Начатки учения Христова – обращение от мёртвых дел
Чему Апостолы научали людей прежде всего? С чего они начинали их обучение всей воле Божией? Ответить на этот вопрос нам могут помочь некоторые места Священного Писания. Одним из таких мест является шестая глава Послания к Евреям.
Евр.6:1-3 «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит».
Из этого места Писания мы видим, что Апостолы прежде всего учили людей обращению от мёртвых дел к Богу. Мёртвые дела – это дела, конец которых смерть и погибель. Это греховные, неугодные Богу дела.
Рим.6:20-22 «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? [ТАКИЕ ДЕЛА], КАКИХ НЫНЕ САМИ СТЫДИТЕСЬ, ПОТОМУ ЧТО КОНЕЦ ИХ - СМЕРТЬ. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная».
Обращение от мёртвых дел означало оставить грех, и стать рабами праведности и рабами Бога, принося плод святости. Так как грех познаётся законом (Рим.7:7), и грех есть беззаконие (1Ин.3:4), то Апостолы учили людей в начатках учения Христова, что они должны перестать нарушать нравственные заповеди Божьего Закона, в первую очередь, Десять Заповедей (Исход 20, Второзаконие 5, Матфея 19, Римлянам 13).
Научение людей соблюдать Десять Заповедей, обратившись к Богу, было в начатках учения Христова потому, что сам Иисус Христос учил людей, что для того, чтобы войти в жизнь вечную, нужно соблюдать заповеди Божии. И в первую очередь Он имел в виду именно Десять Заповедей.
Матф.5:17-20 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Матф.19:16-19 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. ЕСЛИ ЖЕ ХОЧЕШЬ ВОЙТИ В ЖИЗНЬ [ВЕЧНУЮ], СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».
В книге Откровение воскресший и прославленный Иисус Христос говорит Иоанну похожие слова о том, что нужно соблюдать заповеди Божии, чтобы иметь право на древо жизни.
Откр.22:12-16 «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. БЛАЖЕННЫ ТЕ, КОТОРЫЕ СОБЛЮДАЮТ ЗАПОВЕДИ ЕГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ИМ ПРАВО НА ДРЕВО ЖИЗНИ И ВОЙТИ В ГОРОД ВОРОТАМИ. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, ИИСУС, ПОСЛАЛ АНГЕЛА МОЕГО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ВАМ СИЕ В ЦЕРКВАХ. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
Обращение человека от мёртвых дел и греха к Богу выражается в том, что человек перестаёт нарушать Божьи Заповеди, и начинает изучать и соблюдать их в своей жизни. В каждом царстве есть свои законы. В Божьем Царстве также есть свои законы. Это Божьи Заповеди, и, в первую очередь, Десять Заповедей. Когда Бог объявил Израильтянам, что они будут у Него Царством священников и народом святым, следующее, что Бог сделал – это дал им Десять Заповедей, как основной и неизменный Закон Его Царства.
Исх.19:5-6 «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».
Исх.20:1-17 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Десять Заповедей можно обобщить в двух наибольших заповедях – любви к Богу и любви к ближнему.
Мар.12:29-31 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет».
Рим.13:8-10 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
Иак.2:8-12 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы».
Закон Божий – это Закон Царский, это Закон Божьего Царства, и это Закон Бога, нашего Судьи, Законодателя, Царя и Спасителя.
Ис.33:22 «Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас».
Проповедь Евангелие Царства Божьего начинается с призыва к людям покаяться или обратиться к Богу, и исполнять законы Царства Божьего – Божьи заповеди. Это первый из начатков или оснований учения Христова.
Деян.26:19-20 «Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам ПРОПОВЕДЫВАЛ, ЧТОБЫ ОНИ ПОКАЯЛИСЬ И ОБРАТИЛИСЬ К БОГУ, ДЕЛАЯ ДЕЛА, ДОСТОЙНЫЕ ПОКАЯНИЯ».
Покаяться - Божье повеление всем людям
Из Библии мы знаем, что Бог есть Богом, прощающим вину, преступление и грех (Исх.34:7). Мы также знаем, что Бог даёт покаяние человеку, и сам человек без этого дара покаяния не может обратиться к Богу и получить прощение грехов (2Тим.2:25).
Но Священное Писание открывает нам нечто большее. Покаяние – это не только дар Божий и милость Божья к человеку. Покаяние – это также Божье повеление, Божий приказ для всех людей, живущих на земле.
