1. Кто может быть проповедником?
1) Братья
Священное Писание довольно ясно и не двузначно учит нас, что проповедниками в собрании могут быть не все. Каждый проповедник исполняет в большей или меньшей мере роль учителя церкви. Словом Божиим эта привилегия и ответственность поручена только братьям (1Кор.14:34-37, 1Тим.2:11-14). Тем не менее, сёстрам позволено учить неверующих или приближённых, других сестёр, и, естественно, своих (и чужих) детей (1Тим.5:9-10, Титу 2:3-5, Деян.18:26).
2) Избранные Богом
В Библии сказано, что каждый из нас получил какой-то дар для служения другим в церкви, но не у каждого один и тот же дар. Поэтому даже не каждый брат может быть проповедником или учителем церкви. Очень важно каждому узнать свой дар и делать своё дело (1Пет.4:9-11, 1Кор.12:27-30, 14:26).
Для того, чтобы быть успешным и полезным для собрания проповедником, нужно быть избранным и поставленным для этого Богом, и нужно иметь дар для этого от Бога (Ис.61:1-2, Рим.10:15, Еф.4:11, 1Тим.2:5-7, 2Тим.1:10-11).
2. Ответственность проповедника
Быть проповедником и учителем – это огромная ответственность. Если проповедник научит народ неправильно и соблазнит кого-то ко греху неверным учением – его ожидает тяжёлое наказание от Бога (Мт.18:6-7, Иак.3:1-2, 2Пет.2:1-3, 2Тим.2:15).
Но, в то же время, того, кто получил это служение от Господа и верно трудился в нём, ждёт большая награда от Господа. Людей, которые имели этот дар, но из-за лени, страха, или по другим причинам не трудились в церкви, также ждёт наказание, как и лжеучителей (Матф.25:13-30, Лк.19:12-26, Лк.12:39-48).
3. Требования к проповедникам
1) Сначала исполнять, потом учить
Мы уже увидели, насколько большой является ответственность учителей и проповедников пред Богом. Требования к учителям и проповедникам в Слове Божием тоже очень высокие. Например, есть ряд мест Писания, говорящих, что те, которые проповедуют другим должны сначала исполнять сами то, чему желают учить, а уже затем учить других (Пс.49:16-22, Матф.5:17-19, 1Тим.4:11-12).
2) Быть книжником
Следующее абсолютно необходимое требование для каждого проповедника – это «быть книжником». Возможно, кого-то удивит это. Ведь, не обличал ли Иисус книжников и фарисеев? Да, но Иисус также сказал, что он пошлёт в народ Своих пророков, мудрых людей, и книжников:
Матф.23:34 «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, И МУДРЫХ, И КНИЖНИКОВ; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город».
Матф.13:52 «Он же сказал им: поэтому всякий КНИЖНИК, НАУЧЕННЫЙ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».
Важность изучения Священного Писания
Для того, чтобы быть полезным для Божьего народа проповедником и учителем, нужно стать «книжником Иисуса». Что это значит? В первую очередь это значит, что нужно полюбить читать книги, и начать их читать. Во-первых, нужно полюбить читать Библию, и начать читать книги Библии по порядку, от Бытие до Откровения. Нужно делать это регулярно, постоянно, и по много (Кол.3:16а). Нужно перечитывать Библию как минимум раз в год, из года в год. Для этого необходимо читать по 3 главы каждый день, и раз в неделю читать 4 главы. Таким образом, мы перечитаем все канонические книги Библии за 1 год.
Невозможно быть угодным Богу проповедником, не читая регулярно Библию. Чтобы начать проповедовать, нужно сначала внимательно перечитать Библию как минимум 2-3 раза. Это поможет нам избежать заблуждений, ересей, и неправильных представлений. И это поможет нам увидеть внутреннюю взаимосвязь между многими частями Писания. Это неплохо изучать Библию по частям или по темам, но такое изучение никогда не будет достаточным и эффективным, если мы не будем хорошо знать содержание всей Библии от начала до конца, и не будем возобновлять его в нашей памяти из года в год через постоянное, последовательное чтение.
Пример Апостола Павла
Что бы мы делали, если бы мы находились в тюрьме, и знали, что нам остаётся прожить несколько месяцев, до того, как нас казнят за нашу веру в Иисуса Христа? Какие просьбы мы бы передали нашим друзьям? Апостол Павел был в таком положении, и он попросил Тимофея принести ему книги (2Тим.4:13). Вероятнее всего, это были свитки книг Священного Писания. Несмотря на то, что Павел с детства изучал Священное Писание, и знал многие его части наизусть, тем не менее, он нуждался в постоянном чтении, напоминании и изучении Писания.
Пример Тимофея
Павел также неоднократно напоминал служителю и проповеднику Тимофею о важности чтения и изучения Писания, и пребывании в Апостольском учении, как для личного спасения, так и для служения другим людям (1Тим.4:6, 4:11-16, 2Тим.1:13, 3:14-17, 4:1-5).
Духовная литература
Для того, чтобы быть хорошим и успешным проповедником, нужно научиться читать не только Библию, но и другую полезную духовную литературу. На протяжении 2000 лет христианства было много людей, внимательно изучающих Священное Писание, и записывающих свои исследования в книгах. Очень часто, нам не нужно стараться «изобретать велосипед», а просто использовать то, что Господь открыл, и чему научил других людей, для устройства, созидания, и назидания Его церкви.
Но, говоря о духовной назидательной литературе, следует сделать предупреждение. Не вся духовная литература полезна, и не всегда во всех книгах пишется полная правда. Есть книги, в которых много хорошего и полезного, но между этим может быть что-то неправильное и губительное. Поэтому, прежде, чем начать читать любую духовную литературу, следует хотя бы 2-3 раза перечитать от начала до конца всю Библию. Затем регулярно продолжать читать и исследовать Писание самостоятельно. Только таким образом, сравнивая всё, что мы читаем с Писанием, и проверяя всё по Писанию, мы сможем уберечь себя от заблуждений людей (Ис.8:19-20, Деян.17:10-12).
