Для чего, или для каких целей Иисус создал свою Церковь на земле? Какое назначение есть у Церкви? Когда Господь Иисус создал свою Церковь, у Него были определённые цели в её создании. У Него было предназначение и определённый труд для Церкви. Давайте снова обратимся к книге Деяния Апостолов, ко второй главе, чтобы узнать, для чего существует Церковь на земле. В этой главе, с 38-го по 47-й стихи записана история жизни первой Церкви, и на её примере кратко описаны все основные цели, для которых была создана Божия Церковь (кстати, в Писании выражения «Церковь Божия» и «Церковь Христа» являются взаимозаменяемыми синонимами).
1. Проповедь Евангелия, призыв грешников к покаянию
Одна из первых и основных целей Церкви в этом мире – это проповедь Евангелия и призвание грешников к покаянию и спасению:
Деяния 2:38 «Пётр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа».
Деяния 2:40 «И другими многими словами он свидетельствовал и увещавал, говоря: СПАСАЙТЕСЬ от рода сего развращённого».
Деян.2:47(б) «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
Хотя говорить другим о Боге и приглашать неверующих людей в собрание может и должен каждый верующий (Деян. 11:19-21), особая ответственность за проповедь Евангелия неверующим людям лежит на апостолах и евангелистах (благовестниках – Деян.8:5-7, Деян.21:8, Ис.52:7).
В наши дни редко используется название апостол. Но, фактически, сейчас служение миссионера иногда соответствует служению апостола в 1-м веке н.э. То есть, основная задача в этом служении – это проповедь Евангелия неверующим, основание новых церквей и духовное попечение о них.
Первая задача и цель существования Церкви Иисуса Христа – это продолжать миссию Иисуса Христа на этой земле. А Иисус Христос пришёл в мир для того, чтобы спасти грешников, Он пришёл, чтобы взыскать и спасти погибшее. Он делал это через проповедь Евангелия Царства Божьего, через учение, прощение, исцеление, изгнание бесов. Он совершил искупление и спасение человечества через Свою смерть на кресте и воскресение из мёртвых. Он явил Божью любовь людям:
Ис.53:4-5 «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Матф.1:20-21 «Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, И НАРЕЧЕШЬ ЕМУ ИМЯ ИИСУС, ИБО ОН СПАСЕТ ЛЮДЕЙ СВОИХ ОТ ГРЕХОВ ИХ».
Матф.9:10-13 «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ИБО Я ПРИШЕЛ ПРИЗВАТЬ НЕ ПРАВЕДНИКОВ, НО ГРЕШНИКОВ К ПОКАЯНИЮ».
Лук.19:10 «ИБО СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРИШЕЛ ВЗЫСКАТЬ И СПАСТИ ПОГИБШЕЕ».
1Тим.1:15-16 «ВЕРНО И ВСЯКОГО ПРИНЯТИЯ ДОСТОЙНО СЛОВО, ЧТО ХРИСТОС ИИСУС ПРИШЕЛ В МИР СПАСТИ ГРЕШНИКОВ, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».
Иоан.3:16-17 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
Рим.5:6-8 «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
Итак, Иисус совершил искупление людей, и в этом была явлена Божья любовь человечеству. Но чтобы люди получили спасение, они должны услышать весть Евангелия и поверить в неё. Они должны услышать об этом искуплении и возможности прощения их грехов благодаря жертве Иисуса Христа. Эту весть они могут услышать только от Церкви, которая обязана продолжать труд Иисуса Христа на этой земле.
Иисус дал Церкви Великое Поручение – идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем людям, крестить уверовавших, и делать их учениками Иисуса Христа, научая их соблюдать всё, что Он повелел. Это Великое Поручение является настолько важным, что оно записано во всех четырёх Евангелиях и книге Деяния Апостолов:
Матф.28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Мар.16:15-16 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».
Лук.24:46-48 «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему».
Иоан.20:21 «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас».
Деян.1:8 «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Только поверив в Евангелие, люди могут получить рождение свыше, прощение своих грехов, спасение. Но чтобы люди услышали это Евангелие, нужна жертва со стороны проповедующих его. Нужно взять участие в Христовых страданиях. Проповедь Евангелия не даётся легко. Иногда за неё нужно заплатить своей жизнью, как это произошло почти со всеми Апостолами, и множеством учеников Христа в первом веке, а также на протяжении истории.
