свой приговор над ними. Это очень расстроило пророка, но Бог очень интересным способом объяснил Ионе причину своей милости.
Важный стих
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10).
6. Книга пророка Михея
Автор, время и место
Пророк Михей был родом из Иудеи, но он пророчествовал как об Иудее, так и об Израиле. Его служение проходило в царствование иудейских царей Иоафама, Ахаза и Езекии. Это были 742-687 года до н.э. Михей был современником таких пророков, как Исаия, Амос и Осия.
Основная тема
«Наказание за грех, и милость после суда».
Содержание
Книгу пророка Михея можно разделить на такие части: наказание за грехи Израиля и Иуды (1-3 гл.), надежда на восстановление Израиля и Иуды (4-5 гл.), Божий суд с Израилем (6 гл.), милость после наказания (7 гл.). Через пророка Михея Бог сказал, что Иисус Христос будет рождён именно в городе Вифлееме. Это было сказано около 700 лет до Его рождения!
Важный стих
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
7. Книга пророка Наума
Автор, время и место
Мы очень мало можем узнать из самой книги о пророке Науме. Написано, что он был Елкосеянин, то есть происходил из селения Елкос. Местонахождение этого селения неизвестно. В своей книге Наум говорит о двух событиях, по которым мы можем установить приблизительную дату её написания. Книга пророка Наума 3:8-10 упоминает о разрушении города Но-Аммона (Фивы) в Египте. Оно произошло в 663 г до н.э. Также, в своей книге Наум предвозвестил падение Ниневии, которое произошло в 612 г. до н.э. Книга пророка Наума была, вероятно, написана между этими событиями, то есть между 663 и 612 годами до н.э.
Основная тема
«Божий суд над Ниневией».
Содержание
Первая глава Книги пророка Наума говорит о Боге, как судье Ниневии. Вторая глава описывает осаду и разрушение города. Третья глава – описание горя, которое постигнет Ниневию.
Важный стих
«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его» (Наум.1:3).
8. Книга пророка Аввакума
Автор, время и место
Пророк Аввакум ничего не говорит в своей книге ни о себе, ни о времени своего пророчества. Из содержания книги мы можем узнать, что он пророчествовал во время отступления Иудеи от Бога и незадолго до вторжения халдеев (вавилонян) и разрушения храма в 586 г. до н.э. Предположительно, книга была написана в 610-605 годах до н.э.
Основная тема
«Доверие Богу».
Содержание
Первая и вторая глава описывают два вопроса, которые Аввакум задал Богу, и два Божьих ответа на эти вопросы. Это были вопросы о Божьей справедливости. Вся их суть сводилась к тому, почему Бог допускает и терпит зло, и не спешит его наказывать. Третья глава – это молитва Аввакума, исполненная упования на Бога пред лицом опасности. Книга содержит одно из самых важных утверждений в Библии: «праведный своею верою жив будет». Эта фраза повторяется в Новом Завете три раза.
Важный стих
«Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4).
9. Книга пророка Софонии
Автор, время и место
Пророк Софония происходил из царского рода. Он был потомок царя Езекии. Первый стих его книги говорит об этом, а также о времени его служения: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского» (Соф.1:1). Его служение проходило около 640-621 гг. до н.э.
Основная тема
«День Господень».
Содержание
Софония пророчествовал во время царя Иосии. Это был период духовного возрождения и возвращения народа к служению Богу. К сожалению, это пробуждение было поверхностным, и протянется оно очень недолго. Поэтому Бог через пророка Софонию возвестил о наступлении Дня Господня, и о грядущем суде над Иудеей и другими народами. Последняя глава книги содержит обетование об искуплении и Божьей милости ко всем народам, включая Израиль.
Важный стих
«Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф.3:12).
10. Книга пророка Аггея
Автор, время и место
Служение пророка Аггея проходило в Иудее, через 18 лет после возвращения первой группы иудеев из Вавилона, чтобы восстановить Иерусалим и храм. Аггей точно датировал свои пророчества, которые были сказаны между Августом и Декабрём 520 года до н.э.
Основная тема
«Приоритеты и послушание Богу».
Содержание
По повелению Господа народ возвратился из Вавилонского плена, чтобы восстановить храм. Но вскоре они оставили всякую работу в храме и начали каждый устраивать свой дом и свою жизнь. Господь послал пророка Аггея, чтобы обличить народ в этом непослушании и безразличии в деле Господнем. Из-за этого безразличия народ терпел от засухи, неурожайных годов и неспособности достаточно обеспечить себя. Народ послушался слов Господних через пророка Аггея и начал строить храм. После этого Господь послал на них своё благословение, и у них всегда был достаток.
Важные стихи
«Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. - За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд. И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа» (Агг.1:5-12).
11. Книга пророка Захарии
Автор, время и место
Служение пророка Захарии началось в тот же год, что и служение пророка Аггея, то есть во второй год персидского царя Дария, в 520 год до н.э. (Аггея 1:1, Захарии 1:1). Его слово было обращено к иудеям, возвратившимся из Вавилонского плена. Во время этого возвращения в 538 г. до н. э. он, возможно, был ещё маленьким ребёнком. Когда он начал своё служение пророка, он был юношей (Зах.2:4). Из этого мы видим, что Бог может использовать в Своём служении очень молодых людей. Он может использовать любого из вас, если вы будете послушны Его голосу.
Основная тема
«Будущее Израиля».
