Зачем нужен был Закон?
Об Аврааме, который жил задолго до дарования Закона на Синае, Бог сказал такие слова, обращаясь к его сыну Исааку:
Быт.26:4-5 «Умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои».
Итак, не имея написанного Закона Моисеева, не имея скрижалей с Десятью Заповедями, Авраам знал и соблюдал Божьи повеления (по-евр. «мицвот», то есть заповеди), уставы и законы. Не имея книги Закона Божьего, он был праведником:
Рим.4:9-11 «Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность».
Естественно, у нас возникает вопрос: «Если люди могли быть праведными и без Закона, дарованного на Синае, зачем Бог даровал этот Закон Израилю?» Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос на страницах Священного Писания. Апостол Павел задал такой же вопрос в Послании к Галатам, и сам же на него и ответил:
Гал.3:19 «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника».
Закон был дан по причине преступлений. Как это понять? Давайте рассмотрим этот вопрос более детально и углублённо. Первые пять пунктов будут относиться именно к этой цели дарования Закона: «по причине преступлений». Остальные пять пунктов являются следующими целями, с которыми дан Закон.
1. Первая причина – дать определение тому, что такое грех
Первая цель, с которой дан Закон на Синае – это дать чёткое, конкретное записанное определение тому, что такое грех и беззаконие. Об этом писали Апостол Павел и Апостол Иоанн:
Рим.5:13 «Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона».
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
2. Вторая причина – показать людям реальность и силу греха
Закон был такж дан, чтобы показать и раскрыть людям реальность и силу греха.
Рим.7:22-25 «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха».
3. Третья причина – показать людям их неспособность спасти самих себя
Показать людям их неспособность достичь праведности от Бога своими усилиями, и спасти самих себя.
Рим.3:19-24 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
4. Четвёртая причина – ограничивать и наказывать преступления
Следующая причина, по которой был дан Закон через Моисея - это ограничивать и наказывать преступления.
Втор.19:16-21 «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; И ПРОЧИЕ УСЛЫШАТ, И УБОЯТСЯ, И НЕ СТАНУТ ВПРЕДЬ ДЕЛАТЬ ТАКОЕ ЗЛО СРЕДИ ТЕБЯ; да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».
Втор.21:18-21 «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; И [ТАК] ИСТРЕБИ ЗЛО ИЗ СРЕДЫ СЕБЯ, И ВСЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ УСЛЫШАТ И УБОЯТСЯ».
Через систему физических наказаний, предписанных в Законе, и через страх наказания, Бог сохранял Израиля от полного развращения и ассимиляции среди язычников. Это подводит нас к следующей цели, с которой дан Закон.
5. Пятая причина – сохранить народ, в котором мог бы родиться Спаситель Христос
Сохранить нацию, в которой мог бы родиться Спаситель Христос. Благодаря страху физического наказания за нарушение заповедей, и обильным наставлениям в праведности, которыми Израиль владел, благодаря Закону, он был сохранён как народ, в котором мог быть рождён и принят Спаситель Христос (Мессия).
Несмотря на то, что никто не мог оправдаться делами Закона и достичь совершенной праведности пред Богом, в Израиле были праведные люди, которые любили Бога и старались служить Ему. Иисус Христос не мог родиться в языческом народе или языческой семье, где поклонялись идолам и жили безнравственно. Если бы Он родился в такой семье и слушался родителей, Ему нужно было бы стать идолопоклонником.
Но Бог создал народ Израиля, отделил его от всех других народов, и, благодаря Закону, сохранил его от растворения в язычестве, которое характеризовалось развратом и идолопоклонством. Поэтому Божий Сын Иисус Христос родился в семье праведных людей, и был с радостью принят праведными людьми:
Матф.1:18-21 «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. ИОСИФ ЖЕ МУЖ ЕЕ, БУДУЧИ ПРАВЕДЕН и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Лук.1:5-6 «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. ОБА ОНИ БЫЛИ ПРАВЕДНЫ ПРЕД БОГОМ, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно».
Лук.2:25-26 «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. ОН БЫЛ МУЖ ПРАВЕДНЫЙ И БЛАГОЧЕСТИВЫЙ, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
6. Шестая причина – дать пример народа, управляемого справедливыми законами
Следующая цель, с которой был дан Закон – это дать человечеству пример народа, управляемого справедливыми законами. Израиль должен был быть царством священников и народом святым. Его обязанностью было учить другие народы как служить Богу и исполнять Его волю. Израиль должен был показать другим народам пример, что значит жить под властью Бога и жить по Его законам:
Исх.19:5-6 «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».
Втор.4:5-8 «Вот, Я НАУЧИЛ ВАС ПОСТАНОВЛЕНИЯМ И ЗАКОНАМ, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; ИТАК ХРАНИТЕ И ИСПОЛНЯЙТЕ ИХ, ИБО В ЭТОМ МУДРОСТЬ ВАША И РАЗУМ ВАШ ПРЕД ГЛАЗАМИ НАРОДОВ, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И ЕСТЬ ЛИ КАКОЙ ВЕЛИКИЙ НАРОД, У КОТОРОГО БЫЛИ БЫ ТАКИЕ СПРАВЕДЛИВЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?»
3Цар.10:4-9 «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: ВЕРНО ТО, ЧТО Я СЛЫШАЛА В ЗЕМЛЕ СВОЕЙ О ДЕЛАХ ТВОИХ И О МУДРОСТИ ТВОЕЙ; НО Я НЕ ВЕРИЛА СЛОВАМ, ДОКОЛЕ НЕ ПРИШЛА, И НЕ УВИДЕЛИ ГЛАЗА МОИ: И ВОТ, МНЕ И В ПОЛОВИНУ НЕ СКАЗАНО; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! ГОСПОДЬ, ПО ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ СВОЕЙ К ИЗРАИЛЮ, ПОСТАВИЛ ТЕБЯ ЦАРЕМ, ТВОРИТЬ СУД И ПРАВДУ».
7. Седьмая причина – предсказать о Христе и указать на Него
Предсказать о Спасителе Иисусе Христе и указать на Него. Одним из важнейших назначений Закона было предсказать о жизни, смерти, воскресении и служении Иисуса Христа. Закон также много предсказывал об искуплении и спасении, которое совершит Иисус Христос:
Лук.24:44 «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, НАПИСАННОМУ О МНЕ В ЗАКОНЕ МОИСЕЕВОМ и в пророках и псалмах».
Иоан.5:46 «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Закон Божий, данный через Моисея, предсказывал об Иисусе Христе несколькими способами, описанными ниже:
8. Восьмая причина – дать начатки знания о Боге
Дать людям основные начатки знания о Боге. Раскрыть людям Творца и Его святость, праведность, справедливость, праведные требования к людям, Его любовь и совершенство, которые мы можем увидеть через Его заповеди:
Неем.9:12-17 «В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном - ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им. И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, И ДАЛ ИМ СУДЫ СПРАВЕДЛИВЫЕ, ЗАКОНЫ ВЕРНЫЕ, УСТАВЫ И ЗАПОВЕДИ ДОБРЫЕ. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея. И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты, подняв руку Твою, [клялся] дать им. Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. НО ТЫ БОГ, ЛЮБЯЩИЙ ПРОЩАТЬ, БЛАГИЙ И МИЛОСЕРДЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ И МНОГОМИЛОСТИВЫЙ, И ТЫ НЕ ОСТАВИЛ ИХ».
9. Девятая причина – привести нас к Иисусу Христу
Привести нас к Иисусу Христу и оправданию по вере в Него:
Гал.3:21-25 «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя».
Детоводитель – это перевод греческого слова «пайдогогос», от которого происходит русское слово «педагог». Но в древнегреческом языке оно не означало педагог или учитель. Оно означало наставник, воспитатель, приставленный к ребенку слуга, провожавший его в школу и обратно и следивший за его поведением. Он наставлял ребёнка в правильном поведении, и имел право воспитывать и наказывать его. Он мог дать ребёнку элементарные начатки знания, но он не был учителем в полном смысле этого слова. Он приводил ребёнка к учителю. Закон исполнял эту роль детоводителя для Израиля через все вышеперечисленные цели, с которыми он был дан, и которые мы рассмотрели. При правильном понимании и использовании Закона, он приводит человека к Иисусу Христу, по вере в Которого мы получаем оправдание.
10. Десятая причина – служить источником размышления и духовного роста
Служить постоянным источником для размышления и духовного роста, а также для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности:
Иис.Нав.1:8 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Пс.1:1-3 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДА ВОЛЯ ЕГО, И О ЗАКОНЕ ЕГО РАЗМЫШЛЯЕТ ОН ДЕНЬ И НОЧЬ! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет».
2Тим.3:15-17 «Притом же ты из детства знаешь СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Об Аврааме, который жил задолго до дарования Закона на Синае, Бог сказал такие слова, обращаясь к его сыну Исааку:
Быт.26:4-5 «Умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои».
