1. Книга пророка Исаии
Автор, время и место
Исаию называют царём пророков, самым великим Ветхозаветным пророком после Моисея. Его книгу называют Ветхозаветным Евангелием. Уже первый стих знакомит нас с автором, временем и местом написания: «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских» (Ис.1:1). Как мы видим, пророческое служение Исаии было очень длительным, оно продолжалось с 740 по 681 год до нашей эры.
Основная тема
«Божье спасение».
Содержание
Книга пророка Исаии имеет 66 глав. В первых 39 главах идёт предупреждение о наказании, которое постигнет Израиль и некоторые другие народы за их грехи. Последние 27 глав описывают восстановление Израиля. Они описывают Божье спасение Израиля и языческих народов, а также много говорят о Рабе Господа (Мессии), через которого произойдёт спасение и восстановление.
Деление глав книги пророка Исаии довольно интересное. Библия также имеет 66 канонических книг, 39 книг в Ветхом Завете и 27 книг в Новом Завете. Главы пророка Исаии соответствуют книгам Библии. Тридцать девять первых глав Исаии, описывающих суд, соответствуют 39 книгам Ветхого Завета. Двадцать семь последних глав Исаии, описывающих спасение, соответствуют 27 книгам Нового Завета.
Важный стих
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис.45:22).
2. Книга пророка Иеремии
Автор, время и место
Начало книги Иеремии даёт нам историческую справку об авторе, времени и месте написания книги: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце» (Иер.1:1-3). Время служения пророка Иеремии охватывает период в 40 лет, с 626 по 585 годы до нашей эры.
Основная тема
«Суд. Новый Завет».
Содержание
Книга описывает призвание молодого Иеремии на служение, потом идут пророчества, обличающие грех в Иудее, призывающие к покаянию и предупреждающие о суде. После этого идут главы, описывающие восстановление Израиля и Иуды, и обетования Нового Завета. Дальше следуют описания страданий Иеремии, падения Иерусалима и последующих за этим событий. Потом книга содержит ряд пророчеств о суде над языческими народами, и заканчивается исторической справкой в последней главе.
Важные стихи
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31-34).
3. Книга Плач Иеремии
Автор, время и место
Книга была написана Иеремией после того, как его пророчества сбылись: Иерусалим и храм были разрушены, а иудеи пошли в Вавилонский плен на 70 лет. Это случилось в 586 году до н.э.
Основная тема
«Плач о разрушении и пленении за грехи».
Содержание
Книга описывает печаль Иерусалима после разрушения (1 гл.), Божий гнев против своего народа (2 гл.), надежду на восстановление (3 гл.), контраст между прошлым и настоящим состоянием Иерусалима (4 гл.), в конце записана молитва к Богу о прощении (5 гл.).
Важные стихи
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач.3:22-23).
4. Книга пророка Иезекииля
Автор, время и место
Первые три стиха книги дают нам необходимую информацию об авторе, времени и месте написания: «И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима), было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня» (Иез.1:1-3).
Обратите внимание, что Иезекииль говорит о себе сначала в первом лице, а потом в третьем лице. Это был обычный способ выражения у древних евреев. Служение Иезекииля длилось с 593 по 571 гг. до н.э., и тогда же им была написана его книга.
Основная тема
«Слава Господня».
Содержание
Книга описывает призвание Иезекииля на служение, пророчества суда над Иудеей и Иерусалимом, а также над другими народами, утешение и надежду на восстановление. Последние 9 глав книги описывают восстановленное Богослужение в восстановленном храме, на восстановленной и обновлённой Земле Израиля.
Важные стихи
«Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву. И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез.11:17-20).
5. Книга пророка Даниила
Автор, время и место
Даниил был уведён в Вавилонский плен молодым юношей, и дожил до времени возвращения иудеев в свою землю из плена. Его жизнь проходила в царских дворцах, но она не была лёгкой. Он пережил трудные испытания из-за своей веры. Даниил служил высокопоставленным министром в двух империях: Вавилоне и Мидо-Персии. Он получил великие откровения от Бога о судьбе своего народа и о судьбе всего мира, вплоть до наступления Царства Божьего. Книга Даниила была написана ближе к концу его жизни и служения, около 536 г. до н.э. (Дан. 12:13).