1Кор.15:1-4 «Напоминаю вам, братия, ЕВАНГЕЛИЕ, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, КОТОРЫМ И СПАСАЕТЕСЬ, ЕСЛИ ПРЕПОДАННОЕ УДЕРЖИВАЕТЕ ТАК, КАК Я БЛАГОВЕСТВОВАЛ ВАМ, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию».
Кол.1:21-25 «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными, и неповинными пред Собою, ЕСЛИ ТОЛЬКО ПРЕБЫВАЕТЕ ТВЕРДЫ И НЕПОКОЛЕБИМЫ В ВЕРЕ И НЕ ОТПАДАЕТЕ ОТ НАДЕЖДЫ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. НЫНЕ РАДУЮСЬ В СТРАДАНИЯХ МОИХ ЗА ВАС И ВОСПОЛНЯЮ НЕДОСТАТОК В ПЛОТИ МОЕЙ СКОРБЕЙ ХРИСТОВЫХ ЗА ТЕЛО ЕГО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие».
2. Учить уверовавшиx, делать их учениками Иисуса Христа
Иисус Христос, перед уходом с этой земли на небеса, дал Своим ученикам Великое Поручение – идти по всему миру и проповедовать Евангелие, крестить уверовавших, и делать их Его учениками, научая их соблюдать всё, что Он повелел. Итак, первое назначение Церкви – это проповедовать Евангелие. Второе назначение Церкви – это учить уверовавших, и приводить их к совершенству, в полный возраст Христов. Для этой цели Господь поставил в Церкви, во-первых, Апостолов, затем пророков, евангелистов, пастырей и учителей:
Деяния 2:42 «И они постоянно пребывали В УЧЕНИИ АПОСТОЛОВ, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».
1Кор.12:28(а) «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями».
Еф.4:11-16 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».
1Тим.5:17 «Достойно начальствующим ПРЕСВИТЕРАМ должно оказывать сугубую честь, особенно тем, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ».
Для Господа Иисуса Христа очень важно, чтобы все, уверовавшие в Него, стали Его учениками. Этот происходит через пребывание в Его слове. Вот почему уверовавшие в день Пятидесятницы постоянно пребывали в учении Апостолов (Деян. 2:42):
Иоан.8:31-32 «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Для того чтобы стать учеником Иисуса Христа, нужно отречься себя (забыть о себе, сказать себе: «нет»), каждый день брать свой крест и следовать за Иисусом. Нужно полюбить Иисуса Христа больше всех и всего в этом мире. Крест – это орудие казни, на котором распинали преступников. Брать свой крест означает распять свою плоть со страстями и похотями для того, чтобы приносить плод духа. Это означает умерщвлять свои земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, и всё другое, что неугодно Богу. Это нужно делать каждый день. Без этого невозможно быть учеником Иисуса Христа. Этому должны учить уверовавших людей в Церкви:
Матф.10:37-39 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
Луки 9:23 «И Он сказал всем: Если кто-нибудь хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, И КАЖДЫЙ ДЕНЬ БЕРЁТ СВОЙ КРЕСТ, и следует за Мной». (Восстановительный перевод Нового Завета)
Лук.9:23-26 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
Лук.14:25-27 «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником».
Лук.14:33 «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
Гал.5:22-24 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. НО ТЕ, КОТОРЫЕ ХРИСТОВЫ, РАСПЯЛИ ПЛОТЬ СО СТРАСТЯМИ И ПОХОТЯМИ».
Кол.3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».
Рим.8:13 «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».
Цель каждого ученика Иисуса Христа должна быть – стать, как его Учитель, подражать Иисусу во всём. Если передать весь характер и жизнь Иисуса Христа одним словом, то это будет слово «любовь». Вот почему любовь является основным признаком учеников Иисуса Христа. Иисус заповедал Своим ученикам любить друг друга. Этому также должны учить людей в Церкви:
Лук.6:40 «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
Иоан.13:34-35 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
1Кор.4:16 «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
1Кор.11:1 «Будьте подражателями мне, как я Христу».
Каждая поместная церковь должна быть способна проповедовать неверующим Евангелие, призывать их к покаянию, и делать уверовавших учениками Иисуса Христа, соблюдающими всё, что Он повелел. Любая поместная церковь, которая не исполняет этих двух основных назначений Церкви, является либо плотской, пребывающей в духовном младенчестве (1Кор.3:1-4, 2Кор.12:20-21), либо духовно мёртвой (Откр. 3:1-3), либо духовно больной (Откр. 3:17-18, Ис.1:2-6).
3. Общение и преломление хлеба
Деяния 2:42 «И они ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ в учении Апостолов, В ОБЩЕНИИ И ПРЕЛОМЛЕНИИ ХЛЕБА и в молитвах».
Деян.2:46 «И каждый день единодушно пребывали в храме и, ПРЕЛОМЛЯЯ ПО ДОМАМ ХЛЕБ, ПРИНИМАЛИ ПИЩУ в веселии и простоте сердца».
Господь создал Церковь ещё и для того, чтобы отдельные верующие не чувствовали себя одинокими, могли иметь общение друг с другом, морально поддерживали друг друга, служили друг другу своими дарами, и принимали служение от других верующих. Общение верующих происходит не только в собраниях, но и в домашней обстановке. Особенно близким и открытым общение бывает во время совместных трапез. Поэтому первые христиане постоянно пребывали в общении и преломлении хлеба. Под преломлением хлеба имеется в виду, вероятнее всего, не Вечеря Господня, а совместные принятия пищи, происходившие в домах верующих, хотя Вечеря Господня не исключается из этого, потому что на ней тоже преломляется хлеб. Но Вечеря Господня происходила, насколько мы это знаем из Писания и из истории, реже, чем каждодневное совместное принятие пищи по домам верующих.
Лук.22:19-20 «И, ВЗЯВ ХЛЕБ И БЛАГОДАРИВ, ПРЕЛОМИЛ и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
Лук.24:30-31 «И когда Он возлежал с ними, то, ВЗЯВ ХЛЕБ, БЛАГОСЛОВИЛ, ПРЕЛОМИЛ И ПОДАЛ ИМ. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них».
Мы видим в вышеприведённых примерах из Евангелия от Луки, что в первом случае Иисус преломил хлеб, устанавливая Вечерю Господню, а во втором случае Он преломил хлеб, как обычное действие, делаемое на Ближнем Востоке при начале совместных трапез. Пребывая в общении друг с другом, и проявляя гостеприимство, верующие люди могут служить друг другу своими дарами, которые они получили от Господа.
1Пет.4:9-11 «БУДЬТЕ СТРАННОЛЮБИВЫ ДРУГ КО ДРУГУ БЕЗ РОПОТА. СЛУЖИТЕ ДРУГ ДРУГУ, КАЖДЫЙ ТЕМ ДАРОМ, КАКОЙ ПОЛУЧИЛ, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».
4. Общая молитва и прославление Бога
Церковь создана также для того, чтобы верующие могли вместе молиться:
Деяния 2:42 «И ОНИ ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и В МОЛИТВАХ».
Почему совместная молитва настолько важна и эффективна? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к Посланию Апостола Иакова. Апостол Иаков написал такие слова о силе молитвы:
Иак.5:16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Если усиленная молитва одного праведного человека много может, то насколько больше может усиленная молитва многих праведников! Если сто праведников соберутся вместе, чтобы молиться о какой-либо нужде, то это будет в сто раз усиленная молитва, по сравнению с молитвой одного человека!
Церковь также существует для совместного прославления Бога. Это была одна из целей, с которыми Бог создал Церковь. Там, где Бог прославляется собранием Его народа, пребывает особое присутствие Божие. Прославление Бога чаще всего происходит или через молитву, или через пение:
Пс.21:4 «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля».
Ис.43:21 «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою».
Деян.2:46-47 «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, ХВАЛЯ БОГА и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
Еф.5:18-20 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».
Пс.94:1-2 «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему».
5. Помощь друг другу
Мы уже говорили выше, что Церковь существует для того, чтобы отдельные верующие не чувствовали себя одинокими, имели общение, поддерживали друг друга морально, и назидали друг друга, служа своими дарами. Но Церковь существует также и для того, чтобы верующие поддерживали друг друга материально. Давайте посмотрим на пример Церкви в первом веке н.э., чтобы увидеть, как это делалось:
Деяния 2:44-45 «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».
