Причины различия во взглядах
В этой главе мы рассмотрим несколько основных общих правил поведения учеников Иисуса Христа, которые, при следовании им, могут помочь нам всегда и во всём правильно поступать в различных ситуациях. У христиан зачастую есть разные мнения по многим вопросам веры и практической жизни настоящего ученика Иисуса Христа. Иногда эти мнения могут быть прямо противоположными. Следуя четырём правилам, которые будут рассмотрены в этой главе, христиане смогут прийти к большему единству и взаимопониманию во многих сферах, особенно касающихся практической жизни учеников Иисуса Христа. Но прежде, чем рассматривать эти правила, нужно сделать несколько важных примечаний.
Во-первых, нужно сказать, что жизнь ученика Иисуса Христа – это не просто следование набору правил или подчинение религии запретов. Живая вера в Бога и следование Иисусу Христу призваны сделать человека свободным. Свободным от греха, вредных привычек и зависимостей, эгоизма и многого другого, что порабощает человека и что не полезно для него:
1Кор.6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
1Кор.10:23 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
Гал.5:1 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
Гал.5:13 «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».
Во-вторых, разные мнения по одному и тому же вопросу существуют среди христиан по нескольким причинам:
1) Разный духовный рост и мера познания Бога,
2) Разные культуры и быт, в которых живут христиане,
3) По-разному сформированная совесть (она формируется по-разному в разных культурах и обстоятельствах).
Исходя из этих, и некоторых других причин, христиане часто расходятся во мнениях. То, что один христианин считает грехом, другой считает вполне нормальным и оправданным действием.
В-третьих, правила, общие для всех учеников Иисуса Христа, во всех культурах, действительно существуют, и эти правила установлены в Библии. Мы рассмотрим эти правила в этой главе. Следуя этим четырём правилам, мы всегда будем поступать правильно по отношению к Богу, к самому себе, и к другим людям. Следуя этим правилам, христиане могут достигнуть значительно большего взаимопонимания и единства, как уже было сказано выше.
Первое правило – «Будьте святы во всех поступках»
Самое первое правило поведения учеников Иисуса Христа относится к сфере наших отношений с Богом, и нашего хождения перед Ним. Апостол Пётр написал нам такие слова в своём Первом Послании:
1Пет.1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами БУДЬТЕ СВЯТЫ ВО ВСЕХ ПОСТУПКАХ. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Быть святым во всех своих поступках – это первое правило поведения христианина.
Почему мы должны быть святы во всех поступках? Потому что Бог, призвавший нас, является святым Богом. Чтобы иметь общение и правильные отношения с Ним, нам нужно быть святыми. Не святые поступки оскорбляют Бога, и делают наше общение с Ним невозможным. Вот как об этом говорил пророк Исаия:
Ис.65:2-4 «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - К НАРОДУ, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО ОСКОРБЛЯЕТ МЕНЯ В ЛИЦЕ, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него».
Ис.59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. НО БЕЗЗАКОНИЯ ВАШИ ПРОИЗВЕЛИ РАЗДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ ВАМИ И БОГОМ ВАШИМ, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».
Итак, мы не должны делать ничего такого, что оскорбляет Бога и Его святость, мы должны быть святы во всех поступках наших. Но откуда мы можем знать, какие поступки угодны Богу, а какие противоречат его стандартам святости? Где записаны эти Божьи стандарты святости?
Большинство из них записаны в той книге Библии, которую цитировал Апостол Пётр, призывая христиан быть святыми во всех своих поступках. Это книга Левит. Именно в ней больше всего говорится о святости, и о том, что значит быть святым. Книга Левит – это книга Божьих стандартов святости. Если мы хотим знать, какие поступки соответствуют святости, нам следует читать и изучать книгу Левит. Конечно, многие из этих стандартов святости записаны и в других книгах Библии, но книга Левит по-особому посвящена теме святости.