Основная тема
«Божье Царство и власть».
Содержание
Книга описывает плен, верность и возвышение Даниила и его трёх друзей в Вавилонском плену, два сна Навуходоносора и их истолкование Даниилом, испытания Даниила и его друзей, видения Даниила о языческих империях, которые будут сменять друг друга в истории, и о будущем народа Израиля.
Через сны Навуходоносора и через видения, показанные лично Даниилу, Бог открыл ему мировую историю. Вавилонское царство сменится Мидо-Персидским, затем Греческим. После этого возникнет другая мощная держава – Римская империя, которая впоследствии разделится на две (ноги истукана). Позднее на её территории возникнет союз 10-и государств, которые будут действовать вместе, но полностью не сольются одно с другим. Некоторые государства в этом союзе будут слабыми, некоторые очень сильными.
Потом, в среде этих государств появится особый правитель, который в книге Даниила называется «небольшой рог». В других местах Писания он называется «беззаконник», «человек греха», «антихрист». Вот как об этом пишет Даниил:
«Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен, и полу-времени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7:21-27).
Кроме этого в книге Даниила, в девятой главе предсказано точное время первого пришествия Иисуса Христа. По этой причине, эту главу сегодня не читают в синагогах. Ведь согласно ей, Мессия (Иисус Христос) уже пришёл около двух тысяч лет назад.
Важные стихи
«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан.2:20-22).
Пророческие книги. Жанр Апокалипсиса
Некоторые пророческие книги в Библии, или части книг, написаны в особом жанре апокалипсиса. Это греческое слово просто означает «откровение». Как вы, наверное, догадались, в этом жанре написана пророческая книга Нового Завета, которая так и называется «Откровение». Но в этом жанре также написаны части книг Иезекииля, Даниила, Захарии, и некоторых других.
Особенность этого жанра в том, что Господь через особые символические видения показывал пророкам глобальные события, касающиеся истории всего мира, и особенно народа Израиля. Также, в этих видениях Бог показывал пророкам, как наступит конец нынешнего века и как Царство Божье придёт в силе. Этот переход между двумя эпохами человеческой истории будет называться «День Господень». Во время этого периода Иисус Христос второй раз явится на землю, как Царь.
Читая тексты в жанре Апокалипсиса, нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать объяснять их, следуя своей фантазии и воображению. Часто значение символических видений объяснено в самих книгах, или в параллельных местах в других книгах. Поэтому очень важно читать каждый текст в контексте, и сравнивать его с другими похожими текстами.
Исторический факт. Свиток пророка Исаии
Раньше, мы упоминали о величайшем археологическом открытии двадцатого века – Свитках Мёртвого Моря. Знали ли вы, что самой важной находкой среди этих свитков был свиток Книги пророка Исаии? Он сохранился почти полностью, все 66 глав. Только некоторые небольшие места повреждены. Текст сохранился настолько хорошо, что его можно легко читать сегодня. Этому свитку – больше 2100 лет. Он написан на 17 листах пергамента в 54 колонки. Свиток имеет 24 футов (7м, 30 см) длины и 11 дюймов (28 см) высоты. И это была только одна книга Ветхого Завета. Представьте себе, если бы кто-то в древности хотел прийти на собрание в синагогу со своей Библией. Он был бы, наверное, не в состоянии принести с собой все эти большие, тяжёлые свитки.
В найденном свитке пророка Исаии есть небольшие расхождения со стандартным масоретским еврейским текстом. Но эти расхождения касаются только способа написания некоторых слов, что даже не меняет их произношения и значения. А также там есть некоторые дополнительные слова, которые никогда не меняют смысла предложений, а просто дополняют или объясняют его. Точность передачи Библейского текста показывает, что Бог хранил Своё Слово на протяжении тысячелетий, и оно дошло до нас неизменённым. Сейчас Свиток Пророка Исаии вместе со свыше 200-ми других свитков хранится в Храме Книги в Иерусалиме. Он является самой большой археологической ценностью Израиля.