Аудио и видео проповеди
То, что было сказано выше о духовной литературе, касается также аудио и видео проповедей. Мы никогда не должны очень увлекаться проповедями даже самых популярных и почтенных проповедников, не прочитав перед этим Писание самостоятельно несколько раз, и не продолжая читать его регулярно. Абсолютно нельзя и недопустимо заменять личное постоянное, регулярное чтение и исследование Библии, прослушиванием или просмотром чьих-либо проповедей. Слушание чьих-то проповедей может быть дополнительным средством в изучении и исследовании Священного Писания, но оно никогда не должно стать нашим основным средством соприкосновения со Словом Божиим.
Мы живём во время, когда нет Апостолов или пророков, чей авторитет абсолютен, и не может подвергаться сомнению, как авторитет движимых Духом Божиим людей, через которых Бог дал миру своё Священное Писание. Сегодня нет и не может быть людей, чей авторитет мы должны принимать безусловно, без всякой проверки, и чьи писания или проповеди равняются Священному Писанию или могут быть внесены в него. Всякое учение и проповедь всякого без исключения проповедника и учителя мы должны внимательно проверять по Священному Писанию. Мы должны «быть верийцами». А для этого нужно самим регулярно и постоянно читать и исследовать Библию, желательно, в буквальных переводах (если мы, конечно, не знаем языков оригинала: еврейского, арамейского и греческого).
Что делать, если мы не любим читать?
Если мы не любим читать, есть два выхода: заставить себя полюбить читать, или перестать мечтать о том, чтобы быть проповедником, и найти другой труд в церкви. Хотя при этом мы всегда должны помнить, что без любви к чтению Священного Писания, и без пребывания в нём, вряд ли наше служение церкви будет плодоносным, и вряд ли наша христианская жизнь будет успешной и угодной Богу.
4. Как изучать Священное Писание?
Итак, без постоянного, последовательного изучения и чтения Библии невозможно быть эффективным, успешным, и угодным Богу проповедником, и даже угодным Богу христианином. Но, читая и изучая Библию, мы должны всегда помнить и понимать, что Библия – это не простая и не обычная книга. Она – Слово Божье. Бог есть настоящим Автором этой Книги (Деян.4:24-26, 2Пет.1:19-21, 2Тим.3:16). Поэтому подходить к чтению и изучению этой святой Книги нужно по-особому.
1) Молиться перед чтением
Во-первых, чтобы понять Библию, нужно перед чтением в смирении обращаться к Богу в молитве, чтобы Он говорил с нами через это Слово и открывал нам его настоящее значение. В 118-м Псалме записано множество молитв, которые являются примерами того, как можно молиться перед чтением. Читайте этот Псалом часто, и молитесь его молитвами. Давайте прочитаем некоторые из них:
Пс.118:18-19 «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих».
Пс.118:26-29 «Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне».
Итак, перед чтением Библии нужно обязательно молиться. Что же ещё нужно для того, чтобы извлекать для себя (и для других) пользу из чтения и изучения Священного Писания?
2) Приготовить себя к чтению Слова Божьего
Во-вторых, чтобы чтение Библии принесло нам пользу, нужно приготовить себя. Вот как об этом сказано в Посланиях Иакова и Петра:
Иак.1:21 «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».
1Пет.2:1-2 «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».
Чтобы Слово Божье принесло нам пользу и спасло наши души, а также чтобы мы могли использовать его для научения других людей, нужно отложить всякую нечистоту и всякую злобу. Нужно покаяться в них и освободиться от них.
Нечистота – это наслаждение тем, что порочно и нечисто, наслаждение блудом и развратом. Нельзя не только заниматься этим, но даже нельзя смотреть на это, читать или слушать об этом. Нечистота – это получение полового удовлетворения и/или возбуждения любым способом или средством вне законного брака. Если в нашей жизни есть нечистота, мы не сможем правильно понимать и принимать Слово Божье. Мы не только не сможем понимать и принимать Слово Божие, но также и не сможем войти в жизнь вечную (Откр.21:27, 22:15).
Злоба – это состояние гнева, раздражения, противления и непринятия по отношению к Слову Божьему, или другому человеку. Злоба по отношению к другому человеку может выражаться в коварстве, лицемерии, зависти, злословии. От этого тоже нужно избавиться перед чтением. Слово Божье нужно принимать в кротости.
Кротость – это состояние смирения, послушания, готовности верить, соглашаться и исполнять это Слово.
3) Найти спокойное тихое место для чтения
В-третьих, нужно найти спокойное место, где нас никто и ничто не будет отвлекать от молитвы, чтения и изучения Библии. Иисус Христос учил об этом так:
Матфея 6:6 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Нужно постараться, чтобы ничто не отвлекало нас от молитвы и чтения Библии. Полностью отключите телефон, попросите ваших близких не тревожить вас некоторое время. Постарайтесь сделать всё для того, чтобы услышать голос Божий, говорящий к вам со страниц Священного Писания.
4) Следовать правилам чтения Библии
В-четвёртых, когда мы читаем Библию, нужно помнить некоторые основные правила чтения и изучения Писания, и использовать их. Всё предыдущее, о чём мы говорили, не отменяет использования нашего разума при чтении. Мы не должны полностью полагаться на наш разум (Прит.3:5), но мы должны использовать его. Бог дал нам разум, чтобы понимать, размышлять и исследовать:
Пс.1:1-2 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
Если мы не будем следовать некоторым важным правилам чтения и изучения Библии, то очень скоро можем прийти к неправильным выводам и даже к серьёзным заблуждениям. Давайте рассмотрим некоторые из этих правил чтения и изучения Библии.
Некоторые правила чтения Библии.
1. Читайте каждый текст в контексте.
Для того чтобы понять какой-то стих, прочитайте то, что пишется выше и ниже его. Прочитайте целый параграф, в котором находится стих. Постарайтесь найти начало и конец мысли, частью которой является данный стих. Иногда для этого нужно прочитать не только параграф, но и целую главу или несколько глав. Если мы не читаем тексты в контексте, то можем прийти к ошибочным выводам и ложным идеям. Никогда нельзя взять один стих или часть стиха и начать объяснять его, не прочитав контекста. (Примеры: Пс.13:1, Еккл.9:2-3, 1Кор.15:18, Ев.7:18)
2. Найдите параллельные места.