Если мы хотим угождать Богу и быть святыми, нам нужно читать и исследовать законы святости и жить в соответствии с ними. Напомним, что быть святым во всех своих поступках – это первое правило поведения учеников Иисуса Христа. Что значит быть святым, учит нас Библия, и, в особенности, книга Левит.
Второе правило – «Всё, что не по вере – грех»
Возможно, у нас возникнут вопросы: «А как быть насчёт всех тех поступков, о которых Библия не говорит? Можно ли делать то, о чём в Библии ничего не сказано, что Библия не запрещает и не разрешает, о чём Библия просто молчит? Как нам быть по отношению таких поступков и действий?».
Это насущные вопросы, так как Библия действительно не говорит прямо о некоторых вещах. Это ещё одна из причин, почему некоторые христиане не считают грехом то, что другие считают грехом. Итак, как нам быть в отношении всех тех поступков и действий, о которых не сказано прямо в Библии? Сама Библия отвечает нам на этот вопрос. В таких случаях мы должны руководствоваться своей совестью, и делать только то, за что она не будет судить нас:
Рим.14:22-23 «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а ВСЕ, ЧТО НЕ ПО ВЕРЕ, ГРЕХ».
Фил.2:14 «Все делайте без ропота и сомнения».
Мы должны все наши поступки и дела делать с верой, а не с сомнением. Если мы сомневаемся в правильности того или иного поступка, его не нужно делать. Если мы это сделаем, это будет не по вере, и это будет грехом для нас, хотя для другого человека это может и не быть грехом. Но напомним, что мы говорим только о таких поступках, о которых Библия ничего не говорит прямо. Если Библия что-то прямо повелевает нам делать или не делать, то мы должны просто слушаться, а не руководствоваться своим мнением или совестью в таких случаях.
Итак, второе правило поведения учеников Иисуса Христа применимо по отношению к поступкам, о которых Библия не говорит прямо. Оно звучит так: «Всё, что не по вере – грех».
В Библии есть одно важное утверждение, повторяющееся там с небольшими изменениями четыре раза, один раз в Ветхом Завете, и три раза в Новом (Авв.2:4, Рим.1:17, Гал.3:11, Евр.10:38). Оно звучит так:
Евр.10:38 «ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».
Бог не хочет, чтобы мы колебались и сомневались. Он хочет, чтобы все наши дела были сделаны с верой. Ведь всё, что не по вере – грех, и без веры невозможно быть праведным пред Богом, и невозможно угодить Богу:
Евр.11:6 «А БЕЗ ВЕРЫ УГОДИТЬ БОГУ НЕВОЗМОЖНО; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Третье правило – «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией»
Мы только что сказали, что во всех случаях, когда Библия не говорит чего-то прямо, мы должны руководствоваться своей совестью. Мы можем делать то, что основано на вере, и не вызывает у нас сомнений. Но у этого правила есть исключения. Это исключение является третьим правилом поведения учеников Иисуса Христа. Оно звучит так:
1Кор. 10:32 «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией».
Даже если в Библии что-то не запрещено, и даже если моя совесть не судит меня, я должен, прежде всего, думать о своих ближних. Не будет ли то, что я делаю или собираюсь сделать против их совести? Не будет ли это служить им к преткновению, духовному падению? Не будет ли это служить для них соблазном начать поступать против своей совести, и таким образом грешить? Ведь всё, что не по вере – грех. Если они неверующие, не послужит ли моё поведение для них препятствием к вере? Если мы являемся духовно сильными, то должны в первую очередь думать о духовном благополучии наших более слабых в вере братьев, и окружающих нас людей, а не угождать себе!
Рим.14:1-3 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».
Рим.14:14-21 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. ИТАК БУДЕМ ИСКАТЬ ТОГО, ЧТО СЛУЖИТ К МИРУ И КО ВЗАИМНОМУ НАЗИДАНИЮ. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но ХУДО ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ЕСТ НА СОБЛАЗН. ЛУЧШЕ НЕ ЕСТЬ МЯСА, НЕ ПИТЬ ВИНА И НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО ТАКОГО, ОТЧЕГО БРАТ ТВОЙ ПРЕТЫКАЕТСЯ, ИЛИ СОБЛАЗНЯЕТСЯ, ИЛИ ИЗНЕМОГАЕТ».
Рим.15:1-2 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».
Практическое применение этого принципа показано для нас в Первом Послании к Коринфянам:
1Кор.8:9-13 «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А СОГРЕШАЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОТИВ БРАТЬЕВ И УЯЗВЛЯЯ НЕМОЩНУЮ СОВЕСТЬ ИХ, ВЫ СОГРЕШАЕТЕ ПРОТИВ ХРИСТА. И ПОТОМУ, ЕСЛИ ПИЩА СОБЛАЗНЯЕТ БРАТА МОЕГО, НЕ БУДУ ЕСТЬ МЯСА ВОВЕК, ЧТОБЫ НЕ СОБЛАЗНИТЬ БРАТА МОЕГО».
1Кор.10:27-33 «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. НО ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ: ЭТО ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, - ТО НЕ ЕШЬТЕ РАДИ ТОГО, КТО ОБЪЯВИЛ ВАМ, И РАДИ СОВЕСТИ. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. СОВЕСТЬ ЖЕ РАЗУМЕЮ НЕ СВОЮ, А ДРУГОГО: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. НЕ ПОДАВАЙТЕ СОБЛАЗНА НИ ИУДЕЯМ, НИ ЕЛЛИНАМ, НИ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
Мы должны стараться не подавать соблазна ни евреям (иудеям), ни другим неверующим людям (еллинам), ни церкви Божией (верующим братьям и сёстрам). Мы должны искать их пользы и их спасения, даже если при этом нам придётся отказаться от чего-то, что Бог не запрещает, и за что наша совесть нас не судит. Мы не должны делать ничего против совести наших ближних.
Напомним, что третье правило поведения учеников Иисуса Христа звучит так: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией».
Четвёртое правило – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
Четвёртое правило поведения учеников Иисуса Христа было сказано самим Иисусом Христом, затем повторено в немного изменённом виде Его Апостолами. Его иногда называют «Золотым Правилом». Давайте сначала посмотрим, как учил Иисус, а потом, как Апостолы применяли это учение:
Матф.7:12 «ИТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ, ибо в этом закон и пророки».
Лук.6:31 «И КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ».
Позднее Апостолы повторили это правило, когда принимали решение о том, на каких основаниях уверовавшие из язычников могут стать частью Божьего народа и наследовать спасение:
Деян.15:19-20 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, И ЧТОБЫ НЕ ДЕЛАЛИ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОТЯТ СЕБЕ».
Деян.15:28-29 «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, И НЕ ДЕЛАТЬ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО СЕБЕ НЕ ХОТИТЕ. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
(Примечание: Во многих английских Библиях это последнее правило («Золотое Правило») не включено в список требований, которые Апостолы установили для язычников. Оно присутствует не во всех древних манускриптах, поэтому оно не включено во многие издания Библии. Но оно присутствует в русском Синодальном переводе, который является основным переводом Библии на русский язык).
Как мы заметили, у этого правила есть две стороны: позитивная, или сторона «делания», и негативная, или сторона «не делания». С одной стороны, мы должны поступать с другими людьми, как хотим, чтобы они поступали с нами. С другой стороны, мы не должны делать другим того, чего не хотим себе.
Существует интересная история о том, как похожее правило было сказано одним еврейским учителем, жившим незадолго до начала служения Иисуса Христа. Тогда в Израиле было два знаменитых раввина, имеющих свои школы. Одного звали Шаммай, а другого Гиллель. Один язычник пришёл к Шаммаю, и сказал ему, что он обратится в иудаизм, если Шаммай научит Его всей Торе (Закону Моисееву), пока он будет стоять на одной ноге. Шаммай, наверное, подумал, что он шутит, разозлился на него и прогнал его от себя измерительной тростью, бывшей у него в руке.
Тот человек пошёл к Гиллелю, и сказал ему те же слова. Гиллель спокойно ответил: «Что ненавистно тебе самому, не делай этого другому. В этом – вся Тора. Всё остальное – комментарии. Пойди и выучи это». Говорят, что человек, услышав этот ответ, обратился в иудаизм. Кстати, Гиллель, упоминаемый в этой истории, был дедом Гамалиила, о котором пишется в книге Деяния Апостолов.
Мы не всегда можем помнить и знать всё, что пишется в Библии. Но просто следование одному этому правилу поможет нам правильно поступать по отношению к другим людям в абсолютном большинстве жизненных ситуаций.
Причина для этих правил
Наверное, у нас возникают некоторые вопросы, связанные с этими правилами. Почему мы должны следовать этим правилам? Мы уже частично ответили на этот вопрос, говоря о первом правиле поведения учеников Иисуса Христа. Мы должны быть святы, потому что Бог свят, потому что без святости мы не можем иметь правильных отношений с Ним. Также, мы всегда должны поступать по вере, чтобы не уязвлять свою совесть. Если мы поступаем не по вере, против своей совести, то делаем грех. Мы навлекаем на себя многие духовные и эмоциональные проблемы, если поступаем против своей совести.
Но почему мы должны думать о совести другого человека, и ничего не делать против его совести? И почему мы должны поступать с другими, как хотим, чтобы они поступали с нами? Потому что эти два правила поведения учеников Иисуса Христа (третье и четвёртое), основаны на заповеди любви к ближнему (Мт. 22:36-39).
Если мы действительно любим ближнего, мы будем стараться ничего не делать против его совести. Мы будем стараться не послужить ему соблазном, мы будем искать его пользы, а не угождать себе. Если мы любим ближнего, мы будем относиться к нему так, как мы хотим, чтобы к нам относились люди. Итак, давайте напомним четыре правила поведения учеников Иисуса Христа, по которым мы должны жить, если являемся Его учениками:
В этой главе мы рассмотрим несколько основных общих правил поведения учеников Иисуса Христа, которые, при следовании им, могут помочь нам всегда и во всём правильно поступать в различных ситуациях. У христиан зачастую есть разные мнения по многим вопросам веры и практической жизни настоящего ученика Иисуса Христа. Иногда эти мнения могут быть прямо противоположными. Следуя четырём правилам, которые будут рассмотрены в этой главе, христиане смогут прийти к большему единству и взаимопониманию во многих сферах, особенно касающихся практической жизни учеников Иисуса Христа. Но прежде, чем рассматривать эти правила, нужно сделать несколько важных примечаний.
Во-первых, нужно сказать, что жизнь ученика Иисуса Христа – это не просто следование набору правил или подчинение религии запретов. Живая вера в Бога и следование Иисусу Христу призваны сделать человека свободным. Свободным от греха, вредных привычек и зависимостей, эгоизма и многого другого, что порабощает человека и что не полезно для него:
1Кор.6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
1Кор.10:23 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
Гал.5:1 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
Гал.5:13 «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».
Во-вторых, разные мнения по одному и тому же вопросу существуют среди христиан по нескольким причинам:
1) Разный духовный рост и мера познания Бога,
2) Разные культуры и быт, в которых живут христиане,
3) По-разному сформированная совесть (она формируется по-разному в разных культурах и обстоятельствах).
Исходя из этих, и некоторых других причин, христиане часто расходятся во мнениях. То, что один христианин считает грехом, другой считает вполне нормальным и оправданным действием.
В-третьих, правила, общие для всех учеников Иисуса Христа, во всех культурах, действительно существуют, и эти правила установлены в Библии. Мы рассмотрим эти правила в этой главе. Следуя этим четырём правилам, мы всегда будем поступать правильно по отношению к Богу, к самому себе, и к другим людям. Следуя этим правилам, христиане могут достигнуть значительно большего взаимопонимания и единства, как уже было сказано выше.
Первое правило – «Будьте святы во всех поступках»
Самое первое правило поведения учеников Иисуса Христа относится к сфере наших отношений с Богом, и нашего хождения перед Ним. Апостол Пётр написал нам такие слова в своём Первом Послании:
1Пет.1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами БУДЬТЕ СВЯТЫ ВО ВСЕХ ПОСТУПКАХ. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Быть святым во всех своих поступках – это первое правило поведения христианина.
Почему мы должны быть святы во всех поступках? Потому что Бог, призвавший нас, является святым Богом. Чтобы иметь общение и правильные отношения с Ним, нам нужно быть святыми. Не святые поступки оскорбляют Бога, и делают наше общение с Ним невозможным. Вот как об этом говорил пророк Исаия:
Ис.65:2-4 «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, - К НАРОДУ, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО ОСКОРБЛЯЕТ МЕНЯ В ЛИЦЕ, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него».
Ис.59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. НО БЕЗЗАКОНИЯ ВАШИ ПРОИЗВЕЛИ РАЗДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ ВАМИ И БОГОМ ВАШИМ, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».
Итак, мы не должны делать ничего такого, что оскорбляет Бога и Его святость, мы должны быть святы во всех поступках наших. Но откуда мы можем знать, какие поступки угодны Богу, а какие противоречат его стандартам святости? Где записаны эти Божьи стандарты святости?
Большинство из них записаны в той книге Библии, которую цитировал Апостол Пётр, призывая христиан быть святыми во всех своих поступках. Это книга Левит. Именно в ней больше всего говорится о святости, и о том, что значит быть святым. Книга Левит – это книга Божьих стандартов святости. Если мы хотим знать, какие поступки соответствуют святости, нам следует читать и изучать книгу Левит. Конечно, многие из этих стандартов святости записаны и в других книгах Библии, но книга Левит по-особому посвящена теме святости.
Если мы хотим угождать Богу и быть святыми, нам нужно читать и исследовать законы святости и жить в соответствии с ними. Напомним, что быть святым во всех своих поступках – это первое правило поведения учеников Иисуса Христа. Что значит быть святым, учит нас Библия, и, в особенности, книга Левит.
Второе правило – «Всё, что не по вере – грех»
Возможно, у нас возникнут вопросы: «А как быть насчёт всех тех поступков, о которых Библия не говорит? Можно ли делать то, о чём в Библии ничего не сказано, что Библия не запрещает и не разрешает, о чём Библия просто молчит? Как нам быть по отношению таких поступков и действий?».
Это насущные вопросы, так как Библия действительно не говорит прямо о некоторых вещах. Это ещё одна из причин, почему некоторые христиане не считают грехом то, что другие считают грехом. Итак, как нам быть в отношении всех тех поступков и действий, о которых не сказано прямо в Библии? Сама Библия отвечает нам на этот вопрос. В таких случаях мы должны руководствоваться своей совестью, и делать только то, за что она не будет судить нас:
Рим.14:22-23 «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а ВСЕ, ЧТО НЕ ПО ВЕРЕ, ГРЕХ».
Фил.2:14 «Все делайте без ропота и сомнения».
Мы должны все наши поступки и дела делать с верой, а не с сомнением. Если мы сомневаемся в правильности того или иного поступка, его не нужно делать. Если мы это сделаем, это будет не по вере, и это будет грехом для нас, хотя для другого человека это может и не быть грехом. Но напомним, что мы говорим только о таких поступках, о которых Библия ничего не говорит прямо. Если Библия что-то прямо повелевает нам делать или не делать, то мы должны просто слушаться, а не руководствоваться своим мнением или совестью в таких случаях.
Итак, второе правило поведения учеников Иисуса Христа применимо по отношению к поступкам, о которых Библия не говорит прямо. Оно звучит так: «Всё, что не по вере – грех».
В Библии есть одно важное утверждение, повторяющееся там с небольшими изменениями четыре раза, один раз в Ветхом Завете, и три раза в Новом (Авв.2:4, Рим.1:17, Гал.3:11, Евр.10:38). Оно звучит так:
Евр.10:38 «ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя».
Бог не хочет, чтобы мы колебались и сомневались. Он хочет, чтобы все наши дела были сделаны с верой. Ведь всё, что не по вере – грех, и без веры невозможно быть праведным пред Богом, и невозможно угодить Богу:
Евр.11:6 «А БЕЗ ВЕРЫ УГОДИТЬ БОГУ НЕВОЗМОЖНО; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Третье правило – «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией»
Мы только что сказали, что во всех случаях, когда Библия не говорит чего-то прямо, мы должны руководствоваться своей совестью. Мы можем делать то, что основано на вере, и не вызывает у нас сомнений. Но у этого правила есть исключения. Это исключение является третьим правилом поведения учеников Иисуса Христа. Оно звучит так:
1Кор. 10:32 «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией».
Даже если в Библии что-то не запрещено, и даже если моя совесть не судит меня, я должен, прежде всего, думать о своих ближних. Не будет ли то, что я делаю или собираюсь сделать против их совести? Не будет ли это служить им к преткновению, духовному падению? Не будет ли это служить для них соблазном начать поступать против своей совести, и таким образом грешить? Ведь всё, что не по вере – грех. Если они неверующие, не послужит ли моё поведение для них препятствием к вере? Если мы являемся духовно сильными, то должны в первую очередь думать о духовном благополучии наших более слабых в вере братьев, и окружающих нас людей, а не угождать себе!
Рим.14:1-3 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».
Рим.14:14-21 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. ИТАК БУДЕМ ИСКАТЬ ТОГО, ЧТО СЛУЖИТ К МИРУ И КО ВЗАИМНОМУ НАЗИДАНИЮ. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но ХУДО ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ЕСТ НА СОБЛАЗН. ЛУЧШЕ НЕ ЕСТЬ МЯСА, НЕ ПИТЬ ВИНА И НЕ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО ТАКОГО, ОТЧЕГО БРАТ ТВОЙ ПРЕТЫКАЕТСЯ, ИЛИ СОБЛАЗНЯЕТСЯ, ИЛИ ИЗНЕМОГАЕТ».
Рим.15:1-2 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».
Практическое применение этого принципа показано для нас в Первом Послании к Коринфянам:
1Кор.8:9-13 «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А СОГРЕШАЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОТИВ БРАТЬЕВ И УЯЗВЛЯЯ НЕМОЩНУЮ СОВЕСТЬ ИХ, ВЫ СОГРЕШАЕТЕ ПРОТИВ ХРИСТА. И ПОТОМУ, ЕСЛИ ПИЩА СОБЛАЗНЯЕТ БРАТА МОЕГО, НЕ БУДУ ЕСТЬ МЯСА ВОВЕК, ЧТОБЫ НЕ СОБЛАЗНИТЬ БРАТА МОЕГО».
1Кор.10:27-33 «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. НО ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ: ЭТО ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, - ТО НЕ ЕШЬТЕ РАДИ ТОГО, КТО ОБЪЯВИЛ ВАМ, И РАДИ СОВЕСТИ. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. СОВЕСТЬ ЖЕ РАЗУМЕЮ НЕ СВОЮ, А ДРУГОГО: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. НЕ ПОДАВАЙТЕ СОБЛАЗНА НИ ИУДЕЯМ, НИ ЕЛЛИНАМ, НИ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
Мы должны стараться не подавать соблазна ни евреям (иудеям), ни другим неверующим людям (еллинам), ни церкви Божией (верующим братьям и сёстрам). Мы должны искать их пользы и их спасения, даже если при этом нам придётся отказаться от чего-то, что Бог не запрещает, и за что наша совесть нас не судит. Мы не должны делать ничего против совести наших ближних.
Напомним, что третье правило поведения учеников Иисуса Христа звучит так: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией».
Четвёртое правило – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
Четвёртое правило поведения учеников Иисуса Христа было сказано самим Иисусом Христом, затем повторено в немного изменённом виде Его Апостолами. Его иногда называют «Золотым Правилом». Давайте сначала посмотрим, как учил Иисус, а потом, как Апостолы применяли это учение:
Матф.7:12 «ИТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ, ибо в этом закон и пророки».
Лук.6:31 «И КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ».
Позднее Апостолы повторили это правило, когда принимали решение о том, на каких основаниях уверовавшие из язычников могут стать частью Божьего народа и наследовать спасение:
Деян.15:19-20 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, И ЧТОБЫ НЕ ДЕЛАЛИ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОТЯТ СЕБЕ».
Деян.15:28-29 «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, И НЕ ДЕЛАТЬ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО СЕБЕ НЕ ХОТИТЕ. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
(Примечание: Во многих английских Библиях это последнее правило («Золотое Правило») не включено в список требований, которые Апостолы установили для язычников. Оно присутствует не во всех древних манускриптах, поэтому оно не включено во многие издания Библии. Но оно присутствует в русском Синодальном переводе, который является основным переводом Библии на русский язык).
Как мы заметили, у этого правила есть две стороны: позитивная, или сторона «делания», и негативная, или сторона «не делания». С одной стороны, мы должны поступать с другими людьми, как хотим, чтобы они поступали с нами. С другой стороны, мы не должны делать другим того, чего не хотим себе.
Существует интересная история о том, как похожее правило было сказано одним еврейским учителем, жившим незадолго до начала служения Иисуса Христа. Тогда в Израиле было два знаменитых раввина, имеющих свои школы. Одного звали Шаммай, а другого Гиллель. Один язычник пришёл к Шаммаю, и сказал ему, что он обратится в иудаизм, если Шаммай научит Его всей Торе (Закону Моисееву), пока он будет стоять на одной ноге. Шаммай, наверное, подумал, что он шутит, разозлился на него и прогнал его от себя измерительной тростью, бывшей у него в руке.
Тот человек пошёл к Гиллелю, и сказал ему те же слова. Гиллель спокойно ответил: «Что ненавистно тебе самому, не делай этого другому. В этом – вся Тора. Всё остальное – комментарии. Пойди и выучи это». Говорят, что человек, услышав этот ответ, обратился в иудаизм. Кстати, Гиллель, упоминаемый в этой истории, был дедом Гамалиила, о котором пишется в книге Деяния Апостолов.
Мы не всегда можем помнить и знать всё, что пишется в Библии. Но просто следование одному этому правилу поможет нам правильно поступать по отношению к другим людям в абсолютном большинстве жизненных ситуаций.
Причина для этих правил
Наверное, у нас возникают некоторые вопросы, связанные с этими правилами. Почему мы должны следовать этим правилам? Мы уже частично ответили на этот вопрос, говоря о первом правиле поведения учеников Иисуса Христа. Мы должны быть святы, потому что Бог свят, потому что без святости мы не можем иметь правильных отношений с Ним. Также, мы всегда должны поступать по вере, чтобы не уязвлять свою совесть. Если мы поступаем не по вере, против своей совести, то делаем грех. Мы навлекаем на себя многие духовные и эмоциональные проблемы, если поступаем против своей совести.
Но почему мы должны думать о совести другого человека, и ничего не делать против его совести? И почему мы должны поступать с другими, как хотим, чтобы они поступали с нами? Потому что эти два правила поведения учеников Иисуса Христа (третье и четвёртое), основаны на заповеди любви к ближнему (Мт. 22:36-39).
Если мы действительно любим ближнего, мы будем стараться ничего не делать против его совести. Мы будем стараться не послужить ему соблазном, мы будем искать его пользы, а не угождать себе. Если мы любим ближнего, мы будем относиться к нему так, как мы хотим, чтобы к нам относились люди. Итак, давайте напомним четыре правила поведения учеников Иисуса Христа, по которым мы должны жить, если являемся Его учениками:
- Первое правило – «Будьте святы во всех поступках».
- Второе правило – «Всё, что не по вере – грех».
- Третье правило – «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией».
- Четвёртое правило – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».