Бог является Царём всей земли. И как Царь, Он даёт повеление всем людям повсюду покаяться. Невыполнение этого приказа грозит серьёзными последствиями для каждого человека. Такой человек должен будет прийти на Божий суд, концом которого будет осуждение без всякой надежды на помилование:
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, БОГ НЫНЕ ПОВЕЛЕВАЕТ ЛЮДЯМ ВСЕМ ПОВСЮДУ ПОКАЯТЬСЯ, ибо Он назначил день, в который БУДЕТ ПРАВЕДНО СУДИТЬ ВСЕЛЕННУЮ, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Рим.2:1-8 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? НО, ПО УПОРСТВУ ТВОЕМУ И НЕРАСКАЯННОМУ СЕРДЦУ, ТЫ САМ СЕБЕ СОБИРАЕШЬ ГНЕВ НА ДЕНЬ ГНЕВА И ОТКРОВЕНИЯ ПРАВЕДНОГО СУДА ОТ БОГА, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев».
Исследуя то, что в Библии сказано о покаянии, мы можем увидеть, что покаяние – это не мгновенное переживание, а, скорее, процесс, занимающий определённое время.
Составные части истинного покаяния
1. Осознание своего состояния. «Прийти в себя»
Процесс покаяния начинается с осознания человеком своего греховного, погибшего состояния. Это происходит благодаря действию Духа Святого, который обличает человека в грехе, праведности и суде. Обычно это обличение приходит через слушание или чтение Слова Божьего:
Иоан.16:7-8 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, УТЕШИТЕЛЬ не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, И ОН, ПРИДЯ, ОБЛИЧИТ МИР О ГРЕХЕ и о правде и о суде».
2Тим.3:16 «Все ПИСАНИЕ богодухновенно и полезно для научения, ДЛЯ ОБЛИЧЕНИЯ, ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ, для наставления в праведности».
Однажды Иисус Христос рассказал людям притчу о блудном сыне. В ней на примере непослушного сына Он образно показал, как человек отошёл от Бога, к чему это его привело, и как он может возвратиться домой, к своему Небесному Отцу. Первым действием в жизни блудного сына, которое побудило его вернуться домой, было то, что он пришёл в себя. Он увидел и реально оценил своё состояние и положение, и понял, что так дальше жить нельзя, и это побудило его к дальнейшим правильным действиям:
Лук.15:11-19 «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
ПРИДЯ ЖЕ В СЕБЯ, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Когда царь Соломон молился после постройки храма Господня, он сказал такие слова, молясь о своём народе Израиле:
3Цар.8:46-50 «Когда они согрешат пред Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, ВОЙДУТ В СЕБЯ И ОБРАТЯТСЯ и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: "мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"; и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним».
Обратим внимание, что в этом тексте «приход в себя» предшествует молитве покаяния и обращению к Богу. Когда человек приходит в себя и осознаёт свое неправильное состояние – это первый шаг к покаянию и обращению к Богу.
2. Печаль ради Бога
Вторым шагом на пути к покаянию является печаль ради Бога:
2Кор.7:8-11 «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. ИБО ПЕЧАЛЬ РАДИ БОГА ПРОИЗВОДИТ НЕИЗМЕННОЕ ПОКАЯНИЕ КО СПАСЕНИЮ, А ПЕЧАЛЬ МИРСКАЯ ПРОИЗВОДИТ СМЕРТЬ. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле».
Когда человек осознал своё греховное погибшее состояние, это, естественно, должно вызвать в нём чувство печали. Но печаль бывает разная. Если человек опечалится мирской печалью, это приведёт его к смерти, а не к покаянию.
Мирская печаль сконцентрирована на себе и основана на жалости к себе и желании каким-либо образом оправдать себя и свой грех и увильнуть от ответственности за него. Обычно это приводит человека в состояние, которое сегодня называется депрессия. Депрессия в свою очередь приводит человека к разрушению его здоровья и медленному умиранию. В некоторых случаях она приводит человека к преждевременной смерти. Но что хуже всего, печаль мирская приведёт человека в состояние «второй смерти», в озеро огненное:
Откр.21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».
Печаль ради Бога – это печаль, вызванная в человеке осознанием того, что своими грехами он оскорбил Святого Бога и принёс разрушение и повреждение в Божью вселенную, созданную совершенной. Человек, имеющий такую печаль ради Бога, не сконцентрирован на себе. Он не думает о том, как оправдать себя и избежать ответственности. Он думает о том, как восстановить правильные отношения с Богом и поправить то, что было сделано им неправильно. Он сознаёт и признаёт свой грех, принимает полную ответственность за него, и ищет примирения с Богом. Такая печаль ради Бога произведёт в человеке неизменное покаяние ко спасению.