Никогда нельзя взять один стих или часть стиха и начать объяснять его, не проверив параллельные места. Как проверить параллельные места? Пользуясь ссылками в Библии или Симфонией, найдите похожие стихи или описание тех же событий в других местах Библии, и сравните их с вашим текстом. Иногда параллельные места имеют дополнения и объяснения, помогающие понять текст, который мы читаем или изучаем. (Примеры: Мт.24:13-22, Мр.13:13-20, Лк.21:19-27; Еф.6:14, 1Фесс.5:8, Гал.5:6)
3. Пользуйтесь словарями.
Иногда вы можете встретить в Библии редкие, трудные для понимания слова и термины. Например, что значат слова «добродетель», «благоговение», «благоволение»? Находите определение малопонятных слов и терминов в словарях. Вы можете пользоваться Библейскими словарями, а также простыми словарями русского/английского языка. Иногда люди приходят к совершенно неверным выводам, читая Библию, только из-за того, что они не знают настоящего значения слов. Вместо пользования словарями можно также прочитать текст, который вы исследуете, в Библии на другом языке, или в другом переводе Библии на ваш язык (Старайтесь пользоваться только буквальными переводами – Синодальный, Восстановительный, Макария-Кассиана, Literal Version (LITV, KJ3), Young’s Literal Translation, Darby Translation). Иногда это проясняет значение не совсем понятных слов или текста.
4. Размышляйте над прочитанным текстом.
Первый Псалом говорит нам, что человек, который размышляет над Законом Господа, будет блажен. Как можно размышлять над Словом Божиим? Перечитывайте стих, который вы изучаете, несколько раз, делая особое ударение каждый раз на другом слове этого стиха, и уделяя время, чтобы поразмышлять о значении этого слова. Постарайтесь подумать о том, что оно значит, что оно открывает вам, какое отношение оно имеет к вам, и так далее.
5. Задавайте практические вопросы.
Один из важнейших ключей к исследованию Священного Писания состоит в том, чтобы внимательно читать текст и задавать по нему правильные вопросы. Прочитав определённый стих, параграф или главу, ещё раз внимательно проследите ваш текст, и задайте сами себе следующие вопросы:
6. Записывайте то, что вы изучили.
Всегда старайтесь записывать то, что вы изучили из данного текста Библии, или что Господь открыл вам через Своё Слово. Мы не всегда можем запомнить то, что мы изучили, или что открылось нам, или что Господь сказал нам через Священное Писание. Поэтому очень важно записывать это. Эти записи могут служить источником ободрения, утешения и наставления для нас через много лет.
Также, делайте заметки в вашей Библии: создавайте свои параллельные места, пишите краткие примечания и альтернативные переводы слов и фраз (Примеры: 1Тим.4:14, Откр.1:10). Введите систему подчёркивания текстов разными цветами по темам (важные истины, заповеди, обетования, молитвы; тексты, которыми Бог по-особому проговорил вам).
7. Немедленно начинайте исполнять то, что вы выучили.
Когда вы поразмышляли над определённым текстом, и задали вопросы по нему, постарайтесь немедленно начать исполнять то, что вы выучили, если текст относится к нашей практической христианской жизни. Если вы будете таким образом изучать Библию, молясь и готовясь перед чтением, и следуя вышеприведённым правилам, ваша жизнь чудесно преобразится!
5. Виды проповедей
Проповедование – это раскрытие и объяснение значения Библейских текстов для формирования правильного мышления и правильной, угодной Богу жизни в слушателях (2Тим.3:16). Есть два основных правильных вида проповеди: тематическая и текстуальная (или разъяснительная). Оба они важны и нужны для духовного назидания церкви. Но если всё же говорить о большей важности, то текстуальная проповедь важнее тематической.
Если в церкви звучат только тематические проповеди, то многие люди, мало читающие Писание, никогда не смогут ознакомиться со всем содержимым Библии, и со всеми темами Библии. Что-то обязательно будет упущено.
Если в церкви отдаётся предпочтение разъяснительным проповедям, и если при этом есть последовательность в изучении текстов Библии, то со временем, вся церковь ознакомится со всем содержимым Священного Писания, и также со всеми темами, затронутыми в Библии.
Хорошим примером в этом для нас является еврейская практика разделение Торы (Пятикнижия Моисея) на недельные главы. При этом каждую неделю на протяжении года прочитывается определённый текст из Пятикнижия, дополняемый соответственными текстами из пророков, с последующим объяснением и обсуждением этого текста. Таким образом, за один год община знакомится со всем текстом Торы, от начала до конца, и это происходит каждый год.
Конечно, сегодня мы владеем полной Библией, включающей также Новый Завет. Поэтому прочтение и детальное объяснение всей Библии в собрании часто невозможно за 1 год. Тем не менее, даже если это возьмёт несколько лет, такая практика принесёт больший результат знакомства общины с содержимым Писания, и основными темами Писания, чем только тематические проповеди.
Тематическая проповедь
Тематическая проповедь основана на ряде мест Писания, с последующими обобщениями и выводами. Она, как и говорит её название, обычно посвящена одной теме: вера, любовь, радость, христианская жизнь, исцеление, плод духа, духовные дары, и т.д. В Священном Писании есть десятки (если не сотни) разных тем. Тематическая проповедь посвящена раскрытию одной из них.
Для такой проповеди берётся текст или стих, который показывает важность или пользу этой темы. Затем, последовательно раскрываются разные стороны или сферы того понятия, о котором говорится, и делается практическое заключение и призыв к действию.
Разъяснительная проповедь
Разъяснительная (текстуальная) проповедь основана на одном месте Писания, с использованием других мест для дополнительной информации и объяснения данного исследуемого текста.
Подготовка разъяснительной проповеди
1. Внимательно читайте текст Библии.
2. Определите текст для исследования и проповеди:
3. Определите основную тему и главные мысли отрывка.
4. Определите значение всех терминов, фраз и сложных слов.
Внимательно обдумайте текст фраза за фразой. Будьте уверенны, что вы сами хорошо его понимаете (Еф.1:3-10).
Найдите дополнительные тексты Библии, объясняющие некоторые стихи или фразы вашего текста. (Например, Еф.6:14а – 1Пет.1:13, Ин.17:17).
5. Составьте последовательный план текста. Запишите основные пункты, и мысли текста, а также дополнительные стихи, объясняющие ваш текст.
6. Основные части проповеди
Вступление
Каждая проповедь должна иметь по меньшей мере три основных части: вступление, главную часть, заключение. Вступление приготовляет людей к слушанию вашей проповеди. При вступлении можно кратко поприветствовать людей, воздать благодарность и/или славу Богу, и попросить людей сделать то же с вами. Что же должно следовать за этим?
Самым хорошим и правильным вступлением в проповедь является прочтение Библейского текста, на котором вы будете основывать вашу проповедь. Такой пример дал нам Иисус Христос – лучший Проповедник всех времён (Лк.4:16-22).
Господь ценит Своё слово очень высоко, и Он возвеличил его очень высоко (Пс.137:2). Мы также должны возвеличивать Слово Божие, и привлекать внимание людей прежде всего к Слову Божьему. Иногда проповедники начинают проповедь с рассказов, свидетельств или хвальбы. Они возвеличивают себя и унижают Слово Божие при этом.
Иногда проповедники начинают проповедовать, и объяснять Писание, не прочитав ни одного текста из Писания. При этом к Священному Писанию могут обратиться лишь в средине своей проповеди, а иногда вообще забывают сделать это на протяжении всей своей проповеди. Это в корне неправильно. Мы должны, как было уже сказано выше, привлекать внимание людей не к себе, и не к забавным историям, а к чистому, святому Слову Божьему, и начинать с его чтения нашу проповедь.
Главная часть
В главной части проповеди необходимо постепенно раскрыть тему, на которую говорите, если это тематическая проповедь. Если же это текстуальная проповедь, то нужно последовательно объяснить текст Писания людям, и, по возможности, показать его практическое значение и применение в нашей жизни. Проповедь должна быть логически последовательная, разделённая на пункты и/или основные мысли, чтобы людям было легко запомнить её (Например, как Бог учит нас – 10 Заповедей – 10 пальцев – Прит.7:2-3).
Вы должны быть способны запомнить вашу проповедь сами, и произнести её ещё раз или несколько раз, если нужно. Если вы сами неспособны запомнить или повторить вашу проповедь, к которой вы готовились (или, не готовились???), как можно ожидать от людей, что они запомнят её, и извлекут из неё какую-либо пользу?
Заключение
Очень важно при конце проповеди сделать заключение. В заключении можно кратко повторить основные пункты или мысли вашей проповеди, и призвать людей к их практическому применению в жизни.
7. Как приготовить проповедь? Общие правила
Молиться
Перед началом подготовки к любой проповеди очень важно молиться, чтобы Бог дал вам слово, наиболее необходимое для людей в данное время, и чтобы Он дал вам способность принять и передать это слово. Иногда можно не только самому молиться, но и попросить других людей молиться о вас. Апостол Павел просил верующих в Ефесе, чтобы они молились о нём, чтобы ему дано было слово (Еф.6:18-20). Вполне вероятно, что он не только просил других молиться об этом, но и сам молился, чтобы ему дано было слово, чтобы он возвещал его с дерзновением, и чтобы он смело проповедовал как должно.
Получить слово от Бога
Молясь о слове от Бога для народа, очень важно прислушиваться к тому, что Господь скажет нам, или в наших мыслях, или через чтение текста Писания, или другим способом (Пс.84:9).
Записать основные пункты и места Писания
Если Господь дал вам тему или текст для проповеди, продолжайте молиться и размышлять об этой теме, или этом тексте Писания. Просите Бога, чтобы он направлял ваши мысли и ваш взгляд к тем текстам Писания, которые Он хочет, чтобы вы использовали в проповеди.
Молясь и размышляя о теме или тексте для проповеди, кратко записывайте ваши мысли, пункты проповеди, которую вы желаете сказать, и места Писания, которые вы будете использовать. Господь неоднократно говорил людям, чтобы они записывали то, что Он давал им. Если бы люди не записывали того слова, которое Господь давал им, у нас бы сегодня не было Библии (Исх.17:14, 34:27, Иер.30:1-2, Авв.2:2).
Продолжать молиться и размышлять
Записав основные пункты, мысли и места Писания, которые вы собираетесь использовать в проповеди, продолжайте молиться о том, чтобы Бог помог вам правильно это передать, чтобы Он наполнил ваши уста нужными словами, когда вы будете говорить эту проповедь. Продолжайте размышлять о вашей теме или тексте, избранном для проповеди (Пс.1:1-3, Пс.80:11, Ис.50:4-5).
8. Как использовать для изучения тексты оригинала?
Пользуйтесь подстрочными переводами
Для того, чтобы быть успешным и эффективным проповедником, а также правильно и точно понимать некоторые места Писания, нужно иногда использовать тексты оригиналов. Самый простой и доступный способ использования языков оригинала для изучения, если мы не владеем языками оригинала – это использование подстрочных переводов. Наиболее рекомендуемые:
1. "Новый Завет на греческом с подстрочным переводом на русский". Если Вы знакомы с английским языком, то очень рекомендуемой является следующая Библия:
2. "Interlinear Bible. Hebrew, Greek, English" (J.P. Green), один том (меньший шрифт), или 4 тома (больший шрифт).
Пользуйтесь еврейскими и греческими словарями
Кроме использования текстов оригинала, нужно также пользоваться словарями и симфониями еврейского и греческого языков. Хорошие словари раскрывают истинное глубинное происхождение и значение слов. Хорошие симфонии показывают в каких местах Писания, и в каком контексте использовано то или иное слово, что также углубляет понимание. Наиболее рекомендуемый словарь с симфонией, если Вы знакомы с английским языком: “The New Strong’s Expanded Exhaustive Concordance of the Bible” (With the Best of Vine’s Dictionary).
Заключение
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: ПРОПОВЕДУЙ СЛОВО, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». (2Тим.4:1-5)
1) Братья
Священное Писание довольно ясно и не двузначно учит нас, что проповедниками в собрании могут быть не все. Каждый проповедник исполняет в большей или меньшей мере роль учителя церкви. Словом Божиим эта привилегия и ответственность поручена только братьям (1Кор.14:34-37, 1Тим.2:11-14). Тем не менее, сёстрам позволено учить неверующих или приближённых, других сестёр, и, естественно, своих (и чужих) детей (1Тим.5:9-10, Титу 2:3-5, Деян.18:26).
2) Избранные Богом
В Библии сказано, что каждый из нас получил какой-то дар для служения другим в церкви, но не у каждого один и тот же дар. Поэтому даже не каждый брат может быть проповедником или учителем церкви. Очень важно каждому узнать свой дар и делать своё дело (1Пет.4:9-11, 1Кор.12:27-30, 14:26).
Для того, чтобы быть успешным и полезным для собрания проповедником, нужно быть избранным и поставленным для этого Богом, и нужно иметь дар для этого от Бога (Ис.61:1-2, Рим.10:15, Еф.4:11, 1Тим.2:5-7, 2Тим.1:10-11).
2. Ответственность проповедника
Быть проповедником и учителем – это огромная ответственность. Если проповедник научит народ неправильно и соблазнит кого-то ко греху неверным учением – его ожидает тяжёлое наказание от Бога (Мт.18:6-7, Иак.3:1-2, 2Пет.2:1-3, 2Тим.2:15).
Но, в то же время, того, кто получил это служение от Господа и верно трудился в нём, ждёт большая награда от Господа. Людей, которые имели этот дар, но из-за лени, страха, или по другим причинам не трудились в церкви, также ждёт наказание, как и лжеучителей (Матф.25:13-30, Лк.19:12-26, Лк.12:39-48).
3. Требования к проповедникам
1) Сначала исполнять, потом учить
Мы уже увидели, насколько большой является ответственность учителей и проповедников пред Богом. Требования к учителям и проповедникам в Слове Божием тоже очень высокие. Например, есть ряд мест Писания, говорящих, что те, которые проповедуют другим должны сначала исполнять сами то, чему желают учить, а уже затем учить других (Пс.49:16-22, Матф.5:17-19, 1Тим.4:11-12).
2) Быть книжником
Следующее абсолютно необходимое требование для каждого проповедника – это «быть книжником». Возможно, кого-то удивит это. Ведь, не обличал ли Иисус книжников и фарисеев? Да, но Иисус также сказал, что он пошлёт в народ Своих пророков, мудрых людей, и книжников:
Матф.23:34 «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, И МУДРЫХ, И КНИЖНИКОВ; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город».
Матф.13:52 «Он же сказал им: поэтому всякий КНИЖНИК, НАУЧЕННЫЙ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».
Важность изучения Священного Писания
Для того, чтобы быть полезным для Божьего народа проповедником и учителем, нужно стать «книжником Иисуса». Что это значит? В первую очередь это значит, что нужно полюбить читать книги, и начать их читать. Во-первых, нужно полюбить читать Библию, и начать читать книги Библии по порядку, от Бытие до Откровения. Нужно делать это регулярно, постоянно, и по много (Кол.3:16а). Нужно перечитывать Библию как минимум раз в год, из года в год. Для этого необходимо читать по 3 главы каждый день, и раз в неделю читать 4 главы. Таким образом, мы перечитаем все канонические книги Библии за 1 год.
Невозможно быть угодным Богу проповедником, не читая регулярно Библию. Чтобы начать проповедовать, нужно сначала внимательно перечитать Библию как минимум 2-3 раза. Это поможет нам избежать заблуждений, ересей, и неправильных представлений. И это поможет нам увидеть внутреннюю взаимосвязь между многими частями Писания. Это неплохо изучать Библию по частям или по темам, но такое изучение никогда не будет достаточным и эффективным, если мы не будем хорошо знать содержание всей Библии от начала до конца, и не будем возобновлять его в нашей памяти из года в год через постоянное, последовательное чтение.
Пример Апостола Павла
Что бы мы делали, если бы мы находились в тюрьме, и знали, что нам остаётся прожить несколько месяцев, до того, как нас казнят за нашу веру в Иисуса Христа? Какие просьбы мы бы передали нашим друзьям? Апостол Павел был в таком положении, и он попросил Тимофея принести ему книги (2Тим.4:13). Вероятнее всего, это были свитки книг Священного Писания. Несмотря на то, что Павел с детства изучал Священное Писание, и знал многие его части наизусть, тем не менее, он нуждался в постоянном чтении, напоминании и изучении Писания.
Пример Тимофея
Павел также неоднократно напоминал служителю и проповеднику Тимофею о важности чтения и изучения Писания, и пребывании в Апостольском учении, как для личного спасения, так и для служения другим людям (1Тим.4:6, 4:11-16, 2Тим.1:13, 3:14-17, 4:1-5).
Духовная литература
Для того, чтобы быть хорошим и успешным проповедником, нужно научиться читать не только Библию, но и другую полезную духовную литературу. На протяжении 2000 лет христианства было много людей, внимательно изучающих Священное Писание, и записывающих свои исследования в книгах. Очень часто, нам не нужно стараться «изобретать велосипед», а просто использовать то, что Господь открыл, и чему научил других людей, для устройства, созидания, и назидания Его церкви.
Но, говоря о духовной назидательной литературе, следует сделать предупреждение. Не вся духовная литература полезна, и не всегда во всех книгах пишется полная правда. Есть книги, в которых много хорошего и полезного, но между этим может быть что-то неправильное и губительное. Поэтому, прежде, чем начать читать любую духовную литературу, следует хотя бы 2-3 раза перечитать от начала до конца всю Библию. Затем регулярно продолжать читать и исследовать Писание самостоятельно. Только таким образом, сравнивая всё, что мы читаем с Писанием, и проверяя всё по Писанию, мы сможем уберечь себя от заблуждений людей (Ис.8:19-20, Деян.17:10-12).
Аудио и видео проповеди
То, что было сказано выше о духовной литературе, касается также аудио и видео проповедей. Мы никогда не должны очень увлекаться проповедями даже самых популярных и почтенных проповедников, не прочитав перед этим Писание самостоятельно несколько раз, и не продолжая читать его регулярно. Абсолютно нельзя и недопустимо заменять личное постоянное, регулярное чтение и исследование Библии, прослушиванием или просмотром чьих-либо проповедей. Слушание чьих-то проповедей может быть дополнительным средством в изучении и исследовании Священного Писания, но оно никогда не должно стать нашим основным средством соприкосновения со Словом Божиим.
Мы живём во время, когда нет Апостолов или пророков, чей авторитет абсолютен, и не может подвергаться сомнению, как авторитет движимых Духом Божиим людей, через которых Бог дал миру своё Священное Писание. Сегодня нет и не может быть людей, чей авторитет мы должны принимать безусловно, без всякой проверки, и чьи писания или проповеди равняются Священному Писанию или могут быть внесены в него. Всякое учение и проповедь всякого без исключения проповедника и учителя мы должны внимательно проверять по Священному Писанию. Мы должны «быть верийцами». А для этого нужно самим регулярно и постоянно читать и исследовать Библию, желательно, в буквальных переводах (если мы, конечно, не знаем языков оригинала: еврейского, арамейского и греческого).
Что делать, если мы не любим читать?
Если мы не любим читать, есть два выхода: заставить себя полюбить читать, или перестать мечтать о том, чтобы быть проповедником, и найти другой труд в церкви. Хотя при этом мы всегда должны помнить, что без любви к чтению Священного Писания, и без пребывания в нём, вряд ли наше служение церкви будет плодоносным, и вряд ли наша христианская жизнь будет успешной и угодной Богу.
4. Как изучать Священное Писание?
Итак, без постоянного, последовательного изучения и чтения Библии невозможно быть эффективным, успешным, и угодным Богу проповедником, и даже угодным Богу христианином. Но, читая и изучая Библию, мы должны всегда помнить и понимать, что Библия – это не простая и не обычная книга. Она – Слово Божье. Бог есть настоящим Автором этой Книги (Деян.4:24-26, 2Пет.1:19-21, 2Тим.3:16). Поэтому подходить к чтению и изучению этой святой Книги нужно по-особому.
1) Молиться перед чтением
Во-первых, чтобы понять Библию, нужно перед чтением в смирении обращаться к Богу в молитве, чтобы Он говорил с нами через это Слово и открывал нам его настоящее значение. В 118-м Псалме записано множество молитв, которые являются примерами того, как можно молиться перед чтением. Читайте этот Псалом часто, и молитесь его молитвами. Давайте прочитаем некоторые из них:
Пс.118:18-19 «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих».
Пс.118:26-29 «Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне».
Итак, перед чтением Библии нужно обязательно молиться. Что же ещё нужно для того, чтобы извлекать для себя (и для других) пользу из чтения и изучения Священного Писания?
2) Приготовить себя к чтению Слова Божьего
Во-вторых, чтобы чтение Библии принесло нам пользу, нужно приготовить себя. Вот как об этом сказано в Посланиях Иакова и Петра:
Иак.1:21 «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».
1Пет.2:1-2 «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».
Чтобы Слово Божье принесло нам пользу и спасло наши души, а также чтобы мы могли использовать его для научения других людей, нужно отложить всякую нечистоту и всякую злобу. Нужно покаяться в них и освободиться от них.
Нечистота – это наслаждение тем, что порочно и нечисто, наслаждение блудом и развратом. Нельзя не только заниматься этим, но даже нельзя смотреть на это, читать или слушать об этом. Нечистота – это получение полового удовлетворения и/или возбуждения любым способом или средством вне законного брака. Если в нашей жизни есть нечистота, мы не сможем правильно понимать и принимать Слово Божье. Мы не только не сможем понимать и принимать Слово Божие, но также и не сможем войти в жизнь вечную (Откр.21:27, 22:15).
Злоба – это состояние гнева, раздражения, противления и непринятия по отношению к Слову Божьему, или другому человеку. Злоба по отношению к другому человеку может выражаться в коварстве, лицемерии, зависти, злословии. От этого тоже нужно избавиться перед чтением. Слово Божье нужно принимать в кротости.
Кротость – это состояние смирения, послушания, готовности верить, соглашаться и исполнять это Слово.
3) Найти спокойное тихое место для чтения
В-третьих, нужно найти спокойное место, где нас никто и ничто не будет отвлекать от молитвы, чтения и изучения Библии. Иисус Христос учил об этом так:
Матфея 6:6 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Нужно постараться, чтобы ничто не отвлекало нас от молитвы и чтения Библии. Полностью отключите телефон, попросите ваших близких не тревожить вас некоторое время. Постарайтесь сделать всё для того, чтобы услышать голос Божий, говорящий к вам со страниц Священного Писания.
4) Следовать правилам чтения Библии
В-четвёртых, когда мы читаем Библию, нужно помнить некоторые основные правила чтения и изучения Писания, и использовать их. Всё предыдущее, о чём мы говорили, не отменяет использования нашего разума при чтении. Мы не должны полностью полагаться на наш разум (Прит.3:5), но мы должны использовать его. Бог дал нам разум, чтобы понимать, размышлять и исследовать:
Пс.1:1-2 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
Если мы не будем следовать некоторым важным правилам чтения и изучения Библии, то очень скоро можем прийти к неправильным выводам и даже к серьёзным заблуждениям. Давайте рассмотрим некоторые из этих правил чтения и изучения Библии.
Некоторые правила чтения Библии.
1. Читайте каждый текст в контексте.
Для того чтобы понять какой-то стих, прочитайте то, что пишется выше и ниже его. Прочитайте целый параграф, в котором находится стих. Постарайтесь найти начало и конец мысли, частью которой является данный стих. Иногда для этого нужно прочитать не только параграф, но и целую главу или несколько глав. Если мы не читаем тексты в контексте, то можем прийти к ошибочным выводам и ложным идеям. Никогда нельзя взять один стих или часть стиха и начать объяснять его, не прочитав контекста. (Примеры: Пс.13:1, Еккл.9:2-3, 1Кор.15:18, Ев.7:18)
2. Найдите параллельные места.
Никогда нельзя взять один стих или часть стиха и начать объяснять его, не проверив параллельные места. Как проверить параллельные места? Пользуясь ссылками в Библии или Симфонией, найдите похожие стихи или описание тех же событий в других местах Библии, и сравните их с вашим текстом. Иногда параллельные места имеют дополнения и объяснения, помогающие понять текст, который мы читаем или изучаем. (Примеры: Мт.24:13-22, Мр.13:13-20, Лк.21:19-27; Еф.6:14, 1Фесс.5:8, Гал.5:6)
3. Пользуйтесь словарями.
Иногда вы можете встретить в Библии редкие, трудные для понимания слова и термины. Например, что значат слова «добродетель», «благоговение», «благоволение»? Находите определение малопонятных слов и терминов в словарях. Вы можете пользоваться Библейскими словарями, а также простыми словарями русского/английского языка. Иногда люди приходят к совершенно неверным выводам, читая Библию, только из-за того, что они не знают настоящего значения слов. Вместо пользования словарями можно также прочитать текст, который вы исследуете, в Библии на другом языке, или в другом переводе Библии на ваш язык (Старайтесь пользоваться только буквальными переводами – Синодальный, Восстановительный, Макария-Кассиана, Literal Version (LITV, KJ3), Young’s Literal Translation, Darby Translation). Иногда это проясняет значение не совсем понятных слов или текста.