Деян.4:34-35 «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
2Кор.8:14-15 «Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».
Апостол Павел призывал верующих людей делать добро всем людям, а больше всего – своим по вере:
Гал.6:9-10 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ВСЕМ, А НАИПАЧЕ СВОИМ ПО ВЕРЕ».
1. Проповедь Евангелия, призыв грешников к покаянию
Одна из первых и основных целей Церкви в этом мире – это проповедь Евангелия и призвание грешников к покаянию и спасению:
Деяния 2:38 «Пётр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа».
Деяния 2:40 «И другими многими словами он свидетельствовал и увещавал, говоря: СПАСАЙТЕСЬ от рода сего развращённого».
Деян.2:47(б) «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
Хотя говорить другим о Боге и приглашать неверующих людей в собрание может и должен каждый верующий (Деян. 11:19-21), особая ответственность за проповедь Евангелия неверующим людям лежит на апостолах и евангелистах (благовестниках – Деян.8:5-7, Деян.21:8, Ис.52:7).
В наши дни редко используется название апостол. Но, фактически, сейчас служение миссионера иногда соответствует служению апостола в 1-м веке н.э. То есть, основная задача в этом служении – это проповедь Евангелия неверующим, основание новых церквей и духовное попечение о них.
Первая задача и цель существования Церкви Иисуса Христа – это продолжать миссию Иисуса Христа на этой земле. А Иисус Христос пришёл в мир для того, чтобы спасти грешников, Он пришёл, чтобы взыскать и спасти погибшее. Он делал это через проповедь Евангелия Царства Божьего, через учение, прощение, исцеление, изгнание бесов. Он совершил искупление и спасение человечества через Свою смерть на кресте и воскресение из мёртвых. Он явил Божью любовь людям:
Ис.53:4-5 «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Матф.1:20-21 «Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, И НАРЕЧЕШЬ ЕМУ ИМЯ ИИСУС, ИБО ОН СПАСЕТ ЛЮДЕЙ СВОИХ ОТ ГРЕХОВ ИХ».
Матф.9:10-13 «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ИБО Я ПРИШЕЛ ПРИЗВАТЬ НЕ ПРАВЕДНИКОВ, НО ГРЕШНИКОВ К ПОКАЯНИЮ».
Лук.19:10 «ИБО СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРИШЕЛ ВЗЫСКАТЬ И СПАСТИ ПОГИБШЕЕ».
1Тим.1:15-16 «ВЕРНО И ВСЯКОГО ПРИНЯТИЯ ДОСТОЙНО СЛОВО, ЧТО ХРИСТОС ИИСУС ПРИШЕЛ В МИР СПАСТИ ГРЕШНИКОВ, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной».
Иоан.3:16-17 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
Рим.5:6-8 «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
Итак, Иисус совершил искупление людей, и в этом была явлена Божья любовь человечеству. Но чтобы люди получили спасение, они должны услышать весть Евангелия и поверить в неё. Они должны услышать об этом искуплении и возможности прощения их грехов благодаря жертве Иисуса Христа. Эту весть они могут услышать только от Церкви, которая обязана продолжать труд Иисуса Христа на этой земле.
Иисус дал Церкви Великое Поручение – идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем людям, крестить уверовавших, и делать их учениками Иисуса Христа, научая их соблюдать всё, что Он повелел. Это Великое Поручение является настолько важным, что оно записано во всех четырёх Евангелиях и книге Деяния Апостолов:
Матф.28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Мар.16:15-16 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».
Лук.24:46-48 «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему».
Иоан.20:21 «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас».
Деян.1:8 «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Только поверив в Евангелие, люди могут получить рождение свыше, прощение своих грехов, спасение. Но чтобы люди услышали это Евангелие, нужна жертва со стороны проповедующих его. Нужно взять участие в Христовых страданиях. Проповедь Евангелия не даётся легко. Иногда за неё нужно заплатить своей жизнью, как это произошло почти со всеми Апостолами, и множеством учеников Христа в первом веке, а также на протяжении истории.
1Кор.15:1-4 «Напоминаю вам, братия, ЕВАНГЕЛИЕ, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, КОТОРЫМ И СПАСАЕТЕСЬ, ЕСЛИ ПРЕПОДАННОЕ УДЕРЖИВАЕТЕ ТАК, КАК Я БЛАГОВЕСТВОВАЛ ВАМ, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию».
