Один из начатков учения Христова
В начале 6-й главы Послания к Евреям нам дано перечисление того, что называется начатки учения Христова. Это основы Христианского учения. Это то, что каждый верующий человек должен хорошо выучить и знать с самого начала своего христианского пути. Более того, первые из них, такие, как обращение от мёртвых дел, вера в Бога, крещения, он должен не только знать, но и пережить на практике. Но это ещё не все начатки учения Христова. Существует ещё несколько из них, которые нам нужно будет рассмотреть. Давайте посмотрим в этот текст, и увидим, что ещё автор Послания к Евреям включил в основы или начатки христианского учения:
Евр.6:1-2 «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном».
Из этого отрывка мы видим, что после учения о крещениях идёт учение о возложении рук. Почему оно настолько важное и основополагающее? Давайте мы рассмотрим, чему Священное Писание учит нас о возложении рук. Это поможет нам понять его большую важность в жизни церкви и её отдельных членов. Но сначала нам нужно объяснить, что такое возложение рук.
Возложение рук – это действие, при котором один человек возлагает свои руки на другого человека с определенной духовной целью. В основном руки возлагаются на голову человека, но иногда могут возлагаться и на другие части тела (например, на больное место при молитве об исцелении). Это действие возложения рук обычно сопровождается молитвой, а в некоторых случаях и помазанием елеем. Иногда ему предшествует пророчество. Также, в некоторых случаях, оно сопровождается не только самой молитвой, но молитвой с постом.
Возложение рук происходит с тремя основными целями. Через него может передаваться исцеление, духовное благословение или власть тому, на кого возлагаются руки. Или же через возложение рук подтверждается, что тот, на кого возлагаются руки, уже получил от Бога благословение или власть. И, наконец, через возложение рук люди всенародно посвящаются и благословляются для особого задания или служения. Иногда, все эти три цели достигаются вместе через одно возложение рук. О возложении рук говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете.
1. Получение дара Духа Святого
В большинстве случаев, описанных в книге Деяния Апостолов, получение верующими дара Духа Святого происходило через возложение рук:
Деян.8:14-17 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».
Мы можем увидеть, что в данном отрывке сначала говорится о молитве, затем о возложении рук. Возложение рук обычно сопровождалось молитвой. Давайте рассмотрим ещё несколько примеров того, как люди получали дар Духа Святого через возложение рук:
Деян.9:10-12 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и ВОЗЛОЖИВШЕГО НА НЕГО РУКУ, ЧТОБЫ ОН ПРОЗРЕЛ».
Деян.9:17 «Анания пошел и вошел в дом и, ВОЗЛОЖИВ НА НЕГО РУКИ, СКАЗАЛ: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, ЧТОБЫ ТЫ ПРОЗРЕЛ И ИСПОЛНИЛСЯ СВЯТОГО ДУХА».
Деян.19:5-6 «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, КОГДА ПАВЕЛ ВОЗЛОЖИЛ НА НИХ РУКИ, НИСШЕЛ НА НИХ ДУХ СВЯТЫЙ, и они стали говорить иными языками и пророчествовать».
2. Получение духовных даров
Возложение рук использовалось в церкви первого века не только для получения дара Духа Святого, но и для получения даров, нужных для служения. Обычно такому возложению рук предшествовало пророчество, через которое Бог говорил, какой дар он желает дать тому или иному человеку. Возлагали руки на человека для получения этого дара Апостолы и пресвитеры:
1Тим.1:18 «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе ПРОРОЧЕСТВАМИ, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин».
1Тим.4:14 «Не неради о пребывающем в тебе ДАРОВАНИИ, которое дано тебе ПО ПРОРОЧЕСТВУ С ВОЗЛОЖЕНИЕМ РУК СВЯЩЕНСТВА».
В греческом подлиннике вышеприведённого текста используется фраза «с возложением рук пресвитерства (старейшинства)», вместо фразы «с возложением рук священства». Во Втором Послании к Тимофею Павел напоминает Тимофею, что тот получил этот дар через его рукоположение. Вероятно, Павел возлагал руки на Тимофея вместе с пресвитерами той поместной церкви, в которой находился Тимофей:
2Тим.1:6 «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение».
3. Рукоположение на служения
Через возложение рук люди поставляются на определённое служение в народе Божьем. Например, в Ветхом Завете описано, как Иисус Навин был поставлен на служение руководителя народа Божьего вместо Моисея. Это произошло через возложение рук:
Чис.27:15-20 «И сказал Моисей Господу, говоря: да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря. И сказал Господь Моисею: ВОЗЬМИ СЕБЕ ИИСУСА, СЫНА НАВИНА, человека, в котором есть Дух, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО РУКУ ТВОЮ, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, И ДАЙ ЕМУ НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕД ГЛАЗАМИ ИХ, И ДАЙ ЕМУ ОТ СЛАВЫ ТВОЕЙ, ЧТОБЫ СЛУШАЛО ЕГО ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ».