3. Признание своей вины. Исповедание греха
Выше мы говорили о двух шагах, ведущих человека к покаянию – приход в себя (осознание своей греховности), и печаль ради Бога. Но как происходит само покаяние, в чём оно проявляется? Если мы продолжим читать притчу Иисуса о блудном сыне, то увидим, что этот сын не только пришёл в себя и решил вернуться к отцу. Он встал и пошёл к отцу и признал свой грех пред отцом:
Лук.15:20-21 «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
Итак, покаяние проявляется, во-первых, в признании или исповедании своего греха пред Богом. Исповедание может совершаться в присутствии других людей, но всегда должно быть признанием своего греха именно пред Богом. Исповедовать буквально означает соглашаться, признавать, говорить то же. Бог ожидает от согрешившего человека признания его греха, и только после такого признания (или исповедания), человек может получить очищение:
Иер.3:12-13 «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать. ПРИЗНАЙ ТОЛЬКО ВИНУ ТВОЮ: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь».
1Иоан.1:6-10 «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. ЕСЛИ ИСПОВЕДУЕМ ГРЕХИ НАШИ, ТО ОН, БУДУЧИ ВЕРЕН И ПРАВЕДЕН, ПРОСТИТ НАМ ГРЕХИ НАШИ и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
Пс.31:3-5 «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; Я СКАЗАЛ: "ИСПОВЕДАЮ ГОСПОДУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МОИ", И ТЫ СНЯЛ С МЕНЯ ВИНУ ГРЕХА МОЕГО».
Деян.19:18-20 «Многие же из уверовавших приходили, ИСПОВЕДУЯ И ОТКРЫВАЯ ДЕЛА СВОИ. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне».
Матф.3:1-6 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, ИСПОВЕДУЯ ГРЕХИ СВОИ».
Из вышеприведённого текста мы видим, что Иоанн призывал людей к покаянию, и это покаяние включало в себя исповедание грехов. А из отрывков, взятых из книг Псалтирь и Деяний, мы увидели, что исповедание означает открытие своих грехов, признание в них пред Богом. И это признание может совершаться в присутствии других людей, как было в обоих случаях. Давид исповедовал свой грех в присутствии пророка Нафана. Уверовавшие в Ефесе приходили и открывали свои дела в присутствии Апостола Павла и, возможно, в присутствии других верующих.
Исповедание было необходимой частью покаяния в Ветхом Завете, вместе с принесением жертвы за грех и возмещением ущерба тому, против которого был сделан грех (или его наследнику, или, если это невозможно, священнику):
Чис.5:5-8 «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его».
4. Прошение милости и прощения у Бога
Исповедание греха также должно сопровождаться прошением милости у Бога и прошением прощения за этот грех. В Священном Писании есть целый ряд примеров того, как люди делали это:
Пс.50:3-5 «ПОМИЛУЙ МЕНЯ, БОЖЕ, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих ИЗГЛАДЬ БЕЗЗАКОНИЯ МОИ. Многократно ОМОЙ МЕНЯ ОТ БЕЗЗАКОНИЯ МОЕГО, И ОТ ГРЕХА МОЕГО ОЧИСТИ МЕНЯ, ИБО БЕЗЗАКОНИЯ МОИ Я СОЗНАЮ, и грех мой всегда предо мною».
Лук.18:13-14 «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: БОЖЕ! БУДЬ МИЛОСТИВ КО МНЕ ГРЕШНИКУ! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
2Цар.24:10 «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: ТЯЖКО СОГРЕШИЛ Я, ПОСТУПИВ ТАК; И НЫНЕ МОЛЮ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, ПРОСТИ ГРЕХ РАБА ТВОЕГО, ИБО КРАЙНЕ НЕРАЗУМНО ПОСТУПИЛ Я».
Пс.24:11 «Ради имени Твоего, Господи, ПРОСТИ СОГРЕШЕНИЕ МОЕ, ибо велико оно».
Пс.24:18 «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и ПРОСТИ ВСЕ ГРЕХИ МОИ».
Исх.34:8-9 «Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу] 9и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; ПРОСТИ БЕЗЗАКОНИЯ НАШИ И ГРЕХИ НАШИ и сделай нас наследием Твоим».
5. Исправление последствий греха
Следующей ступенью в процессе покаяния, после исповедания греха, есть исправление последствий греха. Мы уже немного коснулись этого в предыдущем разделе. По Закону, человек, который согрешил против другого человека, должен был возместить ему ущерб и прибавить к тому пятую часть (20% дополнительно).
В случае кражи, укравший должен был возместить вдвое, а, иногда, даже вчетверо и впятеро (Исх.22:1-9). Кроме этого, он должен был исповедать свой грех и принести жертву за него. Если кража касалась домашних животных, то законы были намного строже, чем в других случаях:
Исх.22:1 «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу».
Когда Иисус пришёл в дом мытаря Закхея, то Закхей поступил по тому же принципу. Покаявшись, он сказал, что воздаст вчетверо всем тем, кого обидел:
Лук.19:1-10 «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Итак, покаяние включает в себя исправление сделанного неправильно, то есть, возмещение ущерба. Это включает в себя возмещение не только материального, но и морального ущерба. Если, например, мы кого-либо обидели, оскорбили, обманули, оклеветали или навредили ему каким-то образом, нужно попросить прощения у этого человека, примириться с ним и постараться исправить всё то, что было сделано неправильно по отношению к нему. Если это была клевета, нужно постараться восстановить репутацию человека перед теми людьми, перед которыми мы его оклеветали.
