Книга Откровение
Автор, время и место
Книга Откровение была написана Апостолом Иоанном, который также написал Евангелие от Иоанна и три Послания. Это откровение Иисус Христос дал через Ангела Апостолу Иоанну, когда он был сослан на остров Патмос за проповедь Евангелия. Ириней, в своей книге «Против ересей» написал, что Апостол Иоанн видел своё видение при конце правления императора Домициана, который правил в 81-96 годах н.э. Возможно, Откровение было написано между 90-м и 96-м годами нашей эры. Существует и другая точка зрения, согласно которой Откровение было написано во время правления императора Нерона в 65-66 гг. н.э. Иерусалимский храм был разрушен в 70 г. н.э., а в книге Откровение храм описывается как стоящий и действующий. Но такая точка зрения на датировку книги Откровение не имеет широко распространения среди христианских исследователей Писания и истории.
В Книге Откровение 17:9-10 написано так: «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть». Мы знаем, что город Рим был построен на семи горах (холмах): Авентин, Виминал, Капитолий, Квиринал, Палатин, Целий, Эсквилин. Если семь царей упоминаемые в стихе 10, это Римские императоры, то Нерон был шестым из них, после Юлия, Августа, Тиберия, Калигулы и Клавдия. После Нерона правил Гальба. Его правление было действительно недолгим, всего 7 месяцев.
Но, под пятью императорами, которые пали, могут подразумеваться не римские императоры в их порядке правления, а именно те из них, которые пали, то есть умерли насильственной или неестественной смертью (были убиты или покончили с собой) до времени написания книги Откровение: Юлий Цезарь, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Шестой, Домициан, был жив во время написания книги Откровение, но позже он также был убит. Поэтому о нём говорится «один есть». Седьмой, о котором сказано «а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» - это, вероятнее всего антихрист. Он действительно будет править недолго, возможно, три с половиной года.
Основная тема
«Будущее мира и церкви».
Содержание
Книга Откровение написана в жанре апокалипсиса, о котором мы изучали раньше, когда говорили о книгах пророков Даниила и Иезекииля. В первых главах Книги Откровение записано послание Иисуса Христа семи церквам. Там часто повторяются слова «знаю твои дела». Мы также должны помнить, что Иисус Христос знает и видит все наши дела.
Далее в книге Откровение описано видение престола Божьего и Агнца, который взял из руки Сидящего на престоле книгу и начал снимать с неё семь печатей, которыми она была запечатана. Когда он снимал печати, на земле и на небе происходили необыкновенные события. Потом описано семь Ангелов, каждый из которых трубил в трубу, один за другим. При их трублении на земле происходили большие катаклизмы и бедствия. При трублении седьмого Ангела было провозглашено наступление Царства Иисуса Христа.
Дальше описывается борьба диавола с народом Божьим. После этого идёт описание семи чаш Божьего гнева, излитых на землю, падение Вавилона, пришествие Иисуса Христа. Дальше книга Откровение описывает Тысячелетнее Царство Иисуса Христа и Его святых, суд у великого белого престола, новое небо и землю, и Новый Иерусалим.
Когда мы читаем Книгу Откровение нужно, во-первых, стараться находить объяснение образов в самой книге. Во-вторых, нужно искать параллельные места и сравнивать текст с похожими текстами в других книгах. Чтобы понять книгу Откровение, особенно важно изучить книги пророков Исаии, Иезекииля, Даниила и Захарии. Вместо того, чтобы пытаться сопоставить исторические события с образами книги Откровения, лучше смотреть, какие практические уроки и какое духовное подкрепление и наставление мы можем извлечь из них.
Важный стих
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14).
Неканонические книги Библии
Почему они неканонические. Их отличие. Их значение.
В некоторых изданиях Библии, кроме 66 общепризнанных канонических книг есть 11 дополнительных книг, а также некоторые дополнения к каноническим книгам. Эти дополнительные книги добавлены к Ветхому Завету, и называются «неканонические», «второканонические», «девтероканонические» или «апокрифические» книги. Чтобы понять, что значат эти слова, нужно объяснить, что такое «канон». Это слово происходит от слова, означающего трость для измерения. Или, другими словами, эталон, стандарт. Итак, канонические книги, это стандартные, эталонные, ещё можно сказать авторитетные, общепризнанные книги.
Следовательно, неканонические книги – это книги, которые не являются в своей полноте общепризнанным авторитетом, эталоном или стандартом для христианского учения и практики.
Новый завет состоит только из 27 канонических книг. Неканонических книг в Новом Завете нет. В Ветхом Завете, как мы уже сказали, есть 11 неканонических книг (в некоторых изданиях Библии). Эти книги не признаются богодухновенными ни евреями, ни большинством христиан протестантского направления. Тем не менее, они являются полезными и назидательными для чтения. После канонических книг Библии, они занимают второе по важности место среди духовной литературы.
Есть несколько причин, почему эти книги не были приняты в канон, то есть в список авторитетных книг, являющихся Словом Божьим. Большинство этих книг имеются только на греческом языке, в то время как все канонические книги Ветхого Завета написаны на еврейском языке. Филон Александрийский, известный еврейский философ (20 г. до н.э. – 40 г. н.э.), приводит в своих трудах огромное количество цитат из Ветхого Завета, но никогда не цитирует неканонические книги как часть Священного Писания.
Иосиф Флавий, еврейский историк (30 – 100 года н.э.), перечисляет в своих трудах 22 книги Ветхого Завета, соответствующие христианскому делению на 39 книг. Но он никогда не цитирует апокрифические книги как Богодухновенное Священное Писание, и никогда не включал их в перечень Богодухновенных Еврейских Священных Писаний (Ветхого Завета).
По этим, и некоторым другим причинам, эти книги не были включены в канон. Несмотря на это, как мы сказали раньше, они очень полезны и назидательны, и дают много хороших наставлений в благочестии и праведной жизни. Кроме того, в них дано много важных исторических сведений о периоде еврейской истории от времени пророка Малахии до времени рождения Иисуса Христа. В них описаны действия Божьи среди Израиля во время этого периода, о которых мы бы не знали без этих книг.
1. Вторая Книга Ездры
Вторая Книга Ездры была написана, по мнению исследователей и историков, около 150 года до н.э. Её содержание взято, в основном, из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии. Но автор дополняет этот материал большим объёмом информации, не содержащейся в этих книгах. Вторая Книга Ездры начинается с описания Пасхи, совершённой благочестивым царём Иосией в Иерусалиме. Затем коротко описывается его царствование и смерть.
Дальше во Второй Книге Ездры описывается отступление Иудеи, Вавилонский плен, возвращение иудеев из плена, восстановление Иерусалимского храма и трудности, связанные с этим. В третьей и четвёртой главе книги описана интересная история о юношах, телохранителях царя Дария, споривших о том, что сильнее всего. Победил в этом споре Зоровавель, сказав, что сильнее всего женщины, а ещё сильнее – истина.
2. Книга Товита
Книга Товита была написана, предположительно, в начале 2-го века до н.э. Товит был благочестивым евреем, отведённым в Ассирийский плен в Ниневию. Случилось так, что он ослеп. После этого Товит послал своего сына Товию в Мидию, забрать серебро, которое он отдал на сохранение. Спутником для своего сына Товит выбрал Азарию. Позже оказалось, что это был ангел Рафаил, под видом Азарии.
Азария познакомил Товию с прекрасной еврейской девушкой Саррой. Её выдавали замуж семь раз, но демон, который её любил, каждый раз умертвлял жениха в брачной комнате. Азария научил Товию, как прогнать демона и помог ему жениться на Сарре. Он также сказал Товии, что нужно сделать, чтобы исцелить глаза его отца. Товия с Азарией благополучно вернулись в Ниневию с возвращённым серебром и Саррой. Товит был исцелён. Когда они хотели отблагодарить Азарию, он открылся им, сказал, что является Ангелом Рафаилом, дал некоторые наставления, и исчез из их виду.
3. Книга Иудифь
Книга Иудифь была написана, предположительно, около середины 2-го века до н.э. В ней рассказывается о очень красивой еврейской вдове Иудифи. Она проводила свою жизнь в постах и молитвах. Когда враги окружили её город, и старейшины уже были готовы сдаться, она задумала план, как спасти свой город. Она молилась и просила Божьей помощи в осуществлении своего смелого плана. После этого, Иудифь разукрасила себя, взяла с собой чистой еды и пошла со своей служанкой в стан к врагам.
Олоферн, начальник вражеского войска, поражённый её красотой, пригласил её к себе в шатёр и сделал пир. Когда пир закончился, все разошлись, оставив в шатре только Иудифь и Олоферна, который упал на своё ложе и заснул, будучи очень пьяным. Иудифь взяла его меч, отрубила ему голову и принесла в свой город Ветилую. Враги, увидев, что их военачальник мёртв, начали убегать, а израильтяне преследовали их, доколе не выгнали далеко за пределы своей страны. Они также захватили много добычи из стана врагов. Иудифь отклонила все предложения замужества, и прожила всю свою жизнь вдовой до возраста ста пяти лет.
4. Премудрость Соломона
Книга Премудрости Соломона была написана, чтобы предотвратить среди евреев распространение скептицизма, поклонения материальным благам и идолопоклонства. Как и в Книге Притчей, мудрость здесь представлена как реальная личность. В книге идёт частое сравнение путей праведников и нечестивых. Последние главы Книги Премудрости Соломона описывают исход евреев из Египта и подробно описывают некоторые из казней, постигших египтян. Там дано много интересных деталей, о которых не говорится в Книге Исход.
5. Сирах
Полное название этой книги – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Предположительно, она была написана около 180 г. до н.э. Книга содержит великое множество очень ценных и мудрых наставлений в праведности и благочестии, касающихся разных сфер жизни. Книга также содержит гимны, молитвы и перечисление многих героев веры, восхваляющее их подвиги и верность Богу.
6. Послание Иеремии
Книга Послание Иеремии написана, чтобы предохранить евреев от идолопоклонства, которое они видели в Вавилоне. В ней объясняется бессмысленность и глупость идолопоклонства. Идолы – всего лишь творение рук человеческих. Они неспособны видеть, слышать или помогать. Итог книги подведён в её последнем стихе: «Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора» (Посл. Иер.1:72).
7. Книга пророка Варуха
Книга пророка Варуха была написана, чтобы объяснить евреям причину Вавилонского плена и разрушения Иерусалимского храма. Этой причиной были их грехи и непослушание Богу, особенно грех идолопоклонства. Далее, книга содержит молитву к Господу, призыв к Израилю обратиться к Богу, обетование восстановления Иерусалима и Израиля.
8. Первая Книга Маккавейская
Первая Книга Маккавейская начинается с краткого описания царствования Александра Македонского и разделения его царства после его смерти. Далее говорится о воцарении Антиоха Епифана, сирийского царя, который хотел всех людей его царства сделать одним народом с одной религией. Победив в войне с Египтом, Антиох также пошёл против Израиля и Иерусалима. Он осквернил Иерусалимский храм, и жестоко преследовал иудеев, заставляя их нарушать Закон, есть нечистое, нарушать субботу, и, убивая всех, у кого находили книгу Закона.
Маттафия, священник из города Модина, поднял восстание против нечестивого царя. После его смерти восстанием руководили его сыновья: Иуда Маккавей, Ионафан, Симон. Господь дал им множество побед над язычниками. Они смогли очистить свою страну и храм, и восстановить богослужение в нём. После смерти Иуды, Ионафана и Симона, первосвященником и правителем народа стал сын Симона Иоанн.
9. Вторая Книга Маккавейская
Вторая Книга Маккавейская является не продолжением Первой, а параллельным описанием того же восстания. В ней, в основном, описываются подвиги Иуды Маккавея. Там также более детально описываются преследования Иудеев при Антиохе Епифане. Например, там рассказывается о смерти старца Елеазара, который был убит, потому что отказался есть свинину. Он также отказался есть чистое мясо, под видом свинины, чтобы не быть соблазном для отступления от Закона молодых людей. В книге описана история о мученической смерти семи братьев и их матери, которые отказались отречься от Закона, и остались верными Богу до смерти.
10. Третья Книга Маккавейская
Третья Книга Маккавейская рассказывает не о восстании Маккавеев, а о других событиях, в которых Бог сохранил от истребления множество иудеев. Египетский царь Птолемей Филопатр, одержав победу над царём Антиохом, возвращался домой в Египет. По пути он посетил Иерусалим, и захотел зайти в Святое Святых храма. Священники отговаривали его от этого, но он всё равно решился войти. Священники и народ вопияли к Богу, и Он поразил царя, так что тот начал трястись и упал в расслаблении. Придя в себя, он не раскаялся, а удалился с угрозами. Он приказал собрать иудеев его страны в одно место, и выпустить на них разъярённых слонов. Но Бог защитил свой народ. Царь несколько раз менял своё решение. В конце концов, он отпустил иудеев домой, сделав перед этим для них пир.
11. Третья Книга Ездры
Третья Книга Ездры относится к апокалипсическому жанру, о котором мы изучали раньше. В Западных (английских) изданиях Библии она называется Вторая Книга Ездры, а Вторая Книга Ездры называется Первой Книгой Ездры. В книге описывается ряд видений, которые были даны Ездре Ангелом по имени Уриил. Одним из основных вопросов, с которым имеют дело эти видения – это вопрос Божьей справедливости в Его действиях с Израилем, а также с отдельными людьми. Книга предупреждает Божий народ о бедствиях, которые придут, призывает нас быть верными Богу и исполнять Его заповеди.
Добавления к каноническим книгам
В изданиях Библии, содержащих неканонические книги, имеются также добавления к каноническим книгам. Если эти добавления находятся внутри главы, они обычно взяты в [квадратные] скобки. К некоторым книгам добавлены целые главы. Давайте коротко рассмотрим эти добавления.
В Книге Иова, в последней главе, добавлена заметка о том, кем был Иов.
В Книге Псалмов добавлен 151 Псалом, написанный в честь победы Давида над Голиафом.
Во 2-й Книге Паралипоменон, в конце 36-й главы добавлена молитва Манассии, царя Иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне.
В Книге Есфирь добавлены молитвы Есфири и Мардохея, и письма, написанные Аманом и Мардохеем от имени царя Артаксеркса.
В Книге Даниила в 3-й главе добавлена молитва трёх еврейских юношей в огненной печи, куда они были брошены за отказ поклоняться истукану. Также к книге Даниила добавлены 13-я и 14-я главы. В 13-й главе рассказывается, как Даниил своей мудростью спас от смерти Сусанну, осуждённую на смерть по лжесвидетельству двух старейшин. Эти старейшины были казнены вместо Сусанны за своё лжесвидетельство. В 14-й главе описано три истории: как Даниил расправился с идолом Вилом, с драконом, и как он был спасён из львиного рва.
Автор, время и место
Книга Откровение была написана Апостолом Иоанном, который также написал Евангелие от Иоанна и три Послания. Это откровение Иисус Христос дал через Ангела Апостолу Иоанну, когда он был сослан на остров Патмос за проповедь Евангелия. Ириней, в своей книге «Против ересей» написал, что Апостол Иоанн видел своё видение при конце правления императора Домициана, который правил в 81-96 годах н.э. Возможно, Откровение было написано между 90-м и 96-м годами нашей эры. Существует и другая точка зрения, согласно которой Откровение было написано во время правления императора Нерона в 65-66 гг. н.э. Иерусалимский храм был разрушен в 70 г. н.э., а в книге Откровение храм описывается как стоящий и действующий. Но такая точка зрения на датировку книги Откровение не имеет широко распространения среди христианских исследователей Писания и истории.
В Книге Откровение 17:9-10 написано так: «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть». Мы знаем, что город Рим был построен на семи горах (холмах): Авентин, Виминал, Капитолий, Квиринал, Палатин, Целий, Эсквилин. Если семь царей упоминаемые в стихе 10, это Римские императоры, то Нерон был шестым из них, после Юлия, Августа, Тиберия, Калигулы и Клавдия. После Нерона правил Гальба. Его правление было действительно недолгим, всего 7 месяцев.
Но, под пятью императорами, которые пали, могут подразумеваться не римские императоры в их порядке правления, а именно те из них, которые пали, то есть умерли насильственной или неестественной смертью (были убиты или покончили с собой) до времени написания книги Откровение: Юлий Цезарь, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Шестой, Домициан, был жив во время написания книги Откровение, но позже он также был убит. Поэтому о нём говорится «один есть». Седьмой, о котором сказано «а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» - это, вероятнее всего антихрист. Он действительно будет править недолго, возможно, три с половиной года.
Основная тема
«Будущее мира и церкви».
Содержание
Книга Откровение написана в жанре апокалипсиса, о котором мы изучали раньше, когда говорили о книгах пророков Даниила и Иезекииля. В первых главах Книги Откровение записано послание Иисуса Христа семи церквам. Там часто повторяются слова «знаю твои дела». Мы также должны помнить, что Иисус Христос знает и видит все наши дела.
Далее в книге Откровение описано видение престола Божьего и Агнца, который взял из руки Сидящего на престоле книгу и начал снимать с неё семь печатей, которыми она была запечатана. Когда он снимал печати, на земле и на небе происходили необыкновенные события. Потом описано семь Ангелов, каждый из которых трубил в трубу, один за другим. При их трублении на земле происходили большие катаклизмы и бедствия. При трублении седьмого Ангела было провозглашено наступление Царства Иисуса Христа.
Дальше описывается борьба диавола с народом Божьим. После этого идёт описание семи чаш Божьего гнева, излитых на землю, падение Вавилона, пришествие Иисуса Христа. Дальше книга Откровение описывает Тысячелетнее Царство Иисуса Христа и Его святых, суд у великого белого престола, новое небо и землю, и Новый Иерусалим.
Когда мы читаем Книгу Откровение нужно, во-первых, стараться находить объяснение образов в самой книге. Во-вторых, нужно искать параллельные места и сравнивать текст с похожими текстами в других книгах. Чтобы понять книгу Откровение, особенно важно изучить книги пророков Исаии, Иезекииля, Даниила и Захарии. Вместо того, чтобы пытаться сопоставить исторические события с образами книги Откровения, лучше смотреть, какие практические уроки и какое духовное подкрепление и наставление мы можем извлечь из них.
Важный стих
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14).
Неканонические книги Библии
Почему они неканонические. Их отличие. Их значение.
В некоторых изданиях Библии, кроме 66 общепризнанных канонических книг есть 11 дополнительных книг, а также некоторые дополнения к каноническим книгам. Эти дополнительные книги добавлены к Ветхому Завету, и называются «неканонические», «второканонические», «девтероканонические» или «апокрифические» книги. Чтобы понять, что значат эти слова, нужно объяснить, что такое «канон». Это слово происходит от слова, означающего трость для измерения. Или, другими словами, эталон, стандарт. Итак, канонические книги, это стандартные, эталонные, ещё можно сказать авторитетные, общепризнанные книги.
Следовательно, неканонические книги – это книги, которые не являются в своей полноте общепризнанным авторитетом, эталоном или стандартом для христианского учения и практики.
Новый завет состоит только из 27 канонических книг. Неканонических книг в Новом Завете нет. В Ветхом Завете, как мы уже сказали, есть 11 неканонических книг (в некоторых изданиях Библии). Эти книги не признаются богодухновенными ни евреями, ни большинством христиан протестантского направления. Тем не менее, они являются полезными и назидательными для чтения. После канонических книг Библии, они занимают второе по важности место среди духовной литературы.
Есть несколько причин, почему эти книги не были приняты в канон, то есть в список авторитетных книг, являющихся Словом Божьим. Большинство этих книг имеются только на греческом языке, в то время как все канонические книги Ветхого Завета написаны на еврейском языке. Филон Александрийский, известный еврейский философ (20 г. до н.э. – 40 г. н.э.), приводит в своих трудах огромное количество цитат из Ветхого Завета, но никогда не цитирует неканонические книги как часть Священного Писания.
Иосиф Флавий, еврейский историк (30 – 100 года н.э.), перечисляет в своих трудах 22 книги Ветхого Завета, соответствующие христианскому делению на 39 книг. Но он никогда не цитирует апокрифические книги как Богодухновенное Священное Писание, и никогда не включал их в перечень Богодухновенных Еврейских Священных Писаний (Ветхого Завета).
По этим, и некоторым другим причинам, эти книги не были включены в канон. Несмотря на это, как мы сказали раньше, они очень полезны и назидательны, и дают много хороших наставлений в благочестии и праведной жизни. Кроме того, в них дано много важных исторических сведений о периоде еврейской истории от времени пророка Малахии до времени рождения Иисуса Христа. В них описаны действия Божьи среди Израиля во время этого периода, о которых мы бы не знали без этих книг.
1. Вторая Книга Ездры
Вторая Книга Ездры была написана, по мнению исследователей и историков, около 150 года до н.э. Её содержание взято, в основном, из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии. Но автор дополняет этот материал большим объёмом информации, не содержащейся в этих книгах. Вторая Книга Ездры начинается с описания Пасхи, совершённой благочестивым царём Иосией в Иерусалиме. Затем коротко описывается его царствование и смерть.
Дальше во Второй Книге Ездры описывается отступление Иудеи, Вавилонский плен, возвращение иудеев из плена, восстановление Иерусалимского храма и трудности, связанные с этим. В третьей и четвёртой главе книги описана интересная история о юношах, телохранителях царя Дария, споривших о том, что сильнее всего. Победил в этом споре Зоровавель, сказав, что сильнее всего женщины, а ещё сильнее – истина.
2. Книга Товита
Книга Товита была написана, предположительно, в начале 2-го века до н.э. Товит был благочестивым евреем, отведённым в Ассирийский плен в Ниневию. Случилось так, что он ослеп. После этого Товит послал своего сына Товию в Мидию, забрать серебро, которое он отдал на сохранение. Спутником для своего сына Товит выбрал Азарию. Позже оказалось, что это был ангел Рафаил, под видом Азарии.
Азария познакомил Товию с прекрасной еврейской девушкой Саррой. Её выдавали замуж семь раз, но демон, который её любил, каждый раз умертвлял жениха в брачной комнате. Азария научил Товию, как прогнать демона и помог ему жениться на Сарре. Он также сказал Товии, что нужно сделать, чтобы исцелить глаза его отца. Товия с Азарией благополучно вернулись в Ниневию с возвращённым серебром и Саррой. Товит был исцелён. Когда они хотели отблагодарить Азарию, он открылся им, сказал, что является Ангелом Рафаилом, дал некоторые наставления, и исчез из их виду.
3. Книга Иудифь
Книга Иудифь была написана, предположительно, около середины 2-го века до н.э. В ней рассказывается о очень красивой еврейской вдове Иудифи. Она проводила свою жизнь в постах и молитвах. Когда враги окружили её город, и старейшины уже были готовы сдаться, она задумала план, как спасти свой город. Она молилась и просила Божьей помощи в осуществлении своего смелого плана. После этого, Иудифь разукрасила себя, взяла с собой чистой еды и пошла со своей служанкой в стан к врагам.
Олоферн, начальник вражеского войска, поражённый её красотой, пригласил её к себе в шатёр и сделал пир. Когда пир закончился, все разошлись, оставив в шатре только Иудифь и Олоферна, который упал на своё ложе и заснул, будучи очень пьяным. Иудифь взяла его меч, отрубила ему голову и принесла в свой город Ветилую. Враги, увидев, что их военачальник мёртв, начали убегать, а израильтяне преследовали их, доколе не выгнали далеко за пределы своей страны. Они также захватили много добычи из стана врагов. Иудифь отклонила все предложения замужества, и прожила всю свою жизнь вдовой до возраста ста пяти лет.
4. Премудрость Соломона
Книга Премудрости Соломона была написана, чтобы предотвратить среди евреев распространение скептицизма, поклонения материальным благам и идолопоклонства. Как и в Книге Притчей, мудрость здесь представлена как реальная личность. В книге идёт частое сравнение путей праведников и нечестивых. Последние главы Книги Премудрости Соломона описывают исход евреев из Египта и подробно описывают некоторые из казней, постигших египтян. Там дано много интересных деталей, о которых не говорится в Книге Исход.
5. Сирах
Полное название этой книги – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Предположительно, она была написана около 180 г. до н.э. Книга содержит великое множество очень ценных и мудрых наставлений в праведности и благочестии, касающихся разных сфер жизни. Книга также содержит гимны, молитвы и перечисление многих героев веры, восхваляющее их подвиги и верность Богу.
6. Послание Иеремии
Книга Послание Иеремии написана, чтобы предохранить евреев от идолопоклонства, которое они видели в Вавилоне. В ней объясняется бессмысленность и глупость идолопоклонства. Идолы – всего лишь творение рук человеческих. Они неспособны видеть, слышать или помогать. Итог книги подведён в её последнем стихе: «Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он – далеко от позора» (Посл. Иер.1:72).
7. Книга пророка Варуха
Книга пророка Варуха была написана, чтобы объяснить евреям причину Вавилонского плена и разрушения Иерусалимского храма. Этой причиной были их грехи и непослушание Богу, особенно грех идолопоклонства. Далее, книга содержит молитву к Господу, призыв к Израилю обратиться к Богу, обетование восстановления Иерусалима и Израиля.