Результат этого возложения рук Моисеем на Иисуса, сына Навина, описан в книге Второзаконие:
Втор.34:9 «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею».
Из Нового Завета мы знаем, что управление поместной церковью в первом веке нашей эры совершалось двумя уровнями служителей – пресвитерами и диаконами. Слово пресвитер означает старший. Оно относилось к людям, которые начальствовали в церкви, были старшими по положению. Пресвитеры также назывались епископами. Слово епископ означает блюститель, тот, кто наблюдает, хранит и заботится о людях.
Ещё пресвитеры назывались пастырями, то есть пастухами, но это слово используется в Новом Завете по отношению к пресвитерам весьма редко, всего один раз в греческом подлиннике (Еф.4:11). В Новом Завете все три слова (пресвитер, епископ, пастырь) относились к одному и тому же человеку и одному и тому же служению:
Фил.1:1-2 «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, С ЕПИСКОПАМИ И ДИАКОНАМИ: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».
Деян.20:16-17 «Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал ПРЕСВИТЕРОВ церкви».
Павел призвал к себе в Милит пресвитеров эфесской церкви. А теперь давайте посмотрим, какими словами он обращается к ним:
Деян.20:28 «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас БЛЮСТИТЕЛЯМИ, ПАСТИ Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».
Апостол Павел назвал этих пресвитеров блюстителями, то есть епископами по-гречески. И он сказал, что Дух Святой поставил их пасти церковь, то есть, исполнять труд пастырей или пастухов в церкви. Ещё один текст, который показывает, что слова пресвитер и епископ относились к одному и тому же человеку, и служению, записан в Послании к Титу:
Тит.1:5-7 «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо ЕПИСКОП должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец».
Во втором веке нашей эры, после смерти апостолов, епископами стали называться люди, начальствующие и имеющие попечение над рядом церквей в какой-либо местности. Фактически, они в определённом смысле старались исполнять то служение, которое раньше исполняли апостолы. Звание пресвитер сохранялось за пастырями поместных церквей.
Из Нового Завета мы знаем, что пресвитеры занимались руководством церковью, пастырским попечением о людях и учением, диаконы были помощниками пресвитеров. Они заботились в основном о материальных нуждах церкви. Из Писания мы также видим, что, как на служение пресвитеров, так и на служение диаконов, люди поставлялись с возложением рук и молитвой. При рукоположении пресвитеров молитва обычно сопровождалась постом:
1Тим.5:17 «Достойно НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ ПРЕСВИТЕРАМ должно оказывать сугубую честь, особенно тем, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ».
Деян.6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: НЕХОРОШО НАМ, ОСТАВИВ СЛОВО БОЖИЕ, ПЕЩИСЬ О СТОЛАХ. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, А МЫ ПОСТОЯННО ПРЕБУДЕМ В МОЛИТВЕ И СЛУЖЕНИИ СЛОВА. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; ИХ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД АПОСТОЛАМИ, И СИИ, ПОМОЛИВШИСЬ, ВОЗЛОЖИЛИ НА НИХ РУКИ».
Хотя слово диакон нигде не упоминается в вышеприведённом тексте, но из самого контекста мы знаем, что эти семь человек были рукоположены именно на служение диаконов. Фраза «пещись о столах», используемая в тексте, содержит слово «диаконейн» в греческом языке. Оно имеет один корень со словом «диакон». Это слово переведено на русский язык словом «пещись», и его буквальное значение – прислуживать или служить (при столе).
Первоначальной задачей диаконов в Иерусалимской церкви была забота о кормлении и материальном обеспечении пожилых вдов. Они покупали еду и всё необходимое для вдов и распределяли это между ними. Деньги для этого брались из добровольных пожертвований для церкви. Кстати, подобное делалось не только в Иерусалиме, но и в других церквах. Апостол Павел давал наставления Тимофею относительно того, о каких вдовах следует заботиться таким образом.
Деян.4:33-35 «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
1Тим.5:3-11 «Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. ВДОВИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗБИРАЕМА НЕ МЕНЕЕ, КАК ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ, БЫВШАЯ ЖЕНОЮ ОДНОГО МУЖА, ИЗВЕСТНАЯ ПО ДОБРЫМ ДЕЛАМ, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак».