Матф.5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
От человека, который согрешил против другого человека, ожидается, что он попросит прощения (покается) за свой поступок:
Лук.17:3-4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».
Конечно, в жизни могут возникнуть ситуации, когда ничего поправить уже невозможно никаким образом. В таких случаях нужно только надеяться на милость Божью для нашего прощения. В Библии описан один случай о разбойнике, висящем на кресте рядом с Иисусом Христом. Он попросил, чтобы Иисус вспомнил его, когда придёт в Своё царство.
Этот разбойник уже не мог ничего поправить. Он не мог никому возместить ущерб или попросить прощения у тех, кого он обидел. Он только признавал, что получил достойное по своим делам, назвал Иисуса Господом, и просил, чтобы Тот хотя бы вспомнил о нём, когда придёт в Своё царство. То есть, он признал Иисуса Царём. Этот человек получил милость и прощение. Но его случай был исключением, а не правилом. Если же у нас есть любая возможность исправить то, что было сделано неправильно, мы обязаны это сделать, чтобы получить прощение.
Лук.23:39-43 «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
6. Оставление греха
Заключительной частью покаяния является оставление греха и новая изменённая жизнь. После исповедания греха и возмещения ущерба, человек должен оставить свой грех и не повторять его. Только тогда он может надеяться на прощение и очищение своего греха:
Прит.28:13 «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто СОЗНАЕТСЯ И ОСТАВЛЯЕТ их, тот БУДЕТ ПОМИЛОВАН».
Ис.1:16-18 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; ПЕРЕСТАНЬТЕ ДЕЛАТЬ ЗЛО; НАУЧИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. ТОГДА ПРИДИТЕ - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю».
Ис.55:7 «ДА ОСТАВИТ нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и ДА ОБРАТИТСЯ К ГОСПОДУ, И ОН ПОМИЛУЕТ ЕГО, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
Только тот человек совершил достойный плод покаяния, кто исповедал Господу свои грехи, исправил, если это возможно, всё сделанное неправильно, и, оставив свои грехи, начал жить по-новому, исполняя Божию волю в своей жизни. Только такой человек может надеяться на Божью милость и прощение:
Лук.3:7-14 «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
Покаяние - Божий дар
Итак, мы рассмотрели с вами, что такое истинное покаяние. Напомним, что покаяние – это дар Божий. Именно Бог даёт людям покаяние, ведущее к прощению и жизни, но Он может Его и не дать некоторым людям, особенно тем, которые с лукавством грешат, надеясь, что потом успеют покаяться, и Бог будет обязан простить их. Бог даёт людям возможность для покаяния, и определённое время для покаяния. Если же человек не использует эту возможность и это время, данное ему для покаяния, он может больше не получить такую возможность:
Деян.11:18 «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам ДАЛ БОГ ПОКАЯНИЕ в жизнь».
2Тим.2:24-26 «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, НЕ ДАСТ ЛИ ИМ БОГ ПОКАЯНИЯ к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
Откр.2:20-23 «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я ДАЛ ЕЙ ВРЕМЯ ПОКАЯТЬСЯ В ЛЮБОДЕЯНИИ ЕЕ, НО ОНА НЕ ПОКАЯЛАСЬ. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И ДЕТЕЙ ЕЕ ПОРАЖУ СМЕРТЬЮ, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; И ВОЗДАМ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ПО ДЕЛАМ ВАШИМ».
Итак, Бог даёт человеку возможность покаяния, и время для покаяния. Более того, покаяние – это Божье повеление для всех людей. Бог повелевает всем людям повсюду покаяться. Те, которые не каются, собирают себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.
Процесс покаяния начинается с того, что человек, обличаемый Духом Святым и Словом Божьим, приходит в себя. Он начинает осознавать свою греховность и своё погибшее состояние. Это, в свою очередь, приводит человека к печали ради Бога. Он осознаёт, что своими грехами он оскорбил Святого Бога, принёс разрушение и повреждение в Божью вселенную, созданную совершенной. Он принимает полную ответственность за свои грехи, и хочет примирения с Богом, и исправления того, что было сделано неправильно. Такая печаль ради Бога производит в человеке неизменное покаяние ко спасению.
Само покаяние выражается в исповедании греха пред Богом, возмещении любого ущерба, причинённого этим грехом, и наконец, в оставлении греха и новой изменённой жизни. Человек, сделавший всё вышеперечисленное, совершил достойный плод покаяния, и может надеяться на Божью милость и прощение.
