Чтобы ответить на вопрос о том, что или кто является основанием Церкви, мы обратимся к самому первому упоминанию слова Церковь в Новом Завете, к 16-й главе Евангелия от Матфея, и прочитаем об исповедании веры Петра и ответе Иисуса на него:
Матф.16:16-18 «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее».
Итак, на ком основана Церковь Иисуса Христа? Кто является её краеугольным камнем? Многие верующие, основываясь на этом тексте, верят, что Иисус создал Свою Церковь на Апостоле Петре, и Пётр является её основанием, её краеугольным камнем. Ведь слово Пётр («петрос») и означает «камень» в греческом языке. Но такое толкование неверно по нескольким причинам, которые мы рассмотрим ниже.
Слово Пётр («петрос» по-гречески) означает просто камень или кусок (обломок) скалы. Но когда Иисус сказал: «на сем КАМНЕ Я создам Церковь Мою» (Мт.16:18), Он не использовал слово «петрос». Он использовал слово «петра», которое означает скала, огромная каменная глыба, каменный утёс. Итак, Пётр – это просто камень, обломок скалы. Но Иисус построит Свою Церковь не на маленьком камне, каким был Пётр, а на мощной скале. То есть Иисус Христос, фактически, в своих словах противопоставил Петра (камня), скале, на которой Он построит Свою Церковь.
Зная жизнь Петра из Евангелий и Деяний, мы можем убедиться, что он не был надёжным основанием для Церкви. Но Кто же является скалой, то есть большим, надёжным камнем, на котором устроена Церковь? Камнем, на котором устроена Церковь является не Пётр, а Тот, Кого Пётр исповедал своими устами – Христос, Сын Бога Живого. Апостол Пётр ни разу в Писании не называется основанием Церкви, или краеугольным камнем Церкви. Но Писание неоднократно говорит нам, что Иисус Христос является основанием Церкви и её краеугольным (основным) камнем:
1Кор.3:11 «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
1Пет.2:4-7 «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна».
Итак, Иисус Христос является основанием и краеугольным камнем Церкви. Именно на нём основана Церковь. Но Писание также открывает нам, что на этом основании находится ещё одно основание. Это основание Апостолов и пророков. Но мы всегда должны помнить, что только Иисус Христос является главным, основным и первым основанием Церкви:
Еф.2:19-22 «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, БЫВ УТВЕРЖДЕНЫ НА ОСНОВАНИИ АПОСТОЛОВ И ПРОРОКОВ, ИМЕЯ САМОГО ИИСУСА ХРИСТА КРАЕУГОЛЬНЫМ [КАМНЕМ], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Основанием Церкви является Иисус Христос, затем на Нём находится ещё одно основание. Это основание Апостолов и пророков. Об этом же пишется в книге Откровение, где Церковь символически изображена в виде города – Небесного Иерусалима. Давайте посмотрим, какое основание есть у этого города:
Откр.21:14 «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца».
Если сравнить Церковь с домом (а такое сравнение существует в Писании), то можно сказать, что Иисус является в этом доме Скалой, большим Камнем, на котором лежит основание (фундамент) Апостолов и пророков. Затем на этом основании уже строится Церковь. Но основание Апостолов и пророков было бы очень непрочным, если бы оно находилось на песке. Его прочность заключается в том, что оно находится на краеугольном камне, на Скале, которой является Иисус Христос. Даже в Ветхом Завете Давид называл Господа своей Скалой, и Скалой Израиля:
2Цар.22:3 «Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!»
2Цар.23:3 «Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием».
Матф.16:16-18 «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее».
Итак, на ком основана Церковь Иисуса Христа? Кто является её краеугольным камнем? Многие верующие, основываясь на этом тексте, верят, что Иисус создал Свою Церковь на Апостоле Петре, и Пётр является её основанием, её краеугольным камнем. Ведь слово Пётр («петрос») и означает «камень» в греческом языке. Но такое толкование неверно по нескольким причинам, которые мы рассмотрим ниже.
Слово Пётр («петрос» по-гречески) означает просто камень или кусок (обломок) скалы. Но когда Иисус сказал: «на сем КАМНЕ Я создам Церковь Мою» (Мт.16:18), Он не использовал слово «петрос». Он использовал слово «петра», которое означает скала, огромная каменная глыба, каменный утёс. Итак, Пётр – это просто камень, обломок скалы. Но Иисус построит Свою Церковь не на маленьком камне, каким был Пётр, а на мощной скале. То есть Иисус Христос, фактически, в своих словах противопоставил Петра (камня), скале, на которой Он построит Свою Церковь.
Зная жизнь Петра из Евангелий и Деяний, мы можем убедиться, что он не был надёжным основанием для Церкви. Но Кто же является скалой, то есть большим, надёжным камнем, на котором устроена Церковь? Камнем, на котором устроена Церковь является не Пётр, а Тот, Кого Пётр исповедал своими устами – Христос, Сын Бога Живого. Апостол Пётр ни разу в Писании не называется основанием Церкви, или краеугольным камнем Церкви. Но Писание неоднократно говорит нам, что Иисус Христос является основанием Церкви и её краеугольным (основным) камнем:
1Кор.3:11 «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».
1Пет.2:4-7 «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна».
Итак, Иисус Христос является основанием и краеугольным камнем Церкви. Именно на нём основана Церковь. Но Писание также открывает нам, что на этом основании находится ещё одно основание. Это основание Апостолов и пророков. Но мы всегда должны помнить, что только Иисус Христос является главным, основным и первым основанием Церкви:
Еф.2:19-22 «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, БЫВ УТВЕРЖДЕНЫ НА ОСНОВАНИИ АПОСТОЛОВ И ПРОРОКОВ, ИМЕЯ САМОГО ИИСУСА ХРИСТА КРАЕУГОЛЬНЫМ [КАМНЕМ], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Основанием Церкви является Иисус Христос, затем на Нём находится ещё одно основание. Это основание Апостолов и пророков. Об этом же пишется в книге Откровение, где Церковь символически изображена в виде города – Небесного Иерусалима. Давайте посмотрим, какое основание есть у этого города:
Откр.21:14 «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца».
Если сравнить Церковь с домом (а такое сравнение существует в Писании), то можно сказать, что Иисус является в этом доме Скалой, большим Камнем, на котором лежит основание (фундамент) Апостолов и пророков. Затем на этом основании уже строится Церковь. Но основание Апостолов и пророков было бы очень непрочным, если бы оно находилось на песке. Его прочность заключается в том, что оно находится на краеугольном камне, на Скале, которой является Иисус Христос. Даже в Ветхом Завете Давид называл Господа своей Скалой, и Скалой Израиля:
2Цар.22:3 «Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!»
2Цар.23:3 «Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием».