Как проходили собрания в 1-м веке?
В Новом Завете нет детальных описаний собраний Церкви в первом веке нашей эры. Но кое-какие факты о них мы всё же можем узнать из Нового Завета. Например, место собрания первых еврейских христиан называлось синагога (Иак.2:2). Вероятно, собрания там проходили подобно тому, как проходили собрания в синагогах. Мужчины и женщины сидели отдельно. Служение состояло из молитв, пения, чтения Священных Писаний, объяснения прочитанного и проповеди (или поучения). Апостол Павел, упоминая о собрании первых христиан, также добавляет, что там, кроме всего вышеперечисленного, были пророчества, откровения, проявления дара иных языков и истолкование языков:
1Кор.14:23-33 «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но, когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.
Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых».
Участие женщин в собрании
Об участии женщин в собрании Церкви Апостол Павел писал следующее:
1Кор.14:34-37 «ЖЕНЫ ВАШИ В ЦЕРКВАХ ДА МОЛЧАТ, ИБО НЕ ПОЗВОЛЕНО ИМ ГОВОРИТЬ, А БЫТЬ В ПОДЧИНЕНИИ, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ИБО НЕПРИЛИЧНО ЖЕНЕ ГОВОРИТЬ В ЦЕРКВИ. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ИБО ЭТО ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ».
1Тим.2:11-15 «ЖЕНА ДА УЧИТСЯ В БЕЗМОЛВИИ, СО ВСЯКОЮ ПОКОРНОСТЬЮ; А УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ, НИ ВЛАСТВОВАТЬ НАД МУЖЕМ, НО БЫТЬ В БЕЗМОЛВИИ. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Итак, женщины не должны говорить или учить на общих собраниях церкви, но быть в подчинении и безмолвии, и не властвовать над мужем. Поэтому женщины в церкви не могут проповедовать, учить или быть пастырем. Но в то же время старшим женщинам позволено учить младших женщин. Женщины также могут быть диаконисами (служительницами), помогающими в материальных вопросах церкви:
Тит.2:3-5 «ЧТОБЫ СТАРИЦЫ также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы ВРАЗУМЛЯЛИ МОЛОДЫХ любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие».
Рим.16:1-2 «Представляю вам Фиву, сестру нашу, ДИАКОНИССУ церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и ОНА БЫЛА ПОМОЩНИЦЕЮ МНОГИМ И МНЕ САМОМУ».
Одежда и приличие в собрании и вне собрания
Как в Ветхом, так и в Новом Завете Господь учил Свой народ, что одеваться всегда нужно прилично, со стыдливостью и целомудрием. Особенно это важно на собраниях церкви. Одеваться прилично должны как мужчины, так и женщины. Также нужно избегать дорогой роскошной одежды, украшений, и замысловатых причёсок, сделанных для того, чтобы привлекать внимание противоположного пола (в древности это включало вплетение в волосы золотых нитей, о чём говорили Апостолы Пётр и Павел):
1Пет.3:1-6 «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха».
1Тим.2:9-10 «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».
Господь предупреждал Свой народ о том, что когда они приступают к служению Ему, то должны быть прилично покрыты одеждой. Он приказал Моисею сделать первосвященнику Аарону и его сынам, которые были священниками, особую одежду, которая бы прилично покрывала наготу. Бог также предупредил их, что если они войдут в скинию собрания или приступят к служению Ему в неприличном виде, то наведут на себя грех и умрут. Господь не поменялся, и Его требования приличия к Своему народу не поменялись. Верующие люди всегда должны одеваться прилично, и особенно заботится об этом, когда идут на собрание церкви:
Исх.20:26 «И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя».
Исх.28:40-43 «Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.
И СДЕЛАЙ ИМ НИЖНЕЕ ПЛАТЬЕ ЛЬНЯНОЕ, ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ТЕЛЕСНОЙ НАГОТЫ ОТ ЧРЕСЛ ДО ГОЛЕНЕЙ, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, ЧТОБЫ ИМ НЕ НАВЕСТИ [НА СЕБЯ] ГРЕХА И НЕ УМЕРЕТЬ. [Это] устав вечный для него и для потомков его по нем».
Мал.3:6 «ИБО Я - ГОСПОДЬ, Я НЕ ИЗМЕНЯЮСЬ; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились».
Тит.1:2 «В надежде вечной жизни, которую обещал НЕИЗМЕННЫЙ В СЛОВЕ БОГ прежде вековых времен».
Иак.1:17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от ОТЦА СВЕТОВ, У КОТОРОГО НЕТ ИЗМЕНЕНИЯ И НИ ТЕНИ ПЕРЕМЕНЫ».
Покрытие головы
Священное Писание также учит нас, что мужчины не должны покрывать голову на собраниях, а женщины наоборот обязаны покрывать голову. Для женщины неприлично быть в собрании с непокрытой головой, молиться и пророчествовать в таком виде. А для мужчины неприлично быть в собрании с покрытой головой, молиться и пророчествовать в таком виде:
1Кор.11:3-10 «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».
В Новом Завете нет детальных описаний собраний Церкви в первом веке нашей эры. Но кое-какие факты о них мы всё же можем узнать из Нового Завета. Например, место собрания первых еврейских христиан называлось синагога (Иак.2:2). Вероятно, собрания там проходили подобно тому, как проходили собрания в синагогах. Мужчины и женщины сидели отдельно. Служение состояло из молитв, пения, чтения Священных Писаний, объяснения прочитанного и проповеди (или поучения). Апостол Павел, упоминая о собрании первых христиан, также добавляет, что там, кроме всего вышеперечисленного, были пророчества, откровения, проявления дара иных языков и истолкование языков:
1Кор.14:23-33 «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но, когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.
Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых».
Участие женщин в собрании
Об участии женщин в собрании Церкви Апостол Павел писал следующее:
1Кор.14:34-37 «ЖЕНЫ ВАШИ В ЦЕРКВАХ ДА МОЛЧАТ, ИБО НЕ ПОЗВОЛЕНО ИМ ГОВОРИТЬ, А БЫТЬ В ПОДЧИНЕНИИ, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ИБО НЕПРИЛИЧНО ЖЕНЕ ГОВОРИТЬ В ЦЕРКВИ. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ИБО ЭТО ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ».
1Тим.2:11-15 «ЖЕНА ДА УЧИТСЯ В БЕЗМОЛВИИ, СО ВСЯКОЮ ПОКОРНОСТЬЮ; А УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ, НИ ВЛАСТВОВАТЬ НАД МУЖЕМ, НО БЫТЬ В БЕЗМОЛВИИ. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Итак, женщины не должны говорить или учить на общих собраниях церкви, но быть в подчинении и безмолвии, и не властвовать над мужем. Поэтому женщины в церкви не могут проповедовать, учить или быть пастырем. Но в то же время старшим женщинам позволено учить младших женщин. Женщины также могут быть диаконисами (служительницами), помогающими в материальных вопросах церкви:
Тит.2:3-5 «ЧТОБЫ СТАРИЦЫ также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы ВРАЗУМЛЯЛИ МОЛОДЫХ любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие».
Рим.16:1-2 «Представляю вам Фиву, сестру нашу, ДИАКОНИССУ церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и ОНА БЫЛА ПОМОЩНИЦЕЮ МНОГИМ И МНЕ САМОМУ».
Одежда и приличие в собрании и вне собрания
Как в Ветхом, так и в Новом Завете Господь учил Свой народ, что одеваться всегда нужно прилично, со стыдливостью и целомудрием. Особенно это важно на собраниях церкви. Одеваться прилично должны как мужчины, так и женщины. Также нужно избегать дорогой роскошной одежды, украшений, и замысловатых причёсок, сделанных для того, чтобы привлекать внимание противоположного пола (в древности это включало вплетение в волосы золотых нитей, о чём говорили Апостолы Пётр и Павел):
1Пет.3:1-6 «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха».
1Тим.2:9-10 «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».
Господь предупреждал Свой народ о том, что когда они приступают к служению Ему, то должны быть прилично покрыты одеждой. Он приказал Моисею сделать первосвященнику Аарону и его сынам, которые были священниками, особую одежду, которая бы прилично покрывала наготу. Бог также предупредил их, что если они войдут в скинию собрания или приступят к служению Ему в неприличном виде, то наведут на себя грех и умрут. Господь не поменялся, и Его требования приличия к Своему народу не поменялись. Верующие люди всегда должны одеваться прилично, и особенно заботится об этом, когда идут на собрание церкви:
Исх.20:26 «И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя».
Исх.28:40-43 «Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.
И СДЕЛАЙ ИМ НИЖНЕЕ ПЛАТЬЕ ЛЬНЯНОЕ, ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ТЕЛЕСНОЙ НАГОТЫ ОТ ЧРЕСЛ ДО ГОЛЕНЕЙ, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, ЧТОБЫ ИМ НЕ НАВЕСТИ [НА СЕБЯ] ГРЕХА И НЕ УМЕРЕТЬ. [Это] устав вечный для него и для потомков его по нем».
Мал.3:6 «ИБО Я - ГОСПОДЬ, Я НЕ ИЗМЕНЯЮСЬ; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились».
Тит.1:2 «В надежде вечной жизни, которую обещал НЕИЗМЕННЫЙ В СЛОВЕ БОГ прежде вековых времен».
Иак.1:17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от ОТЦА СВЕТОВ, У КОТОРОГО НЕТ ИЗМЕНЕНИЯ И НИ ТЕНИ ПЕРЕМЕНЫ».
Покрытие головы
Священное Писание также учит нас, что мужчины не должны покрывать голову на собраниях, а женщины наоборот обязаны покрывать голову. Для женщины неприлично быть в собрании с непокрытой головой, молиться и пророчествовать в таком виде. А для мужчины неприлично быть в собрании с покрытой головой, молиться и пророчествовать в таком виде:
1Кор.11:3-10 «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».