Чему Апостолы научали людей прежде всего? С чего они начинали их обучение всей воле Божией? Ответить на этот вопрос нам могут помочь некоторые места Священного Писания. Одним из таких мест является шестая глава Послания к Евреям.
Евр.6:1-3 «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит».
Из этого места Писания мы видим, что Апостолы прежде всего учили людей обращению от мёртвых дел к Богу. Мёртвые дела – это дела, конец которых смерть и погибель. Это греховные, неугодные Богу дела.
Рим.6:20-22 «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? [ТАКИЕ ДЕЛА], КАКИХ НЫНЕ САМИ СТЫДИТЕСЬ, ПОТОМУ ЧТО КОНЕЦ ИХ - СМЕРТЬ. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная».
Обращение от мёртвых дел означало оставить грех, и стать рабами праведности и рабами Бога, принося плод святости. Так как грех познаётся законом (Рим.7:7), и грех есть беззаконие (1Ин.3:4), то Апостолы учили людей в начатках учения Христова, что они должны перестать нарушать нравственные заповеди Божьего Закона, в первую очередь, Десять Заповедей (Исход 20, Второзаконие 5, Матфея 19, Римлянам 13).
Научение людей соблюдать Десять Заповедей, обратившись к Богу, было в начатках учения Христова потому, что сам Иисус Христос учил людей, что для того, чтобы войти в жизнь вечную, нужно соблюдать заповеди Божии. И в первую очередь Он имел в виду именно Десять Заповедей.
Матф.5:17-20 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Матф.19:16-19 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. ЕСЛИ ЖЕ ХОЧЕШЬ ВОЙТИ В ЖИЗНЬ [ВЕЧНУЮ], СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».
В книге Откровение воскресший и прославленный Иисус Христос говорит Иоанну похожие слова о том, что нужно соблюдать заповеди Божии, чтобы иметь право на древо жизни.
Откр.22:12-16 «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. БЛАЖЕННЫ ТЕ, КОТОРЫЕ СОБЛЮДАЮТ ЗАПОВЕДИ ЕГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ИМ ПРАВО НА ДРЕВО ЖИЗНИ И ВОЙТИ В ГОРОД ВОРОТАМИ. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Я, ИИСУС, ПОСЛАЛ АНГЕЛА МОЕГО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ВАМ СИЕ В ЦЕРКВАХ. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
Обращение человека от мёртвых дел и греха к Богу выражается в том, что человек перестаёт нарушать Божьи Заповеди, и начинает изучать и соблюдать их в своей жизни. В каждом царстве есть свои законы. В Божьем Царстве также есть свои законы. Это Божьи Заповеди, и, в первую очередь, Десять Заповедей. Когда Бог объявил Израильтянам, что они будут у Него Царством священников и народом святым, следующее, что Бог сделал – это дал им Десять Заповедей, как основной и неизменный Закон Его Царства.
Исх.19:5-6 «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».
Исх.20:1-17 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Десять Заповедей можно обобщить в двух наибольших заповедях – любви к Богу и любви к ближнему.
Мар.12:29-31 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет».
Рим.13:8-10 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
Иак.2:8-12 «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы».
Закон Божий – это Закон Царский, это Закон Божьего Царства, и это Закон Бога, нашего Судьи, Законодателя, Царя и Спасителя.
Ис.33:22 «Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас».
Проповедь Евангелие Царства Божьего начинается с призыва к людям покаяться или обратиться к Богу, и исполнять законы Царства Божьего – Божьи заповеди. Это первый из начатков или оснований учения Христова.
Деян.26:19-20 «Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам ПРОПОВЕДЫВАЛ, ЧТОБЫ ОНИ ПОКАЯЛИСЬ И ОБРАТИЛИСЬ К БОГУ, ДЕЛАЯ ДЕЛА, ДОСТОЙНЫЕ ПОКАЯНИЯ».
Покаяться - Божье повеление всем людям
Из Библии мы знаем, что Бог есть Богом, прощающим вину, преступление и грех (Исх.34:7). Мы также знаем, что Бог даёт покаяние человеку, и сам человек без этого дара покаяния не может обратиться к Богу и получить прощение грехов (2Тим.2:25).
Но Священное Писание открывает нам нечто большее. Покаяние – это не только дар Божий и милость Божья к человеку. Покаяние – это также Божье повеление, Божий приказ для всех людей, живущих на земле.