8. Первая Книга Маккавейская
Первая Книга Маккавейская начинается с краткого описания царствования Александра Македонского и разделения его царства после его смерти. Далее говорится о воцарении Антиоха Епифана, сирийского царя, который хотел всех людей его царства сделать одним народом с одной религией. Победив в войне с Египтом, Антиох также пошёл против Израиля и Иерусалима. Он осквернил Иерусалимский храм, и жестоко преследовал иудеев, заставляя их нарушать Закон, есть нечистое, нарушать субботу, и, убивая всех, у кого находили книгу Закона.
Маттафия, священник из города Модина, поднял восстание против нечестивого царя. После его смерти восстанием руководили его сыновья: Иуда Маккавей, Ионафан, Симон. Господь дал им множество побед над язычниками. Они смогли очистить свою страну и храм, и восстановить богослужение в нём. После смерти Иуды, Ионафана и Симона, первосвященником и правителем народа стал сын Симона Иоанн.
9. Вторая Книга Маккавейская
Вторая Книга Маккавейская является не продолжением Первой, а параллельным описанием того же восстания. В ней, в основном, описываются подвиги Иуды Маккавея. Там также более детально описываются преследования Иудеев при Антиохе Епифане. Например, там рассказывается о смерти старца Елеазара, который был убит, потому что отказался есть свинину. Он также отказался есть чистое мясо, под видом свинины, чтобы не быть соблазном для отступления от Закона молодых людей. В книге описана история о мученической смерти семи братьев и их матери, которые отказались отречься от Закона, и остались верными Богу до смерти.
10. Третья Книга Маккавейская
Третья Книга Маккавейская рассказывает не о восстании Маккавеев, а о других событиях, в которых Бог сохранил от истребления множество иудеев. Египетский царь Птолемей Филопатр, одержав победу над царём Антиохом, возвращался домой в Египет. По пути он посетил Иерусалим, и захотел зайти в Святое Святых храма. Священники отговаривали его от этого, но он всё равно решился войти. Священники и народ вопияли к Богу, и Он поразил царя, так что тот начал трястись и упал в расслаблении. Придя в себя, он не раскаялся, а удалился с угрозами. Он приказал собрать иудеев его страны в одно место, и выпустить на них разъярённых слонов. Но Бог защитил свой народ. Царь несколько раз менял своё решение. В конце концов, он отпустил иудеев домой, сделав перед этим для них пир.
11. Третья Книга Ездры
Третья Книга Ездры относится к апокалипсическому жанру, о котором мы изучали раньше. В Западных (английских) изданиях Библии она называется Вторая Книга Ездры, а Вторая Книга Ездры называется Первой Книгой Ездры. В книге описывается ряд видений, которые были даны Ездре Ангелом по имени Уриил. Одним из основных вопросов, с которым имеют дело эти видения – это вопрос Божьей справедливости в Его действиях с Израилем, а также с отдельными людьми. Книга предупреждает Божий народ о бедствиях, которые придут, призывает нас быть верными Богу и исполнять Его заповеди.
Добавления к каноническим книгам
В изданиях Библии, содержащих неканонические книги, имеются также добавления к каноническим книгам. Если эти добавления находятся внутри главы, они обычно взяты в [квадратные] скобки. К некоторым книгам добавлены целые главы. Давайте коротко рассмотрим эти добавления.
В Книге Иова, в последней главе, добавлена заметка о том, кем был Иов.
В Книге Псалмов добавлен 151 Псалом, написанный в честь победы Давида над Голиафом.
Во 2-й Книге Паралипоменон, в конце 36-й главы добавлена молитва Манассии, царя Иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне.
В Книге Есфирь добавлены молитвы Есфири и Мардохея, и письма, написанные Аманом и Мардохеем от имени царя Артаксеркса.
В Книге Даниила в 3-й главе добавлена молитва трёх еврейских юношей в огненной печи, куда они были брошены за отказ поклоняться истукану. Также к книге Даниила добавлены 13-я и 14-я главы. В 13-й главе рассказывается, как Даниил своей мудростью спас от смерти Сусанну, осуждённую на смерть по лжесвидетельству двух старейшин. Эти старейшины были казнены вместо Сусанны за своё лжесвидетельство. В 14-й главе описано три истории: как Даниил расправился с идолом Вилом, с драконом, и как он был спасён из львиного рва.