Итак, мы коротко рассмотрели, как и для каких целей рукополагались диакона, а сейчас, давайте посмотрим, как Писание говорит о рукоположении пресвитеров:
Деян.14:21-23 «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. РУКОПОЛОЖИВ ЖЕ ИМ ПРЕСВИТЕРОВ К КАЖДОЙ ЦЕРКВИ, ОНИ ПОМОЛИЛИСЬ С ПОСТОМ И ПРЕДАЛИ ИХ ГОСПОДУ, в Которого уверовали».
Возложение рук при поставлении на служение пресвитера или диакона даёт человеку, кроме обязанностей, определённую власть и права. Если на служение будет рукоположен человек, не соответствующий требованиям Священного Писания, он может принести много духовного ущерба Божьему народу, и сделать немало проблем. Поэтому Павел советовал Тимофею рук ни на кого не возлагать поспешно, и не делаться участником в чужих грехах. Если человек был рукоположен поспешно, без тщательной проверки его соответствия на это служение, и без испытательного срока, и потом начал неправильно поступать и злоупотреблять своим положением, рукоположивший его становится косвенным участников в его грехах:
1Тим.5:22 «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым».
1Тим.3:1-13 «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но ЕПИСКОП должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗ НОВООБРАЩЕННЫХ, ЧТОБЫ НЕ ВОЗГОРДИЛСЯ и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. ДИАКОНЫ также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И ТАКИХ НАДОБНО ПРЕЖДЕ ИСПЫТЫВАТЬ, ПОТОМ, ЕСЛИ БЕСПОРОЧНЫ, ДОПУСКАТЬ ДО СЛУЖЕНИЯ».
4. Благословение на проповедь Евангелия
Книга Деяния Апостолов учит нас, что, когда люди посылались на проповедь Евангелия, это также сопровождалось возложением рук с молитвой и постом. Избирал и посылал людей на проповедь Господь. Сначала Он открывал это тем людям, кого Он избирал для этого труда. Потом Бог открывал Свою волю церкви через пророчество. Начальствующие в церкви братья возлагали на посылаемых руки с молитвой и постом. Тем самым они подтверждали Божье избрание, и призывали Божье благословение на них и их труд. Через возложение рук они передавали посылаемых Божьей благодати.
Давайте прочитаем, как Павел из Тар%
В начале 6-й главы Послания к Евреям нам дано перечисление того, что называется начатки учения Христова. Это основы Христианского учения. Это то, что каждый верующий человек должен хорошо выучить и знать с самого начала своего христианского пути. Более того, первые из них, такие, как обращение от мёртвых дел, вера в Бога, крещения, он должен не только знать, но и пережить на практике. Но это ещё не все начатки учения Христова. Существует ещё несколько из них, которые нам нужно будет рассмотреть. Давайте посмотрим в этот текст, и увидим, что ещё автор Послания к Евреям включил в основы или начатки христианского учения:
Евр.6:1-2 «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном».
Из этого отрывка мы видим, что после учения о крещениях идёт учение о возложении рук. Почему оно настолько важное и основополагающее? Давайте мы рассмотрим, чему Священное Писание учит нас о возложении рук. Это поможет нам понять его большую важность в жизни церкви и её отдельных членов. Но сначала нам нужно объяснить, что такое возложение рук.
Возложение рук – это действие, при котором один человек возлагает свои руки на другого человека с определенной духовной целью. В основном руки возлагаются на голову человека, но иногда могут возлагаться и на другие части тела (например, на больное место при молитве об исцелении). Это действие возложения рук обычно сопровождается молитвой, а в некоторых случаях и помазанием елеем. Иногда ему предшествует пророчество. Также, в некоторых случаях, оно сопровождается не только самой молитвой, но молитвой с постом.
Возложение рук происходит с тремя основными целями. Через него может передаваться исцеление, духовное благословение или власть тому, на кого возлагаются руки. Или же через возложение рук подтверждается, что тот, на кого возлагаются руки, уже получил от Бога благословение или власть. И, наконец, через возложение рук люди всенародно посвящаются и благословляются для особого задания или служения. Иногда, все эти три цели достигаются вместе через одно возложение рук. О возложении рук говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете.
1. Получение дара Духа Святого
В большинстве случаев, описанных в книге Деяния Апостолов, получение верующими дара Духа Святого происходило через возложение рук:
Деян.8:14-17 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».
Мы можем увидеть, что в данном отрывке сначала говорится о молитве, затем о возложении рук. Возложение рук обычно сопровождалось молитвой. Давайте рассмотрим ещё несколько примеров того, как люди получали дар Духа Святого через возложение рук:
Деян.9:10-12 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и ВОЗЛОЖИВШЕГО НА НЕГО РУКУ, ЧТОБЫ ОН ПРОЗРЕЛ».