Бог является Царём всей земли. И как Царь, Он даёт повеление всем людям повсюду покаяться. Невыполнение этого приказа грозит серьёзными последствиями для каждого человека. Такой человек должен будет прийти на Божий суд, концом которого будет осуждение без всякой надежды на помилование:
Деян.17:30-31 «Итак, оставляя времена неведения, БОГ НЫНЕ ПОВЕЛЕВАЕТ ЛЮДЯМ ВСЕМ ПОВСЮДУ ПОКАЯТЬСЯ, ибо Он назначил день, в который БУДЕТ ПРАВЕДНО СУДИТЬ ВСЕЛЕННУЮ, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Рим.2:1-8 «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? НО, ПО УПОРСТВУ ТВОЕМУ И НЕРАСКАЯННОМУ СЕРДЦУ, ТЫ САМ СЕБЕ СОБИРАЕШЬ ГНЕВ НА ДЕНЬ ГНЕВА И ОТКРОВЕНИЯ ПРАВЕДНОГО СУДА ОТ БОГА, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев».
Исследуя то, что в Библии сказано о покаянии, мы можем увидеть, что покаяние – это не мгновенное переживание, а, скорее, процесс, занимающий определённое время.
Составные части истинного покаяния
1. Осознание своего состояния. «Прийти в себя»
Процесс покаяния начинается с осознания человеком своего греховного, погибшего состояния. Это происходит благодаря действию Духа Святого, который обличает человека в грехе, праведности и суде. Обычно это обличение приходит через слушание или чтение Слова Божьего:
Иоан.16:7-8 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, УТЕШИТЕЛЬ не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, И ОН, ПРИДЯ, ОБЛИЧИТ МИР О ГРЕХЕ и о правде и о суде».
2Тим.3:16 «Все ПИСАНИЕ богодухновенно и полезно для научения, ДЛЯ ОБЛИЧЕНИЯ, ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ, для наставления в праведности».
Однажды Иисус Христос рассказал людям притчу о блудном сыне. В ней на примере непослушного сына Он образно показал, как человек отошёл от Бога, к чему это его привело, и как он может возвратиться домой, к своему Небесному Отцу. Первым действием в жизни блудного сына, которое побудило его вернуться домой, было то, что он пришёл в себя. Он увидел и реально оценил своё состояние и положение, и понял, что так дальше жить нельзя, и это побудило его к дальнейшим правильным действиям:
Лук.15:11-19 «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
ПРИДЯ ЖЕ В СЕБЯ, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Когда царь Соломон молился после постройки храма Господня, он сказал такие слова, молясь о своём народе Израиле:
3Цар.8:46-50 «Когда они согрешат пред Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, ВОЙДУТ В СЕБЯ И ОБРАТЯТСЯ и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: "мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"; и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них; и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним».
Обратим внимание, что в этом тексте «приход в себя» предшествует молитве покаяния и обращению к Богу. Когда человек приходит в себя и осознаёт свое неправильное состояние – это первый шаг к покаянию и обращению к Богу.
2. Печаль ради Бога
Вторым шагом на пути к покаянию является печаль ради Бога:
2Кор.7:8-11 «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. ИБО ПЕЧАЛЬ РАДИ БОГА ПРОИЗВОДИТ НЕИЗМЕННОЕ ПОКАЯНИЕ КО СПАСЕНИЮ, А ПЕЧАЛЬ МИРСКАЯ ПРОИЗВОДИТ СМЕРТЬ. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле».
Когда человек осознал своё греховное погибшее состояние, это, естественно, должно вызвать в нём чувство печали. Но печаль бывает разная. Если человек опечалится мирской печалью, это приведёт его к смерти, а не к покаянию.
Мирская печаль сконцентрирована на себе и основана на жалости к себе и желании каким-либо образом оправдать себя и свой грех и увильнуть от ответственности за него. Обычно это приводит человека в состояние, которое сегодня называется депрессия. Депрессия в свою очередь приводит человека к разрушению его здоровья и медленному умиранию. В некоторых случаях она приводит человека к преждевременной смерти. Но что хуже всего, печаль мирская приведёт человека в состояние «второй смерти», в озеро огненное:
Откр.21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая».
Печаль ради Бога – это печаль, вызванная в человеке осознанием того, что своими грехами он оскорбил Святого Бога и принёс разрушение и повреждение в Божью вселенную, созданную совершенной. Человек, имеющий такую печаль ради Бога, не сконцентрирован на себе. Он не думает о том, как оправдать себя и избежать ответственности. Он думает о том, как восстановить правильные отношения с Богом и поправить то, что было сделано им неправильно. Он сознаёт и признаёт свой грех, принимает полную ответственность за него, и ищет примирения с Богом. Такая печаль ради Бога произведёт в человеке неизменное покаяние ко спасению.