4. Размышляйте над прочитанным текстом.
Первый Псалом говорит нам, что человек, который размышляет над Законом Господа, будет блажен. Как можно размышлять над Словом Божиим? Перечитывайте стих, который вы изучаете, несколько раз, делая особое ударение каждый раз на другом слове этого стиха, и уделяя время, чтобы поразмышлять о значении этого слова. Постарайтесь подумать о том, что оно значит, что оно открывает вам, какое отношение оно имеет к вам, и так далее.
5. Задавайте практические вопросы.
Один из важнейших ключей к исследованию Священного Писания состоит в том, чтобы внимательно читать текст и задавать по нему правильные вопросы. Прочитав определённый стих, параграф или главу, ещё раз внимательно проследите ваш текст, и задайте сами себе следующие вопросы:
- Есть ли в этом тексте какая-то истина, которую мне важно знать?
- Есть ли здесь заповедь, которую мне нужно исполнять?
- Упоминает ли этот текст о каком-либо грехе, в котором мне нужно покаяться?
- Дан ли в этом тексте пример, которому мне нужно (или не нужно) последовать?
- Содержит ли это текст Божье обетование для меня?
- Записана ли здесь молитва, которой я могу молиться?
- Сказано ли здесь о чём-то, за что я могу поблагодарить или прославить Бога?
6. Записывайте то, что вы изучили.
Всегда старайтесь записывать то, что вы изучили из данного текста Библии, или что Господь открыл вам через Своё Слово. Мы не всегда можем запомнить то, что мы изучили, или что открылось нам, или что Господь сказал нам через Священное Писание. Поэтому очень важно записывать это. Эти записи могут служить источником ободрения, утешения и наставления для нас через много лет.
Также, делайте заметки в вашей Библии: создавайте свои параллельные места, пишите краткие примечания и альтернативные переводы слов и фраз (Примеры: 1Тим.4:14, Откр.1:10). Введите систему подчёркивания текстов разными цветами по темам (важные истины, заповеди, обетования, молитвы; тексты, которыми Бог по-особому проговорил вам).
7. Немедленно начинайте исполнять то, что вы выучили.
Когда вы поразмышляли над определённым текстом, и задали вопросы по нему, постарайтесь немедленно начать исполнять то, что вы выучили, если текст относится к нашей практической христианской жизни. Если вы будете таким образом изучать Библию, молясь и готовясь перед чтением, и следуя вышеприведённым правилам, ваша жизнь чудесно преобразится!
5. Виды проповедей
Проповедование – это раскрытие и объяснение значения Библейских текстов для формирования правильного мышления и правильной, угодной Богу жизни в слушателях (2Тим.3:16). Есть два основных правильных вида проповеди: тематическая и текстуальная (или разъяснительная). Оба они важны и нужны для духовного назидания церкви. Но если всё же говорить о большей важности, то текстуальная проповедь важнее тематической.
Если в церкви звучат только тематические проповеди, то многие люди, мало читающие Писание, никогда не смогут ознакомиться со всем содержимым Библии, и со всеми темами Библии. Что-то обязательно будет упущено.
Если в церкви отдаётся предпочтение разъяснительным проповедям, и если при этом есть последовательность в изучении текстов Библии, то со временем, вся церковь ознакомится со всем содержимым Священного Писания, и также со всеми темами, затронутыми в Библии.
Хорошим примером в этом для нас является еврейская практика разделение Торы (Пятикнижия Моисея) на недельные главы. При этом каждую неделю на протяжении года прочитывается определённый текст из Пятикнижия, дополняемый соответственными текстами из пророков, с последующим объяснением и обсуждением этого текста. Таким образом, за один год община знакомится со всем текстом Торы, от начала до конца, и это происходит каждый год.
Конечно, сегодня мы владеем полной Библией, включающей также Новый Завет. Поэтому прочтение и детальное объяснение всей Библии в собрании часто невозможно за 1 год. Тем не менее, даже если это возьмёт несколько лет, такая практика принесёт больший результат знакомства общины с содержимым Писания, и основными темами Писания, чем только тематические проповеди.
Тематическая проповедь
Тематическая проповедь основана на ряде мест Писания, с последующими обобщениями и выводами. Она, как и говорит её название, обычно посвящена одной теме: вера, любовь, радость, христианская жизнь, исцеление, плод духа, духовные дары, и т.д. В Священном Писании есть десятки (если не сотни) разных тем. Тематическая проповедь посвящена раскрытию одной из них.
Для такой проповеди берётся текст или стих, который показывает важность или пользу этой темы. Затем, последовательно раскрываются разные стороны или сферы того понятия, о котором говорится, и делается практическое заключение и призыв к действию.
Разъяснительная проповедь
Разъяснительная (текстуальная) проповедь основана на одном месте Писания, с использованием других мест для дополнительной информации и объяснения данного исследуемого текста.
Подготовка разъяснительной проповеди
1. Внимательно читайте текст Библии.
2. Определите текст для исследования и проповеди:
- В Законе – определённый закон, постановление, предупреждение, обряд, или заповеди, находящиеся в одной группе, и связанные между собой (Числа 6:1-21, 6:22-27).
- В повествованиях – определённая история, часть истории, или эпизод (Быт.39:7-20).
- В поэзии – один псалом, песня, молитва, речь (Пс.22).
- В книгах премудрости – стих или группа стихов, имеющих одну и ту же мысль (Пр.3:13-26, 5:1-14, 31:10-31).
- В пророчествах – одно пророчество (одна тема, или одно направление – Ис.1:10-20, 3:16-25, 20:1-6).
- В Евангелиях – одна история, или поучение, имеющее одну тему (Мт.1:18-25, 5:31-32).
- В притчах Иисуса Христа – одна притча, и её объяснение (если оно есть – Мт.13:3-9, 18-23).
- В Посланиях Апостолов – один параграф или абзац, содержащий одну главную мысль (1Кор.11:3-16, 11:23-32).
- В Откровении – одно видение (Откр.13:1-10, 13:11-18).