Кол.1:21-25 «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными, и неповинными пред Собою, ЕСЛИ ТОЛЬКО ПРЕБЫВАЕТЕ ТВЕРДЫ И НЕПОКОЛЕБИМЫ В ВЕРЕ И НЕ ОТПАДАЕТЕ ОТ НАДЕЖДЫ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. НЫНЕ РАДУЮСЬ В СТРАДАНИЯХ МОИХ ЗА ВАС И ВОСПОЛНЯЮ НЕДОСТАТОК В ПЛОТИ МОЕЙ СКОРБЕЙ ХРИСТОВЫХ ЗА ТЕЛО ЕГО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие».
2. Учить уверовавшиx, делать их учениками Иисуса Христа
Иисус Христос, перед уходом с этой земли на небеса, дал Своим ученикам Великое Поручение – идти по всему миру и проповедовать Евангелие, крестить уверовавших, и делать их Его учениками, научая их соблюдать всё, что Он повелел. Итак, первое назначение Церкви – это проповедовать Евангелие. Второе назначение Церкви – это учить уверовавших, и приводить их к совершенству, в полный возраст Христов. Для этой цели Господь поставил в Церкви, во-первых, Апостолов, затем пророков, евангелистов, пастырей и учителей:
Деяния 2:42 «И они постоянно пребывали В УЧЕНИИ АПОСТОЛОВ, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».
1Кор.12:28(а) «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями».
Еф.4:11-16 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».
1Тим.5:17 «Достойно начальствующим ПРЕСВИТЕРАМ должно оказывать сугубую честь, особенно тем, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ В СЛОВЕ И УЧЕНИИ».
Для Господа Иисуса Христа очень важно, чтобы все, уверовавшие в Него, стали Его учениками. Этот происходит через пребывание в Его слове. Вот почему уверовавшие в день Пятидесятницы постоянно пребывали в учении Апостолов (Деян. 2:42):
Иоан.8:31-32 «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Для того чтобы стать учеником Иисуса Христа, нужно отречься себя (забыть о себе, сказать себе: «нет»), каждый день брать свой крест и следовать за Иисусом. Нужно полюбить Иисуса Христа больше всех и всего в этом мире. Крест – это орудие казни, на котором распинали преступников. Брать свой крест означает распять свою плоть со страстями и похотями для того, чтобы приносить плод духа. Это означает умерщвлять свои земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, и всё другое, что неугодно Богу. Это нужно делать каждый день. Без этого невозможно быть учеником Иисуса Христа. Этому должны учить уверовавших людей в Церкви:
Матф.10:37-39 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
Луки 9:23 «И Он сказал всем: Если кто-нибудь хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, И КАЖДЫЙ ДЕНЬ БЕРЁТ СВОЙ КРЕСТ, и следует за Мной». (Восстановительный перевод Нового Завета)
Лук.9:23-26 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
Лук.14:25-27 «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником».
Лук.14:33 «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
Гал.5:22-24 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. НО ТЕ, КОТОРЫЕ ХРИСТОВЫ, РАСПЯЛИ ПЛОТЬ СО СТРАСТЯМИ И ПОХОТЯМИ».
Кол.3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».
Рим.8:13 «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».
Цель каждого ученика Иисуса Христа должна быть – стать, как его Учитель, подражать Иисусу во всём. Если передать весь характер и жизнь Иисуса Христа одним словом, то это будет слово «любовь». Вот почему любовь является основным признаком учеников Иисуса Христа. Иисус заповедал Своим ученикам любить друг друга. Этому также должны учить людей в Церкви:
Лук.6:40 «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
Иоан.13:34-35 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
1Кор.4:16 «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
1Кор.11:1 «Будьте подражателями мне, как я Христу».
Каждая поместная церковь должна быть способна проповедовать неверующим Евангелие, призывать их к покаянию, и делать уверовавших учениками Иисуса Христа, соблюдающими всё, что Он повелел. Любая поместная церковь, которая не исполняет этих двух основных назначений Церкви, является либо плотской, пребывающей в духовном младенчестве (1Кор.3:1-4, 2Кор.12:20-21), либо духовно мёртвой (Откр. 3:1-3), либо духовно больной (Откр. 3:17-18, Ис.1:2-6).