Деян.9:17 «Анания пошел и вошел в дом и, ВОЗЛОЖИВ НА НЕГО РУКИ, СКАЗАЛ: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, ЧТОБЫ ТЫ ПРОЗРЕЛ И ИСПОЛНИЛСЯ СВЯТОГО ДУХА».
Деян.19:5-6 «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, КОГДА ПАВЕЛ ВОЗЛОЖИЛ НА НИХ РУКИ, НИСШЕЛ НА НИХ ДУХ СВЯТЫЙ, и они стали говорить иными языками и пророчествовать».
2. Получение духовных даров
Возложение рук использовалось в церкви первого века не только для получения дара Духа Святого, но и для получения даров, нужных для служения. Обычно такому возложению рук предшествовало пророчество, через которое Бог говорил, какой дар он желает дать тому или иному человеку. Возлагали руки на человека для получения этого дара Апостолы и пресвитеры:
1Тим.1:18 «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе ПРОРОЧЕСТВАМИ, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин».
1Тим.4:14 «Не неради о пребывающем в тебе ДАРОВАНИИ, которое дано тебе ПО ПРОРОЧЕСТВУ С ВОЗЛОЖЕНИЕМ РУК СВЯЩЕНСТВА».
В греческом подлиннике вышеприведённого текста используется фраза «с возложением рук пресвитерства (старейшинства)», вместо фразы «с возложением рук священства». Во Втором Послании к Тимофею Павел напоминает Тимофею, что тот получил этот дар через его рукоположение. Вероятно, Павел возлагал руки на Тимофея вместе с пресвитерами той поместной церкви, в которой находился Тимофей:
2Тим.1:6 «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение».
3. Рукоположение на служения
Через возложение рук люди поставляются на определённое служение в народе Божьем. Например, в Ветхом Завете описано, как Иисус Навин был поставлен на служение руководителя народа Божьего вместо Моисея. Это произошло через возложение рук:
Чис.27:15-20 «И сказал Моисей Господу, говоря: да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря. И сказал Господь Моисею: ВОЗЬМИ СЕБЕ ИИСУСА, СЫНА НАВИНА, человека, в котором есть Дух, И ВОЗЛОЖИ НА НЕГО РУКУ ТВОЮ, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, И ДАЙ ЕМУ НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕД ГЛАЗАМИ ИХ, И ДАЙ ЕМУ ОТ СЛАВЫ ТВОЕЙ, ЧТОБЫ СЛУШАЛО ЕГО ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ».
Результат этого возложения рук Моисеем на Иисуса, сына Навина, описан в книге Второзаконие:
Втор.34:9 «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею».
Из Нового Завета мы знаем, что управление поместной церковью в первом веке нашей эры совершалось двумя уровнями служителей – пресвитерами и диаконами. Слово пресвитер означает старший. Оно относилось к людям, которые начальствовали в церкви, были старшими по положению. Пресвитеры также назывались епископами. Слово епископ означает блюститель, тот, кто наблюдает, хранит и заботится о людях.
Ещё пресвитеры назывались пастырями, то есть пастухами, но это слово используется в Новом Завете по отношению к пресвитерам весьма редко, всего один раз в греческом подлиннике (Еф.4:11). В Новом Завете все три слова (пресвитер, епископ, пастырь) относились к одному и тому же человеку и одному и тому же служению:
Фил.1:1-2 «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, С ЕПИСКОПАМИ И ДИАКОНАМИ: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».
Деян.20:16-17 «Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал ПРЕСВИТЕРОВ церкви».
Павел призвал к себе в Милит пресвитеров эфесской церкви. А теперь давайте посмотрим, какими словами он обращается к ним:
Деян.20:28 «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас БЛЮСТИТЕЛЯМИ, ПАСТИ Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».
Апостол Павел назвал этих пресвитеров блюстителями, то есть епископами по-гречески. И он сказал, что Дух Святой поставил их пасти церковь, то есть, исполнять труд пастырей или пастухов в церкви. Ещё один текст, который показывает, что слова пресвитер и епископ относились к одному и тому же человеку, и служению, записан в Послании к Титу:
Тит.1:5-7 «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам ПРЕСВИТЕРОВ, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо ЕПИСКОП должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец».
Во втором веке нашей эры, после смерти апостолов, епископами стали называться люди, начальствующие и имеющие попечение над рядом церквей в какой-либо местности. Фактически, они в определённом смысле старались исполнять то служение, которое раньше исполняли апостолы. Звание пресвитер сохранялось за пастырями поместных церквей.