Итак, не имея написанного Закона Моисеева, не имея скрижалей с Десятью Заповедями, Авраам знал и соблюдал Божьи повеления (по-евр. «мицвот», то есть заповеди), уставы и законы. Не имея книги Закона Божьего, он был праведником:
Рим.4:9-11 «Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность».
Естественно, у нас возникает вопрос: «Если люди могли быть праведными и без Закона, дарованного на Синае, зачем Бог даровал этот Закон Израилю?» Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос на страницах Священного Писания. Апостол Павел задал такой же вопрос в Послании к Галатам, и сам же на него и ответил:
Гал.3:19 «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника».
Закон был дан по причине преступлений. Как это понять? Давайте рассмотрим этот вопрос более детально и углублённо. Первые пять пунктов будут относиться именно к этой цели дарования Закона: «по причине преступлений». Остальные пять пунктов являются следующими целями, с которыми дан Закон.
1. Первая причина – дать определение тому, что такое грех
Первая цель, с которой дан Закон на Синае – это дать чёткое, конкретное записанное определение тому, что такое грех и беззаконие. Об этом писали Апостол Павел и Апостол Иоанн:
Рим.5:13 «Ибо [и] до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона».
1Иоан.3:4 «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
2. Вторая причина – показать людям реальность и силу греха
Закон был такж дан, чтобы показать и раскрыть людям реальность и силу греха.
Рим.7:22-25 «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха».
3. Третья причина – показать людям их неспособность спасти самих себя
Показать людям их неспособность достичь праведности от Бога своими усилиями, и спасти самих себя.
Рим.3:19-24 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
4. Четвёртая причина – ограничивать и наказывать преступления
Следующая причина, по которой был дан Закон через Моисея - это ограничивать и наказывать преступления.
Втор.19:16-21 «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; И ПРОЧИЕ УСЛЫШАТ, И УБОЯТСЯ, И НЕ СТАНУТ ВПРЕДЬ ДЕЛАТЬ ТАКОЕ ЗЛО СРЕДИ ТЕБЯ; да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».
Втор.21:18-21 «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; И [ТАК] ИСТРЕБИ ЗЛО ИЗ СРЕДЫ СЕБЯ, И ВСЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ УСЛЫШАТ И УБОЯТСЯ».
Через систему физических наказаний, предписанных в Законе, и через страх наказания, Бог сохранял Израиля от полного развращения и ассимиляции среди язычников. Это подводит нас к следующей цели, с которой дан Закон.
5. Пятая причина – сохранить народ, в котором мог бы родиться Спаситель Христос
Сохранить нацию, в которой мог бы родиться Спаситель Христос. Благодаря страху физического наказания за нарушение заповедей, и обильным наставлениям в праведности, которыми Израиль владел, благодаря Закону, он был сохранён как народ, в котором мог быть рождён и принят Спаситель Христос (Мессия).
Несмотря на то, что никто не мог оправдаться делами Закона и достичь совершенной праведности пред Богом, в Израиле были праведные люди, которые любили Бога и старались служить Ему. Иисус Христос не мог родиться в языческом народе или языческой семье, где поклонялись идолам и жили безнравственно. Если бы Он родился в такой семье и слушался родителей, Ему нужно было бы стать идолопоклонником.
Но Бог создал народ Израиля, отделил его от всех других народов, и, благодаря Закону, сохранил его от растворения в язычестве, которое характеризовалось развратом и идолопоклонством. Поэтому Божий Сын Иисус Христос родился в семье праведных людей, и был с радостью принят праведными людьми:
Матф.1:18-21 «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. ИОСИФ ЖЕ МУЖ ЕЕ, БУДУЧИ ПРАВЕДЕН и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Лук.1:5-6 «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. ОБА ОНИ БЫЛИ ПРАВЕДНЫ ПРЕД БОГОМ, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно».
Лук.2:25-26 «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. ОН БЫЛ МУЖ ПРАВЕДНЫЙ И БЛАГОЧЕСТИВЫЙ, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
6. Шестая причина – дать пример народа, управляемого справедливыми законами
Следующая цель, с которой был дан Закон – это дать человечеству пример народа, управляемого справедливыми законами. Израиль должен был быть царством священников и народом святым. Его обязанностью было учить другие народы как служить Богу и исполнять Его волю. Израиль должен был показать другим народам пример, что значит жить под властью Бога и жить по Его законам:
Исх.19:5-6 «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».