Автор, время и место
Исаию называют царём пророков, самым великим Ветхозаветным пророком после Моисея. Его книгу называют Ветхозаветным Евангелием. Уже первый стих знакомит нас с автором, временем и местом написания: «Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских» (Ис.1:1). Как мы видим, пророческое служение Исаии было очень длительным, оно продолжалось с 740 по 681 год до нашей эры.
Основная тема
«Божье спасение».
Содержание
Книга пророка Исаии имеет 66 глав. В первых 39 главах идёт предупреждение о наказании, которое постигнет Израиль и некоторые другие народы за их грехи. Последние 27 глав описывают восстановление Израиля. Они описывают Божье спасение Израиля и языческих народов, а также много говорят о Рабе Господа (Мессии), через которого произойдёт спасение и восстановление.
Деление глав книги пророка Исаии довольно интересное. Библия также имеет 66 канонических книг, 39 книг в Ветхом Завете и 27 книг в Новом Завете. Главы пророка Исаии соответствуют книгам Библии. Тридцать девять первых глав Исаии, описывающих суд, соответствуют 39 книгам Ветхого Завета. Двадцать семь последних глав Исаии, описывающих спасение, соответствуют 27 книгам Нового Завета.
Важный стих
«Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис.45:22).
2. Книга пророка Иеремии
Автор, время и место
Начало книги Иеремии даёт нам историческую справку об авторе, времени и месте написания книги: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце» (Иер.1:1-3). Время служения пророка Иеремии охватывает период в 40 лет, с 626 по 585 годы до нашей эры.
Основная тема
«Суд. Новый Завет».
Содержание
Книга описывает призвание молодого Иеремии на служение, потом идут пророчества, обличающие грех в Иудее, призывающие к покаянию и предупреждающие о суде. После этого идут главы, описывающие восстановление Израиля и Иуды, и обетования Нового Завета. Дальше следуют описания страданий Иеремии, падения Иерусалима и последующих за этим событий. Потом книга содержит ряд пророчеств о суде над языческими народами, и заканчивается исторической справкой в последней главе.
Важные стихи
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31-34).
3. Книга Плач Иеремии
Автор, время и место
Книга была написана Иеремией после того, как его пророчества сбылись: Иерусалим и храм были разрушены, а иудеи пошли в Вавилонский плен на 70 лет. Это случилось в 586 году до н.э.
Основная тема
«Плач о разрушении и пленении за грехи».
Содержание
Книга описывает печаль Иерусалима после разрушения (1 гл.), Божий гнев против своего народа (2 гл.), надежду на восстановление (3 гл.), контраст между прошлым и настоящим состоянием Иерусалима (4 гл.), в конце записана молитва к Богу о прощении (5 гл.).
Важные стихи
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач.3:22-23).
4. Книга пророка Иезекииля
Автор, время и место
Первые три стиха книги дают нам необходимую информацию об авторе, времени и месте написания: «И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима), было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня» (Иез.1:1-3).
Обратите внимание, что Иезекииль говорит о себе сначала в первом лице, а потом в третьем лице. Это был обычный способ выражения у древних евреев. Служение Иезекииля длилось с 593 по 571 гг. до н.э., и тогда же им была написана его книга.
Основная тема
«Слава Господня».
Содержание
Книга описывает призвание Иезекииля на служение, пророчества суда над Иудеей и Иерусалимом, а также над другими народами, утешение и надежду на восстановление. Последние 9 глав книги описывают восстановленное Богослужение в восстановленном храме, на восстановленной и обновлённой Земле Израиля.
Важные стихи
«Затем скажи: так говорит Господь Бог: Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам землю Израилеву. И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез.11:17-20).
5. Книга пророка Даниила
Автор, время и место
Даниил был уведён в Вавилонский плен молодым юношей, и дожил до времени возвращения иудеев в свою землю из плена. Его жизнь проходила в царских дворцах, но она не была лёгкой. Он пережил трудные испытания из-за своей веры. Даниил служил высокопоставленным министром в двух империях: Вавилоне и Мидо-Персии. Он получил великие откровения от Бога о судьбе своего народа и о судьбе всего мира, вплоть до наступления Царства Божьего. Книга Даниила была написана ближе к концу его жизни и служения, около 536 г. до н.э. (Дан. 12:13).
