1. Что такое пост?
Евангелие от Матфея, четвёртая глава, и Евангелие от Луки, также четвёртая глава, говорят нам, что перед началом своего служения Иисус постился сорок дней. При конце этого поста Он был искушаем от диавола, и отразил все его искушения Словом Божиим. После этого Иисус вернулся в Галилею в силе Духа Святого. Это событие показывает нам важность поста в жизни Иисуса и также в нашей жизни. Иисус не начал своё служение без длительного периода поста. Но что же такое пост?
Пост – это воздержание от пищи и пития на некоторое время ради духовных целей. Пост – это не просто голодовка и не «очищение организма». Цели поста, прежде всего духовные, а не плотские, хотя правильный пост может иметь позитивное влияние и на тело человека.
2. Зачем нужно поститься?
Слово Божье говорит о посте, как неотъемлемой части жизни верующего человека. Естественно, у нас может возникнуть ряд вопросов: «Зачем и для чего нужно поститься? Что пост даёт нам? Какие цели достигаются посредством поста?» и т.д. Давайте посмотрим, как Библия отвечает нам на эти вопросы.
1) Во-первых, пост помогает нам смириться пред Богом.
Быть смиренными очень важно для правильных отношений с Богом, и для того, чтобы получать благодать и помощь от Бога. Пост помогает нам смириться пред Богом. Очень хорошо нам об этом говорит пример Ездры. Ездра пишет о том, как он провозгласил пост для того, чтобы смириться пред Богом:
Ездр.8:21 «И ПРОВОЗГЛАСИЛ Я ТАМ ПОСТ у реки Агавы, ЧТОБЫ СМИРИТЬСЯ нам пред лицем Бога нашего, ПРОСИТЬ У НЕГО БЛАГОПОЛУЧНОГО ПУТИ для себя и для детей наших и для всего имущества нашего».
Иак.4:6 «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
2) Во-вторых, пост духовно укрепляет нас и нашу веру.
Пост, сопровождаемый молитвою, делает нас духовно сильными. Он укрепляет нашего внутреннего духовного человека и нашу веру. Давайте посмотрим на случай из жизни Иисуса, который объясняет это для нас:
Матф.17:18-21 «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОГЛИ ИЗГНАТЬ ЕГО? ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: ПО НЕВЕРИЮ ВАШЕМУ; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; СЕЙ ЖЕ РОД ИЗГОНЯЕТСЯ ТОЛЬКО МОЛИТВОЮ И ПОСТОМ».
Мы видим, как Иисус объяснил Своим ученикам, что они не могли изгнать беса по своему неверию. После этого он добавил, что этот род (то есть этот род бесов) изгоняется только молитвою и постом. Итак, существует связь между верой, молитвой и постом. Вера укрепляется с помощью молитвы и поста. Молитва и пост делают нас способными совершать то, что мы не можем совершать без молитвы и поста.
3) В-третьих, Иисус желал, чтобы Его ученики постились.
Поститься ещё нужно и потому, что Иисус учил своих учеников, как поститься, и ожидал от них, что они будут поститься, когда Он отнимется от них (пойдёт на небо). Это значит, что Он желал, чтобы Его ученики постились. И Он хотел, чтобы они постились правильно, так, чтобы получить награду от Бога:
Матф.6:16-18 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Матф.9:14-15 «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
4) В-четвёртых, молитва и пост являются служением Богу.
Молитва и пост являются служением Богу. Если мы не знаем, как служить Богу, и какие дары у нас есть для служения в церкви, нам следует начать с молитвы и поста. Это очень важное служение. Если мы будем верны Богу в этом служении, Он может нам дать ещё какое-то служение. Давайте посмотрим на два примера того, как люди служили Богу молитвой и постом, и как Бог почтил это служение:
Лук.2:36-38 «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, ПОСТОМ И МОЛИТВОЮ СЛУЖА БОГУ день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Деян.13:1-5 «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. КОГДА ОНИ СЛУЖИЛИ ГОСПОДУ И ПОСТИЛИСЬ, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения».
Итак, молитва и пост являются частью нашего служения Господу. Из вышеприведённых примеров мы видим, как Бог почтил тех, кто молился и постился. Бог открыл Анне пророчице, служившей Богу молитвою и постом, что Мальчик, которого Иосиф и Мария принесли в храм, является Избавителем, то есть Спасителем и Мессией. Она получила об этом откровение от Бога, и удостоилась чести говорить о Нём другим людям.
Павел и Варнава были посланы совершать Апостольское служение только после периода поста и молитвы. Хотя молитва не упоминается в тексте Деяний, но там сказано, что они «служили Господу и постились». Под служением Господу подразумевалась молитва, как мы видим из примера Анны, которая служила Господу постом и молитвою.
Итак, зачем нам нужно поститься? Пост помогает нам смириться, получить благодать и помощь от Бога. Пост укрепляет нашего внутреннего духовного человека и нашу веру. Иисус учил своих учеников поститься, и ожидал от них, что они будут поститься, когда Он заберётся от них (пойдёт на небо). Пост и молитва являются важной частью нашего служения Богу.
3. Когда нужно поститься?
В Библии, в Ветхом Завете, Бог установил для Израиля только один день обязательного поста. Это был десятый день седьмого месяца, день очищения (Левит 23:23-32). Мы также знаем из Библии, что евреи во время Вавилонского плена и после него имели всеобщие посты в четвёртом, пятом, седьмом и десятом месяцах (Зах.8:19). Многие евреи имели личные посты два раза в неделю, в понедельник и четверг (Луки 8:12). Многие христиане также постились и постятся два раза в неделю – обычно в среду и пятницу. Например, раннее христианское произведение Дидахе, написанное в конце 1 в. н.э. предписывает христианам поститься именно в эти дни:
Дидахе 8:1 «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Книга Иудифь говорит нам о том, когда постилась эта праведная женщина. Мы видим, что большая часть её жизни проходила в постах:
Иудиф.8:6 «Она постилась все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева».
Новый Завет нигде не заповедует нам особых дней для постов, но мы должны сами по своему доброму желанию выбирать эти дни для себя, чтобы поститься в них. Например, о муже и жене так написано в отношении постов и молитв:
1Кор.7:5 «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
Мы также знаем из Писания, что народ Божий постился в особых случаях и ситуациях, таких как:
1) Скорбь об умерших: «И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1Цар.31:11-13).
2) Болезнь: «И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле» (2Цар.12:15-16). «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое» (Пс.34:13).
3) Опасность: «Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Пс.108:21-24).
4) Национальное бедствие: «Равно и во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих» (Есф.4:3).
5) Приближающееся бедствие: «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание» (Иоил.2:11-15).
6) Духовная борьба: «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:18-21).
7) Направление в служении: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2).
8) Рукоположение пресвитеров: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).
4. Как нужно поститься?
В Библии довольно много сказано о том, как нужно поститься. Этому вопросу посвящена большая часть 58-й главы Книги пророка Исаии:
Ис.58:3-4 «`Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?' - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте».
Ис.58:6-11 «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!' Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
Через пророка Иоиля Господь также учил Свой народ о правильном посте, говоря такие слова:
Иоил.2:12-13 «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии».
В Новом Завете Иисус Христос также даёт нам наставления, как правильно поститься, чтобы получить награду от Бога Отца:
Матф.6:16-18 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Итак, чтобы наш пост был угоден Богу, нужно исправить свою жизнь, поправить отношения с ближними, помогать бедным, и не поститься ради похвалы от людей.
5. Какие бывают посты?
Из Библии мы также знаем, что бывают разные виды постов. Есть полный пост без пищи и пития от захода солнца и до захода солнца (Лев. 23:27-32). Иногда полный пост может длиться несколько дней, обычно, три дня (Иона 3:6-9, Есфирь 4:16). Есть частичный пост: воздержание от пищи, но употребление воды, или же воздержание от одного или нескольких приёмов пищи (2Цар. 1:11-12, 2Цар. 3:33-35). Иногда при частичном посте человек может воздерживаться от определённого вида пищи (сладостей, мяса и т.д., Дан.10:2-3).
Бывают короткие посты, длящиеся от одного до нескольких дней, и особые длительные посты. Например, Моисей и Иисус Христос постились по 40 дней. Причём о Моисее сказано, что он даже не пил воды всё это время (Исх.34:28, Мт.4:2). Здесь следует также заметить, что Моисей всё это время был в особом присутствии Божием.
При длительном посте в обычных условиях обычно нельзя быть свыше 40 дней без пищи, и нельзя быть свыше 3-х дней без воды. Если человек будет свыше 3-х дней без воды, это может привести к серьёзным последствиям для его здоровья и даже к смерти. Такой пост не даст человеку желаемых результатов, и не послужит к славе Божьей.
Также, выходить из любого поста, который длится свыше 1-го дня, нужно постепенно. Сначала нужно принимать в небольших количествах жидкую и лёгкую пищу, и только после некоторого времени возвратиться к нормальному режиму питания. Если после длительного поста человек сразу начнёт кушать твёрдую, трудноперевариваемую пищу, его желудок этого не выдержит, и он может умереть. Такой пост не принесёт ни ему пользы, ни славы Богу.
Посты также бывают общие, объявленные в обществе или церкви, и личные, при которых человек сам решает, когда поститься. Личные посты следует держать, по возможности, в тайне, как учил Иисус. Тогда награда нам будет не от людей, а от Бога (Мт. 6:16-18).