3. Определите основную тему и главные мысли отрывка.
4. Определите значение всех терминов, фраз и сложных слов.
Внимательно обдумайте текст фраза за фразой. Будьте уверенны, что вы сами хорошо его понимаете (Еф.1:3-10).
Найдите дополнительные тексты Библии, объясняющие некоторые стихи или фразы вашего текста. (Например, Еф.6:14а – 1Пет.1:13, Ин.17:17).
5. Составьте последовательный план текста. Запишите основные пункты, и мысли текста, а также дополнительные стихи, объясняющие ваш текст.
6. Основные части проповеди
Вступление
Каждая проповедь должна иметь по меньшей мере три основных части: вступление, главную часть, заключение. Вступление приготовляет людей к слушанию вашей проповеди. При вступлении можно кратко поприветствовать людей, воздать благодарность и/или славу Богу, и попросить людей сделать то же с вами. Что же должно следовать за этим?
Самым хорошим и правильным вступлением в проповедь является прочтение Библейского текста, на котором вы будете основывать вашу проповедь. Такой пример дал нам Иисус Христос – лучший Проповедник всех времён (Лк.4:16-22).
Господь ценит Своё слово очень высоко, и Он возвеличил его очень высоко (Пс.137:2). Мы также должны возвеличивать Слово Божие, и привлекать внимание людей прежде всего к Слову Божьему. Иногда проповедники начинают проповедь с рассказов, свидетельств или хвальбы. Они возвеличивают себя и унижают Слово Божие при этом.
Иногда проповедники начинают проповедовать, и объяснять Писание, не прочитав ни одного текста из Писания. При этом к Священному Писанию могут обратиться лишь в средине своей проповеди, а иногда вообще забывают сделать это на протяжении всей своей проповеди. Это в корне неправильно. Мы должны, как было уже сказано выше, привлекать внимание людей не к себе, и не к забавным историям, а к чистому, святому Слову Божьему, и начинать с его чтения нашу проповедь.
Главная часть
В главной части проповеди необходимо постепенно раскрыть тему, на которую говорите, если это тематическая проповедь. Если же это текстуальная проповедь, то нужно последовательно объяснить текст Писания людям, и, по возможности, показать его практическое значение и применение в нашей жизни. Проповедь должна быть логически последовательная, разделённая на пункты и/или основные мысли, чтобы людям было легко запомнить её (Например, как Бог учит нас – 10 Заповедей – 10 пальцев – Прит.7:2-3).
Вы должны быть способны запомнить вашу проповедь сами, и произнести её ещё раз или несколько раз, если нужно. Если вы сами неспособны запомнить или повторить вашу проповедь, к которой вы готовились (или, не готовились???), как можно ожидать от людей, что они запомнят её, и извлекут из неё какую-либо пользу?
Заключение
Очень важно при конце проповеди сделать заключение. В заключении можно кратко повторить основные пункты или мысли вашей проповеди, и призвать людей к их практическому применению в жизни.
7. Как приготовить проповедь? Общие правила
Молиться
Перед началом подготовки к любой проповеди очень важно молиться, чтобы Бог дал вам слово, наиболее необходимое для людей в данное время, и чтобы Он дал вам способность принять и передать это слово. Иногда можно не только самому молиться, но и попросить других людей молиться о вас. Апостол Павел просил верующих в Ефесе, чтобы они молились о нём, чтобы ему дано было слово (Еф.6:18-20). Вполне вероятно, что он не только просил других молиться об этом, но и сам молился, чтобы ему дано было слово, чтобы он возвещал его с дерзновением, и чтобы он смело проповедовал как должно.
Получить слово от Бога
Молясь о слове от Бога для народа, очень важно прислушиваться к тому, что Господь скажет нам, или в наших мыслях, или через чтение текста Писания, или другим способом (Пс.84:9).
Записать основные пункты и места Писания
Если Господь дал вам тему или текст для проповеди, продолжайте молиться и размышлять об этой теме, или этом тексте Писания. Просите Бога, чтобы он направлял ваши мысли и ваш взгляд к тем текстам Писания, которые Он хочет, чтобы вы использовали в проповеди.
Молясь и размышляя о теме или тексте для проповеди, кратко записывайте ваши мысли, пункты проповеди, которую вы желаете сказать, и места Писания, которые вы будете использовать. Господь неоднократно говорил людям, чтобы они записывали то, что Он давал им. Если бы люди не записывали того слова, которое Господь давал им, у нас бы сегодня не было Библии (Исх.17:14, 34:27, Иер.30:1-2, Авв.2:2).
Продолжать молиться и размышлять
Записав основные пункты, мысли и места Писания, которые вы собираетесь использовать в проповеди, продолжайте молиться о том, чтобы Бог помог вам правильно это передать, чтобы Он наполнил ваши уста нужными словами, когда вы будете говорить эту проповедь. Продолжайте размышлять о вашей теме или тексте, избранном для проповеди (Пс.1:1-3, Пс.80:11, Ис.50:4-5).
8. Как использовать для изучения тексты оригинала?
Пользуйтесь подстрочными переводами
Для того, чтобы быть успешным и эффективным проповедником, а также правильно и точно понимать некоторые места Писания, нужно иногда использовать тексты оригиналов. Самый простой и доступный способ использования языков оригинала для изучения, если мы не владеем языками оригинала – это использование подстрочных переводов. Наиболее рекомендуемые:
1. "Новый Завет на греческом с подстрочным переводом на русский". Если Вы знакомы с английским языком, то очень рекомендуемой является следующая Библия:
2. "Interlinear Bible. Hebrew, Greek, English" (J.P. Green), один том (меньший шрифт), или 4 тома (больший шрифт).
Пользуйтесь еврейскими и греческими словарями
Кроме использования текстов оригинала, нужно также пользоваться словарями и симфониями еврейского и греческого языков. Хорошие словари раскрывают истинное глубинное происхождение и значение слов. Хорошие симфонии показывают в каких местах Писания, и в каком контексте использовано то или иное слово, что также углубляет понимание. Наиболее рекомендуемый словарь с симфонией, если Вы знакомы с английским языком: “The New Strong’s Expanded Exhaustive Concordance of the Bible” (With the Best of Vine’s Dictionary).
Заключение
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: ПРОПОВЕДУЙ СЛОВО, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». (2Тим.4:1-5)