Основная тема
«Божье Царство и власть».
Содержание
Книга описывает плен, верность и возвышение Даниила и его трёх друзей в Вавилонском плену, два сна Навуходоносора и их истолкование Даниилом, испытания Даниила и его друзей, видения Даниила о языческих империях, которые будут сменять друг друга в истории, и о будущем народа Израиля.
Через сны Навуходоносора и через видения, показанные лично Даниилу, Бог открыл ему мировую историю. Вавилонское царство сменится Мидо-Персидским, затем Греческим. После этого возникнет другая мощная держава – Римская империя, которая впоследствии разделится на две (ноги истукана). Позднее на её территории возникнет союз 10-и государств, которые будут действовать вместе, но полностью не сольются одно с другим. Некоторые государства в этом союзе будут слабыми, некоторые очень сильными.
Потом, в среде этих государств появится особый правитель, который в книге Даниила называется «небольшой рог». В других местах Писания он называется «беззаконник», «человек греха», «антихрист». Вот как об этом пишет Даниил:
«Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен, и полу-времени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7:21-27).
Кроме этого в книге Даниила, в девятой главе предсказано точное время первого пришествия Иисуса Христа. По этой причине, эту главу сегодня не читают в синагогах. Ведь согласно ей, Мессия (Иисус Христос) уже пришёл около двух тысяч лет назад.
Важные стихи
«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан.2:20-22).
Пророческие книги. Жанр Апокалипсиса
Некоторые пророческие книги в Библии, или части книг, написаны в особом жанре апокалипсиса. Это греческое слово просто означает «откровение». Как вы, наверное, догадались, в этом жанре написана пророческая книга Нового Завета, которая так и называется «Откровение». Но в этом жанре также написаны части книг Иезекииля, Даниила, Захарии, и некоторых других.
Особенность этого жанра в том, что Господь через особые символические видения показывал пророкам глобальные события, касающиеся истории всего мира, и особенно народа Израиля. Также, в этих видениях Бог показывал пророкам, как наступит конец нынешнего века и как Царство Божье придёт в силе. Этот переход между двумя эпохами человеческой истории будет называться «День Господень». Во время этого периода Иисус Христос второй раз явится на землю, как Царь.
Читая тексты в жанре Апокалипсиса, нужно быть особенно внимательным, чтобы не начать объяснять их, следуя своей фантазии и воображению. Часто значение символических видений объяснено в самих книгах, или в параллельных местах в других книгах. Поэтому очень важно читать каждый текст в контексте, и сравнивать его с другими похожими текстами.
Исторический факт. Свиток пророка Исаии
Раньше, мы упоминали о величайшем археологическом открытии двадцатого века – Свитках Мёртвого Моря. Знали ли вы, что самой важной находкой среди этих свитков был свиток Книги пророка Исаии? Он сохранился почти полностью, все 66 глав. Только некоторые небольшие места повреждены. Текст сохранился настолько хорошо, что его можно легко читать сегодня. Этому свитку – больше 2100 лет. Он написан на 17 листах пергамента в 54 колонки. Свиток имеет 24 футов (7м, 30 см) длины и 11 дюймов (28 см) высоты. И это была только одна книга Ветхого Завета. Представьте себе, если бы кто-то в древности хотел прийти на собрание в синагогу со своей Библией. Он был бы, наверное, не в состоянии принести с собой все эти большие, тяжёлые свитки.
В найденном свитке пророка Исаии есть небольшие расхождения со стандартным масоретским еврейским текстом. Но эти расхождения касаются только способа написания некоторых слов, что даже не меняет их произношения и значения. А также там есть некоторые дополнительные слова, которые никогда не меняют смысла предложений, а просто дополняют или объясняют его. Точность передачи Библейского текста показывает, что Бог хранил Своё Слово на протяжении тысячелетий, и оно дошло до нас неизменённым. Сейчас Свиток Пророка Исаии вместе со свыше 200-ми других свитков хранится в Храме Книги в Иерусалиме. Он является самой большой археологической ценностью Израиля.