3. Признание своей вины. Исповедание греха
Выше мы говорили о двух шагах, ведущих человека к покаянию – приход в себя (осознание своей греховности), и печаль ради Бога. Но как происходит само покаяние, в чём оно проявляется? Если мы продолжим читать притчу Иисуса о блудном сыне, то увидим, что этот сын не только пришёл в себя и решил вернуться к отцу. Он встал и пошёл к отцу и признал свой грех пред отцом:
Лук.15:20-21 «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
Итак, покаяние проявляется, во-первых, в признании или исповедании своего греха пред Богом. Исповедание может совершаться в присутствии других людей, но всегда должно быть признанием своего греха именно пред Богом. Исповедовать буквально означает соглашаться, признавать, говорить то же. Бог ожидает от согрешившего человека признания его греха, и только после такого признания (или исповедания), человек может получить очищение:
Иер.3:12-13 «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать. ПРИЗНАЙ ТОЛЬКО ВИНУ ТВОЮ: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь».
1Иоан.1:6-10 «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. ЕСЛИ ИСПОВЕДУЕМ ГРЕХИ НАШИ, ТО ОН, БУДУЧИ ВЕРЕН И ПРАВЕДЕН, ПРОСТИТ НАМ ГРЕХИ НАШИ и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
Пс.31:3-5 «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; Я СКАЗАЛ: "ИСПОВЕДАЮ ГОСПОДУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МОИ", И ТЫ СНЯЛ С МЕНЯ ВИНУ ГРЕХА МОЕГО».
Деян.19:18-20 «Многие же из уверовавших приходили, ИСПОВЕДУЯ И ОТКРЫВАЯ ДЕЛА СВОИ. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне».
Матф.3:1-6 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, ИСПОВЕДУЯ ГРЕХИ СВОИ».
Из вышеприведённого текста мы видим, что Иоанн призывал людей к покаянию, и это покаяние включало в себя исповедание грехов. А из отрывков, взятых из книг Псалтирь и Деяний, мы увидели, что исповедание означает открытие своих грехов, признание в них пред Богом. И это признание может совершаться в присутствии других людей, как было в обоих случаях. Давид исповедовал свой грех в присутствии пророка Нафана. Уверовавшие в Ефесе приходили и открывали свои дела в присутствии Апостола Павла и, возможно, в присутствии других верующих.
Исповедание было необходимой частью покаяния в Ветхом Завете, вместе с принесением жертвы за грех и возмещением ущерба тому, против которого был сделан грех (или его наследнику, или, если это невозможно, священнику):
Чис.5:5-8 «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его».
4. Прошение милости и прощения у Бога
Исповедание греха также должно сопровождаться прошением милости у Бога и прошением прощения за этот грех. В Священном Писании есть целый ряд примеров того, как люди делали это:
Пс.50:3-5 «ПОМИЛУЙ МЕНЯ, БОЖЕ, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих ИЗГЛАДЬ БЕЗЗАКОНИЯ МОИ. Многократно ОМОЙ МЕНЯ ОТ БЕЗЗАКОНИЯ МОЕГО, И ОТ ГРЕХА МОЕГО ОЧИСТИ МЕНЯ, ИБО БЕЗЗАКОНИЯ МОИ Я СОЗНАЮ, и грех мой всегда предо мною».
Лук.18:13-14 «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: БОЖЕ! БУДЬ МИЛОСТИВ КО МНЕ ГРЕШНИКУ! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
2Цар.24:10 «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: ТЯЖКО СОГРЕШИЛ Я, ПОСТУПИВ ТАК; И НЫНЕ МОЛЮ ТЕБЯ, ГОСПОДИ, ПРОСТИ ГРЕХ РАБА ТВОЕГО, ИБО КРАЙНЕ НЕРАЗУМНО ПОСТУПИЛ Я».
Пс.24:11 «Ради имени Твоего, Господи, ПРОСТИ СОГРЕШЕНИЕ МОЕ, ибо велико оно».
Пс.24:18 «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и ПРОСТИ ВСЕ ГРЕХИ МОИ».
Исх.34:8-9 «Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу] 9и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; ПРОСТИ БЕЗЗАКОНИЯ НАШИ И ГРЕХИ НАШИ и сделай нас наследием Твоим».
5. Исправление последствий греха
Следующей ступенью в процессе покаяния, после исповедания греха, есть исправление последствий греха. Мы уже немного коснулись этого в предыдущем разделе. По Закону, человек, который согрешил против другого человека, должен был возместить ему ущерб и прибавить к тому пятую часть (20% дополнительно).
В случае кражи, укравший должен был возместить вдвое, а, иногда, даже вчетверо и впятеро (Исх.22:1-9). Кроме этого, он должен был исповедать свой грех и принести жертву за него. Если кража касалась домашних животных, то законы были намного строже, чем в других случаях:
Исх.22:1 «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу».
Когда Иисус пришёл в дом мытаря Закхея, то Закхей поступил по тому же принципу. Покаявшись, он сказал, что воздаст вчетверо всем тем, кого обидел:
Лук.19:1-10 «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Итак, покаяние включает в себя исправление сделанного неправильно, то есть, возмещение ущерба. Это включает в себя возмещение не только материального, но и морального ущерба. Если, например, мы кого-либо обидели, оскорбили, обманули, оклеветали или навредили ему каким-то образом, нужно попросить прощения у этого человека, примириться с ним и постараться исправить всё то, что было сделано неправильно по отношению к нему. Если это была клевета, нужно постараться восстановить репутацию человека перед теми людьми, перед которыми мы его оклеветали.