Евангелие от Матфея, четвёртая глава, и Евангелие от Луки, также четвёртая глава, говорят нам, что перед началом своего служения Иисус постился сорок дней. При конце этого поста Он был искушаем от диавола, и отразил все его искушения Словом Божиим. После этого Иисус вернулся в Галилею в силе Духа Святого. Это событие показывает нам важность поста в жизни Иисуса и также в нашей жизни. Иисус не начал своё служение без длительного периода поста. Но что же такое пост?
Пост – это воздержание от пищи и пития на некоторое время ради духовных целей. Пост – это не просто голодовка и не «очищение организма». Цели поста, прежде всего духовные, а не плотские, хотя правильный пост может иметь позитивное влияние и на тело человека.
2. Зачем нужно поститься?
Слово Божье говорит о посте, как неотъемлемой части жизни верующего человека. Естественно, у нас может возникнуть ряд вопросов: «Зачем и для чего нужно поститься? Что пост даёт нам? Какие цели достигаются посредством поста?» и т.д. Давайте посмотрим, как Библия отвечает нам на эти вопросы.
1) Во-первых, пост помогает нам смириться пред Богом.
Быть смиренными очень важно для правильных отношений с Богом, и для того, чтобы получать благодать и помощь от Бога. Пост помогает нам смириться пред Богом. Очень хорошо нам об этом говорит пример Ездры. Ездра пишет о том, как он провозгласил пост для того, чтобы смириться пред Богом:
Ездр.8:21 «И ПРОВОЗГЛАСИЛ Я ТАМ ПОСТ у реки Агавы, ЧТОБЫ СМИРИТЬСЯ нам пред лицем Бога нашего, ПРОСИТЬ У НЕГО БЛАГОПОЛУЧНОГО ПУТИ для себя и для детей наших и для всего имущества нашего».
Иак.4:6 «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
2) Во-вторых, пост духовно укрепляет нас и нашу веру.
Пост, сопровождаемый молитвою, делает нас духовно сильными. Он укрепляет нашего внутреннего духовного человека и нашу веру. Давайте посмотрим на случай из жизни Иисуса, который объясняет это для нас:
Матф.17:18-21 «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОГЛИ ИЗГНАТЬ ЕГО? ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: ПО НЕВЕРИЮ ВАШЕМУ; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; СЕЙ ЖЕ РОД ИЗГОНЯЕТСЯ ТОЛЬКО МОЛИТВОЮ И ПОСТОМ».
Мы видим, как Иисус объяснил Своим ученикам, что они не могли изгнать беса по своему неверию. После этого он добавил, что этот род (то есть этот род бесов) изгоняется только молитвою и постом. Итак, существует связь между верой, молитвой и постом. Вера укрепляется с помощью молитвы и поста. Молитва и пост делают нас способными совершать то, что мы не можем совершать без молитвы и поста.
3) В-третьих, Иисус желал, чтобы Его ученики постились.
Поститься ещё нужно и потому, что Иисус учил своих учеников, как поститься, и ожидал от них, что они будут поститься, когда Он отнимется от них (пойдёт на небо). Это значит, что Он желал, чтобы Его ученики постились. И Он хотел, чтобы они постились правильно, так, чтобы получить награду от Бога:
Матф.6:16-18 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Матф.9:14-15 «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
4) В-четвёртых, молитва и пост являются служением Богу.
Молитва и пост являются служением Богу. Если мы не знаем, как служить Богу, и какие дары у нас есть для служения в церкви, нам следует начать с молитвы и поста. Это очень важное служение. Если мы будем верны Богу в этом служении, Он может нам дать ещё какое-то служение. Давайте посмотрим на два примера того, как люди служили Богу молитвой и постом, и как Бог почтил это служение:
Лук.2:36-38 «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, ПОСТОМ И МОЛИТВОЮ СЛУЖА БОГУ день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Деян.13:1-5 «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. КОГДА ОНИ СЛУЖИЛИ ГОСПОДУ И ПОСТИЛИСЬ, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения».
Итак, молитва и пост являются частью нашего служения Господу. Из вышеприведённых примеров мы видим, как Бог почтил тех, кто молился и постился. Бог открыл Анне пророчице, служившей Богу молитвою и постом, что Мальчик, которого Иосиф и Мария принесли в храм, является Избавителем, то есть Спасителем и Мессией. Она получила об этом откровение от Бога, и удостоилась чести говорить о Нём другим людям.
Павел и Варнава были посланы совершать Апостольское служение только после периода поста и молитвы. Хотя молитва не упоминается в тексте Деяний, но там сказано, что они «служили Господу и постились». Под служением Господу подразумевалась молитва, как мы видим из примера Анны, которая служила Господу постом и молитвою.