Из Нового Завета мы знаем, что пресвитеры занимались руководством церковью, пастырским попечением о людях и учением, диаконы были помощниками пресвитеров. Они заботились в основном о материальных нуждах церкви. Из Писания мы также видим, что, как на служение пресвитеров, так и на служение диаконов, люди поставлялись с возложением рук и молитвой. При рукоположении пресвитеров молитва обычно сопровождалась постом:
1Тим.5:17 «Достойно НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ ПРЕСВИТЕРАМ должно оказывать сугубую честь, особенно тем, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ».
Деян.6:1-6 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: НЕХОРОШО НАМ, ОСТАВИВ СЛОВО БОЖИЕ, ПЕЩИСЬ О СТОЛАХ. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, А МЫ ПОСТОЯННО ПРЕБУДЕМ В МОЛИТВЕ И СЛУЖЕНИИ СЛОВА. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; ИХ ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД АПОСТОЛАМИ, И СИИ, ПОМОЛИВШИСЬ, ВОЗЛОЖИЛИ НА НИХ РУКИ».
Хотя слово диакон нигде не упоминается в вышеприведённом тексте, но из самого контекста мы знаем, что эти семь человек были рукоположены именно на служение диаконов. Фраза «пещись о столах», используемая в тексте, содержит слово «диаконейн» в греческом языке. Оно имеет один корень со словом «диакон». Это слово переведено на русский язык словом «пещись», и его буквальное значение – прислуживать или служить (при столе).
Первоначальной задачей диаконов в Иерусалимской церкви была забота о кормлении и материальном обеспечении пожилых вдов. Они покупали еду и всё необходимое для вдов и распределяли это между ними. Деньги для этого брались из добровольных пожертвований для церкви. Кстати, подобное делалось не только в Иерусалиме, но и в других церквах. Апостол Павел давал наставления Тимофею относительно того, о каких вдовах следует заботиться таким образом.
Деян.4:33-35 «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
1Тим.5:3-11 «Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. ВДОВИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗБИРАЕМА НЕ МЕНЕЕ, КАК ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ, БЫВШАЯ ЖЕНОЮ ОДНОГО МУЖА, ИЗВЕСТНАЯ ПО ДОБРЫМ ДЕЛАМ, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак».
Итак, мы коротко рассмотрели, как и для каких целей рукополагались диакона, а сейчас, давайте посмотрим, как Писание говорит о рукоположении пресвитеров:
Деян.14:21-23 «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. РУКОПОЛОЖИВ ЖЕ ИМ ПРЕСВИТЕРОВ К КАЖДОЙ ЦЕРКВИ, ОНИ ПОМОЛИЛИСЬ С ПОСТОМ И ПРЕДАЛИ ИХ ГОСПОДУ, в Которого уверовали».
Возложение рук при поставлении на служение пресвитера или диакона даёт человеку, кроме обязанностей, определённую власть и права. Если на служение будет рукоположен человек, не соответствующий требованиям Священного Писания, он может принести много духовного ущерба Божьему народу, и сделать немало проблем. Поэтому Павел советовал Тимофею рук ни на кого не возлагать поспешно, и не делаться участником в чужих грехах. Если человек был рукоположен поспешно, без тщательной проверки его соответствия на это служение, и без испытательного срока, и потом начал неправильно поступать и злоупотреблять своим положением, рукоположивший его становится косвенным участников в его грехах:
1Тим.5:22 «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым».
1Тим.3:1-13 «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но ЕПИСКОП должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗ НОВООБРАЩЕННЫХ, ЧТОБЫ НЕ ВОЗГОРДИЛСЯ и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. ДИАКОНЫ также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И ТАКИХ НАДОБНО ПРЕЖДЕ ИСПЫТЫВАТЬ, ПОТОМ, ЕСЛИ БЕСПОРОЧНЫ, ДОПУСКАТЬ ДО СЛУЖЕНИЯ».
4. Благословение на проповедь Евангелия
Книга Деяния Апостолов учит нас, что, когда люди посылались на проповедь Евангелия, это также сопровождалось возложением рук с молитвой и постом. Избирал и посылал людей на проповедь Господь. Сначала Он открывал это тем людям, кого Он избирал для этого труда. Потом Бог открывал Свою волю церкви через пророчество. Начальствующие в церкви братья возлагали на посылаемых руки с молитвой и постом. Тем самым они подтверждали Божье избрание, и призывали Божье благословение на них и их труд. Через возложение рук они передавали посылаемых Божьей благодати.
Давайте прочитаем, как Павел из Тар%