Матф.5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
От человека, который согрешил против другого человека, ожидается, что он попросит прощения (покается) за свой поступок:
Лук.17:3-4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».
Конечно, в жизни могут возникнуть ситуации, когда ничего поправить уже невозможно никаким образом. В таких случаях нужно только надеяться на милость Божью для нашего прощения. В Библии описан один случай о разбойнике, висящем на кресте рядом с Иисусом Христом. Он попросил, чтобы Иисус вспомнил его, когда придёт в Своё царство.
Этот разбойник уже не мог ничего поправить. Он не мог никому возместить ущерб или попросить прощения у тех, кого он обидел. Он только признавал, что получил достойное по своим делам, назвал Иисуса Господом, и просил, чтобы Тот хотя бы вспомнил о нём, когда придёт в Своё царство. То есть, он признал Иисуса Царём. Этот человек получил милость и прощение. Но его случай был исключением, а не правилом. Если же у нас есть любая возможность исправить то, что было сделано неправильно, мы обязаны это сделать, чтобы получить прощение.
Лук.23:39-43 «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
6. Оставление греха
Заключительной частью покаяния является оставление греха и новая изменённая жизнь. После исповедания греха и возмещения ущерба, человек должен оставить свой грех и не повторять его. Только тогда он может надеяться на прощение и очищение своего греха:
Прит.28:13 «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто СОЗНАЕТСЯ И ОСТАВЛЯЕТ их, тот БУДЕТ ПОМИЛОВАН».
Ис.1:16-18 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; ПЕРЕСТАНЬТЕ ДЕЛАТЬ ЗЛО; НАУЧИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. ТОГДА ПРИДИТЕ - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю».
Ис.55:7 «ДА ОСТАВИТ нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и ДА ОБРАТИТСЯ К ГОСПОДУ, И ОН ПОМИЛУЕТ ЕГО, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
Только тот человек совершил достойный плод покаяния, кто исповедал Господу свои грехи, исправил, если это возможно, всё сделанное неправильно, и, оставив свои грехи, начал жить по-новому, исполняя Божию волю в своей жизни. Только такой человек может надеяться на Божью милость и прощение:
Лук.3:7-14 «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
Покаяние - Божий дар
Итак, мы рассмотрели с вами, что такое истинное покаяние. Напомним, что покаяние – это дар Божий. Именно Бог даёт людям покаяние, ведущее к прощению и жизни, но Он может Его и не дать некоторым людям, особенно тем, которые с лукавством грешат, надеясь, что потом успеют покаяться, и Бог будет обязан простить их. Бог даёт людям возможность для покаяния, и определённое время для покаяния. Если же человек не использует эту возможность и это время, данное ему для покаяния, он может больше не получить такую возможность:
Деян.11:18 «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам ДАЛ БОГ ПОКАЯНИЕ в жизнь».
2Тим.2:24-26 «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, НЕ ДАСТ ЛИ ИМ БОГ ПОКАЯНИЯ к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю».
Откр.2:20-23 «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я ДАЛ ЕЙ ВРЕМЯ ПОКАЯТЬСЯ В ЛЮБОДЕЯНИИ ЕЕ, НО ОНА НЕ ПОКАЯЛАСЬ. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И ДЕТЕЙ ЕЕ ПОРАЖУ СМЕРТЬЮ, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; И ВОЗДАМ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ПО ДЕЛАМ ВАШИМ».
Итак, Бог даёт человеку возможность покаяния, и время для покаяния. Более того, покаяние – это Божье повеление для всех людей. Бог повелевает всем людям повсюду покаяться. Те, которые не каются, собирают себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.
Процесс покаяния начинается с того, что человек, обличаемый Духом Святым и Словом Божьим, приходит в себя. Он начинает осознавать свою греховность и своё погибшее состояние. Это, в свою очередь, приводит человека к печали ради Бога. Он осознаёт, что своими грехами он оскорбил Святого Бога, принёс разрушение и повреждение в Божью вселенную, созданную совершенной. Он принимает полную ответственность за свои грехи, и хочет примирения с Богом, и исправления того, что было сделано неправильно. Такая печаль ради Бога производит в человеке неизменное покаяние ко спасению.
Само покаяние выражается в исповедании греха пред Богом, возмещении любого ущерба, причинённого этим грехом, и наконец, в оставлении греха и новой изменённой жизни. Человек, сделавший всё вышеперечисленное, совершил достойный плод покаяния, и может надеяться на Божью милость и прощение.