Итак, зачем нам нужно поститься? Пост помогает нам смириться, получить благодать и помощь от Бога. Пост укрепляет нашего внутреннего духовного человека и нашу веру. Иисус учил своих учеников поститься, и ожидал от них, что они будут поститься, когда Он заберётся от них (пойдёт на небо). Пост и молитва являются важной частью нашего служения Богу.
3. Когда нужно поститься?
В Библии, в Ветхом Завете, Бог установил для Израиля только один день обязательного поста. Это был десятый день седьмого месяца, день очищения (Левит 23:23-32). Мы также знаем из Библии, что евреи во время Вавилонского плена и после него имели всеобщие посты в четвёртом, пятом, седьмом и десятом месяцах (Зах.8:19). Многие евреи имели личные посты два раза в неделю, в понедельник и четверг (Луки 8:12). Многие христиане также постились и постятся два раза в неделю – обычно в среду и пятницу. Например, раннее христианское произведение Дидахе, написанное в конце 1 в. н.э. предписывает христианам поститься именно в эти дни:
Дидахе 8:1 «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Книга Иудифь говорит нам о том, когда постилась эта праведная женщина. Мы видим, что большая часть её жизни проходила в постах:
Иудиф.8:6 «Она постилась все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева».
Новый Завет нигде не заповедует нам особых дней для постов, но мы должны сами по своему доброму желанию выбирать эти дни для себя, чтобы поститься в них. Например, о муже и жене так написано в отношении постов и молитв:
1Кор.7:5 «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
Мы также знаем из Писания, что народ Божий постился в особых случаях и ситуациях, таких как:
1) Скорбь об умерших: «И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом, и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1Цар.31:11-13).
2) Болезнь: «И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле» (2Цар.12:15-16). «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое» (Пс.34:13).
3) Опасность: «Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Пс.108:21-24).
4) Национальное бедствие: «Равно и во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих» (Есф.4:3).
5) Приближающееся бедствие: «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание» (Иоил.2:11-15).
6) Духовная борьба: «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:18-21).
7) Направление в служении: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2).
8) Рукоположение пресвитеров: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).
4. Как нужно поститься?
В Библии довольно много сказано о том, как нужно поститься. Этому вопросу посвящена большая часть 58-й главы Книги пророка Исаии:
Ис.58:3-4 «`Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?' - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте».
Ис.58:6-11 «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!' Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
Через пророка Иоиля Господь также учил Свой народ о правильном посте, говоря такие слова:
Иоил.2:12-13 «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии».
В Новом Завете Иисус Христос также даёт нам наставления, как правильно поститься, чтобы получить награду от Бога Отца:
Матф.6:16-18 «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Итак, чтобы наш пост был угоден Богу, нужно исправить свою жизнь, поправить отношения с ближними, помогать бедным, и не поститься ради похвалы от людей.
5. Какие бывают посты?
Из Библии мы также знаем, что бывают разные виды постов. Есть полный пост без пищи и пития от захода солнца и до захода солнца (Лев. 23:27-32). Иногда полный пост может длиться несколько дней, обычно, три дня (Иона 3:6-9, Есфирь 4:16). Есть частичный пост: воздержание от пищи, но употребление воды, или же воздержание от одного или нескольких приёмов пищи (2Цар. 1:11-12, 2Цар. 3:33-35). Иногда при частичном посте человек может воздерживаться от определённого вида пищи (сладостей, мяса и т.д., Дан.10:2-3).
Бывают короткие посты, длящиеся от одного до нескольких дней, и особые длительные посты. Например, Моисей и Иисус Христос постились по 40 дней. Причём о Моисее сказано, что он даже не пил воды всё это время (Исх.34:28, Мт.4:2). Здесь следует также заметить, что Моисей всё это время был в особом присутствии Божием.
При длительном посте в обычных условиях обычно нельзя быть свыше 40 дней без пищи, и нельзя быть свыше 3-х дней без воды. Если человек будет свыше 3-х дней без воды, это может привести к серьёзным последствиям для его здоровья и даже к смерти. Такой пост не даст человеку желаемых результатов, и не послужит к славе Божьей.
Также, выходить из любого поста, который длится свыше 1-го дня, нужно постепенно. Сначала нужно принимать в небольших количествах жидкую и лёгкую пищу, и только после некоторого времени возвратиться к нормальному режиму питания. Если после длительного поста человек сразу начнёт кушать твёрдую, трудноперевариваемую пищу, его желудок этого не выдержит, и он может умереть. Такой пост не принесёт ни ему пользы, ни славы Богу.
Посты также бывают общие, объявленные в обществе или церкви, и личные, при которых человек сам решает, когда поститься. Личные посты следует держать, по возможности, в тайне, как учил Иисус. Тогда награда нам будет не от людей, а от Бога (Мт. 6:16-18).