3. Общение и преломление хлеба
Деяния 2:42 «И они ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ в учении Апостолов, В ОБЩЕНИИ И ПРЕЛОМЛЕНИИ ХЛЕБА и в молитвах».
Деян.2:46 «И каждый день единодушно пребывали в храме и, ПРЕЛОМЛЯЯ ПО ДОМАМ ХЛЕБ, ПРИНИМАЛИ ПИЩУ в веселии и простоте сердца».
Господь создал Церковь ещё и для того, чтобы отдельные верующие не чувствовали себя одинокими, могли иметь общение друг с другом, морально поддерживали друг друга, служили друг другу своими дарами, и принимали служение от других верующих. Общение верующих происходит не только в собраниях, но и в домашней обстановке. Особенно близким и открытым общение бывает во время совместных трапез. Поэтому первые христиане постоянно пребывали в общении и преломлении хлеба. Под преломлением хлеба имеется в виду, вероятнее всего, не Вечеря Господня, а совместные принятия пищи, происходившие в домах верующих, хотя Вечеря Господня не исключается из этого, потому что на ней тоже преломляется хлеб. Но Вечеря Господня происходила, насколько мы это знаем из Писания и из истории, реже, чем каждодневное совместное принятие пищи по домам верующих.
Лук.22:19-20 «И, ВЗЯВ ХЛЕБ И БЛАГОДАРИВ, ПРЕЛОМИЛ и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
Лук.24:30-31 «И когда Он возлежал с ними, то, ВЗЯВ ХЛЕБ, БЛАГОСЛОВИЛ, ПРЕЛОМИЛ И ПОДАЛ ИМ. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них».
Мы видим в вышеприведённых примерах из Евангелия от Луки, что в первом случае Иисус преломил хлеб, устанавливая Вечерю Господню, а во втором случае Он преломил хлеб, как обычное действие, делаемое на Ближнем Востоке при начале совместных трапез. Пребывая в общении друг с другом, и проявляя гостеприимство, верующие люди могут служить друг другу своими дарами, которые они получили от Господа.
1Пет.4:9-11 «БУДЬТЕ СТРАННОЛЮБИВЫ ДРУГ КО ДРУГУ БЕЗ РОПОТА. СЛУЖИТЕ ДРУГ ДРУГУ, КАЖДЫЙ ТЕМ ДАРОМ, КАКОЙ ПОЛУЧИЛ, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».
4. Общая молитва и прославление Бога
Церковь создана также для того, чтобы верующие могли вместе молиться:
Деяния 2:42 «И ОНИ ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЛИ в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и В МОЛИТВАХ».
Почему совместная молитва настолько важна и эффективна? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к Посланию Апостола Иакова. Апостол Иаков написал такие слова о силе молитвы:
Иак.5:16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Если усиленная молитва одного праведного человека много может, то насколько больше может усиленная молитва многих праведников! Если сто праведников соберутся вместе, чтобы молиться о какой-либо нужде, то это будет в сто раз усиленная молитва, по сравнению с молитвой одного человека!
Церковь также существует для совместного прославления Бога. Это была одна из целей, с которыми Бог создал Церковь. Там, где Бог прославляется собранием Его народа, пребывает особое присутствие Божие. Прославление Бога чаще всего происходит или через молитву, или через пение:
Пс.21:4 «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля».
Ис.43:21 «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою».
Деян.2:46-47 «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, ХВАЛЯ БОГА и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».
Еф.5:18-20 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».
Пс.94:1-2 «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему».
5. Помощь друг другу
Мы уже говорили выше, что Церковь существует для того, чтобы отдельные верующие не чувствовали себя одинокими, имели общение, поддерживали друг друга морально, и назидали друг друга, служа своими дарами. Но Церковь существует также и для того, чтобы верующие поддерживали друг друга материально. Давайте посмотрим на пример Церкви в первом веке н.э., чтобы увидеть, как это делалось:
Деяния 2:44-45 «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого».
Деян.4:34-35 «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду».
2Кор.8:14-15 «Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».
Апостол Павел призывал верующих людей делать добро всем людям, а больше всего – своим по вере:
Гал.6:9-10 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДОБРО ВСЕМ, А НАИПАЧЕ СВОИМ ПО ВЕРЕ».