Втор.4:5-8 «Вот, Я НАУЧИЛ ВАС ПОСТАНОВЛЕНИЯМ И ЗАКОНАМ, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; ИТАК ХРАНИТЕ И ИСПОЛНЯЙТЕ ИХ, ИБО В ЭТОМ МУДРОСТЬ ВАША И РАЗУМ ВАШ ПРЕД ГЛАЗАМИ НАРОДОВ, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И ЕСТЬ ЛИ КАКОЙ ВЕЛИКИЙ НАРОД, У КОТОРОГО БЫЛИ БЫ ТАКИЕ СПРАВЕДЛИВЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?»
3Цар.10:4-9 «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: ВЕРНО ТО, ЧТО Я СЛЫШАЛА В ЗЕМЛЕ СВОЕЙ О ДЕЛАХ ТВОИХ И О МУДРОСТИ ТВОЕЙ; НО Я НЕ ВЕРИЛА СЛОВАМ, ДОКОЛЕ НЕ ПРИШЛА, И НЕ УВИДЕЛИ ГЛАЗА МОИ: И ВОТ, МНЕ И В ПОЛОВИНУ НЕ СКАЗАНО; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! ГОСПОДЬ, ПО ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ СВОЕЙ К ИЗРАИЛЮ, ПОСТАВИЛ ТЕБЯ ЦАРЕМ, ТВОРИТЬ СУД И ПРАВДУ».
7. Седьмая причина – предсказать о Христе и указать на Него
Предсказать о Спасителе Иисусе Христе и указать на Него. Одним из важнейших назначений Закона было предсказать о жизни, смерти, воскресении и служении Иисуса Христа. Закон также много предсказывал об искуплении и спасении, которое совершит Иисус Христос:
Лук.24:44 «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, НАПИСАННОМУ О МНЕ В ЗАКОНЕ МОИСЕЕВОМ и в пророках и псалмах».
Иоан.5:46 «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Закон Божий, данный через Моисея, предсказывал об Иисусе Христе несколькими способами, описанными ниже:
- через конкретные пророчества о Его пришествии (Быт.49:10, Вт. 18:15-19);
- через различные жертвоприношения и обряды (Исх. 12:1-14, Лев.6:25-30, Ин.1:29, 19:36, Евр. 9:6-14, 10:1-14);
- через жизнь людей, являвшихся Его прообразами (Исаак, Иосиф, Моисей).
8. Восьмая причина – дать начатки знания о Боге
Дать людям основные начатки знания о Боге. Раскрыть людям Творца и Его святость, праведность, справедливость, праведные требования к людям, Его любовь и совершенство, которые мы можем увидеть через Его заповеди:
Неем.9:12-17 «В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном - ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им. И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, И ДАЛ ИМ СУДЫ СПРАВЕДЛИВЫЕ, ЗАКОНЫ ВЕРНЫЕ, УСТАВЫ И ЗАПОВЕДИ ДОБРЫЕ. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея. И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты, подняв руку Твою, [клялся] дать им. Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. НО ТЫ БОГ, ЛЮБЯЩИЙ ПРОЩАТЬ, БЛАГИЙ И МИЛОСЕРДЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ И МНОГОМИЛОСТИВЫЙ, И ТЫ НЕ ОСТАВИЛ ИХ».
9. Девятая причина – привести нас к Иисусу Христу
Привести нас к Иисусу Христу и оправданию по вере в Него:
Гал.3:21-25 «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя».
Детоводитель – это перевод греческого слова «пайдогогос», от которого происходит русское слово «педагог». Но в древнегреческом языке оно не означало педагог или учитель. Оно означало наставник, воспитатель, приставленный к ребенку слуга, провожавший его в школу и обратно и следивший за его поведением. Он наставлял ребёнка в правильном поведении, и имел право воспитывать и наказывать его. Он мог дать ребёнку элементарные начатки знания, но он не был учителем в полном смысле этого слова. Он приводил ребёнка к учителю. Закон исполнял эту роль детоводителя для Израиля через все вышеперечисленные цели, с которыми он был дан, и которые мы рассмотрели. При правильном понимании и использовании Закона, он приводит человека к Иисусу Христу, по вере в Которого мы получаем оправдание.
10. Десятая причина – служить источником размышления и духовного роста
Служить постоянным источником для размышления и духовного роста, а также для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности:
Иис.Нав.1:8 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Пс.1:1-3 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, НО В ЗАКОНЕ ГОСПОДА ВОЛЯ ЕГО, И О ЗАКОНЕ ЕГО РАЗМЫШЛЯЕТ ОН ДЕНЬ И НОЧЬ! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет».
2Тим.3:15-17 «Притом же ты из детства знаешь СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».