Содержание
Книга пророка Захарии начинается с призыва к покаянию, потом идут восемь пророческих ночных видений. Поле этого книга описывает коронование Иисуса, великого иерея (священника). Дальше идёт пророческое слово Господа о постах и о будущем Израиля. Это слово было ответом на вопрос народа, следует ли им продолжать поститься в определённые месяцы. Господь сказал, что, когда люди постятся, они делают это не для Него, а для себя. Если народ будет поступать праведно, то тогда дни постов «соделаются для дома Иудина радостью и весёлым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19). После этого идут пророчества о первом пришествии и отвержении Мессии (Иисуса Христа). Заканчивается книга пророчествами о втором пришествии Иисуса Христа, покаянии Израиля и событиях, связанных с ними.
Важные стихи
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:9-10).
12. Книга пророка Малахии
Автор, время и место
Малахия был последним Пророком Ветхого Завета. После него, пророков не было на протяжении больше четырёхсот лет, хотя Бог продолжал заботиться о своём народе и защищать его. Служение пророка проходило в то время, когда храм был отстроен после возвращения народа из Вавилонского плена, приблизительно в 440-430 гг. до н.э. Малахия был современником Ездры и Неемии. В храме совершались жертвоприношения, но народ начал снова отступать от Бога. Они пренебрежительно относились к служению Богу, приносили в жертву повреждённых животных, не отдавали Богу десятину. Кроме этого, некоторые иудеи начали разводиться со своими жёнами и жениться на язычницах. Бог послал пророка Малахию, чтобы обличить Свой народ в этом отступлении, и предупредить о грядущем Дне Господнем.
Основная тема
«Обличение Израиля в неверности и формализме».
Содержание
Книга пророка Малахии начинается с описания Божьей любви к Израилю, далее идут обличения в неверности священников и народа. После этого описывается пришествие Господа для очищения и суда, и идёт призыв к покаянию. Последняя глава предупреждает о пришествии Дня Господня, и наставляет нас, как быть готовыми к нему.
Важные стихи
«Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: `чем мы бесславим имя Твое?' Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: `чем мы бесславим Тебя?' - Тем, что говорите: `трапеза Господня не стоит уважения'. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или, когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1: 6-11).
«Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его"» (Мал.3:16).
Исторические факты. Самария и Ниневия
В Книге пророка Амоса описывается богатство, надменность и гордость отступившего от Бога Израиля. Несколько раз там упоминаются дорогие украшения из слоновой кости. Давайте посмотрим, как Господь говорил обо всём этом:
«Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь» (Амос 3:14-15).
«Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его» (Амос 6:3-8).
При раскопках столицы северного Израильского царства – Самарии, археологи нашли сотни украшений из слоновой кости. Эти находки ещё раз подтвердили истинность Библии. Они также являются молчаливыми свидетелями Божьего суда над богатым, но нечестивым народом. Книга пророка Амоса – это предупреждение всякому народу, который отступает от Господа и надеется на своё богатство и процветание. Богатый, надменный, процветающий Израиль был разграблен и отведён в плен всего через четверть века после пророческого предупреждения, сказанного Амосом.
Ниневия, столица Ассирийской империи, находилась на территории современного северо-восточного Ирака. Пророк Иона был послан в этот город, чтобы проповедовать о его скором разрушении. Но ниневитяне смирились пред Богом и покаялись в своих злых делах. Бог пощадил этот город, и он не был разрушен в то время.
Прошли годы, и ниневитяне возвратились к прежнему, греховному образу жизни. Прошло около ста лет от времени проповеди Ионы, и Бог воздвиг пророка Наума, который снова предвозвестил о разрушении Ниневии. На этот раз Бог не отменил Своё наказание, и Ниневия была вскоре разрушена точно так, как описал пророк Наум.
Ниневия считалась самым большим городом мира на протяжении 50-и лет до своего разрушения. Она имела вдвое больше населения, чем Вавилон, и временами численность её жителей достигала 150 тысяч человек.
Главная улица Ниневии была шириной в 26 метров. Ниневия славилась своими неприступными укреплениями. Весь город окружала стена, длиною около 8 миль (13 км.), она возносились в высь на более, чем 20 метров (66 футов), а её ширина была около 15 метров (49 футов). Кроме этой стены, город окружал глубокий ров, шириной в 46 метров (150 футов). Можете себе представить эти огромные размеры? Город имел 15 больших ворот, каждые из которых были как отдельная крепость. И не смотря на всё это, в 612 году до н.э. город был захвачен и полностью разрушен коалицией вавилонян, мидян и скифов. Разрушение этого города было настолько сильное, что его никогда больше не отстроили.
На протяжении нескольких столетий, развалины Ниневии были засыпаны песком, нанесённым ветром. Всё, что осталось от города – это два больших холма. В недавнее время были раскопаны и восстановлены на своих основаниях некоторые ворота Ниневии. Кстати, в проходе одних из этих ворот были найдены останки людей, погибших в последней битве Ниневии.
Вы можете задать вопрос, почему же такая беда случилась с этим городом? Первый и последний стихи третьей главы Книги пророка Наума, дают нам ответ на это:
«Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум.3:1,19).
Пусть история Ниневии будет предупреждением для нас в том, что грех всегда будет наказан. Никто и ничто не сможет защитить нас от гнева Божьего, если мы не покаемся в своих грехах. Ниневию не смогли защитить её мощные, неприступные стены, ров и ворота. Её не смогла защитить сильная Ассирийская армия. По приговору Господа, Ниневия была разрушена.