8. Первое Послание к Фессалоникийцам
Время, причина, и место
Первое Послание к Фессалоникийцам было написано в 50-51 гг. н.э. из Коринфа. У Павла было несколько целей в написании этого послания. Он хотел поддержать и духовно укрепить верующих, объяснить некоторые истины о Втором пришествии Иисуса Христа, и наставить их в чистой, святой жизни.
Основная тема
«Жизнь в ожидании Второго пришествия Христа».
Содержание
В 1-м Послании к Фессалоникийцам Павел освещает три темы: преследование христиан, Второе пришествие Иисуса Христа, и жизнь христианина в ожидании этого пришествия.
Важные стихи
«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:16-17).
9. Второе Послание к Фессалоникийцам
Время, причина, и место
Второе Послание к Фессалоникийцам было тоже написано из Коринфа, вскоре после написания 1-го Послания к Фессалоникийцам. Оно датируется концом 51-го, началом 52-го года нашей эры. Причиной написания было то, что верующие продолжали страдать от гонений и нуждались в поддержке. Некоторые поверили ложным пророчествам и поддельным письмам, посланным от имени Павла, будто уже наступает день Христов. Возможно, из-за этого некоторые верующие перестали трудиться и жили за счёт других.
Основная тема
«Второе пришествие Христа и его признаки».
Содержание
Во 2-м Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел приветствует, ободряет и утешает эту церковь. Затем он описывает пришествие человека греха (антихриста), и пишет слова утешения для церкви. Потом он призывает верующих молиться о нём и его сотрудниках, и даёт наставление, как относиться к бесчинным братьям, которые не желают работать. Павел заканчивает это послание приветствием и благословением.
Важные стихи
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс.2:3-4).
10. Первое Послание к Тимофею
Время, причина, и место
1-е Послание к Тимофею вероятнее всего было написано из Македонии, между 63-65 гг. н.э., то есть после освобождения Павла из первого домашнего заключения в Риме. Тимофей был поставлен Апостолом Павлом как старший служитель (Апостол) в Ефесской церкви. Павел написал это послание Тимофею, чтобы помочь ему в решении таких церковных проблем, как ложные учения, беспорядок на собраниях, рукоположение достойных служителей, правильная забота о нуждающихся, материализм некоторых членов церкви.
Основная тема
«Наставления служителю. Время отступления».
Содержание
В своём 1-м Послании к Тимофею Апостол Павел даёт Тимофею ряд наставлений. Это наставления относительно лжеучений и лжеучителей, церкви, обязанностей пресвитеров, наставления относительно благочестивой жизни человека Божия во время отступления.
Важные стихи
«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:14-16).
11. Второе Послание к Тимофею
Время, причина, и место
Второе Послание к Тимофею было написано в 67-68 годах н.э. во время второго заключения Павла в Римской тюрьме при императоре Нероне. Оно считается последним из Посланий Павла. Вскоре после его написания Апостол был казнён за свою веру в Бога и проповедь Евангелия. Он знал, что скоро его земная жизнь закончится, и поэтому написал своему ученику Тимофею ещё одно послание, наполненное увещаниями и наставлениями.
Основная тема
«Призыв к верности в служении».
Содержание
В первой главе 2-го Послания к Тимофею Апостол Павел выражает свою заботу о Тимофее, которого он называет возлюбленным сыном. Далее он описывает своё положение. Во второй главе Павел даёт особые наставления Тимофею, как служителю, а в третьей предупреждает о тяжких последних временах. В четвёртой главе записаны последние наставления, просьбы, приветствия и исповедания веры Павла.
Важные стихи
«И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим.4:18).
12. Послание к Титу
Время, причина, и место
Послание к Титу было написано где-то между 63-65 годами нашей эры. Тит был оставлен Апостолом Павлом на острове Крит для поставления пресвитеров и духовного попечения о церквах. Он был одним из ближайших сотрудников и помощников Павла. Возможно, Послание к Титу было написано из города Никополь в Греции, и послано Титу через Зину и Аполлоса (Тит. 3:12-13).
Основная тема
«Руководство для служителя».
Содержание
В Послании к Титу в первой главе Апостол Павел даёт Титу наставления насчёт поставления пресвитеров и отношения к ложным учениям. Во второй главе он учит Тита, как давать наставления разным группам людей в церкви, и пишет о действии Божьей благодати. В третьей главе он даёт наставления насчёт поведения верующих в мире, и отношения служителя к духовным заблуждениям. В конце послания Павел даёт Титу некоторые личные наставления.
Важные стихи
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11-14).
13. Послание к Филимону
Время, причина, и место
Послание к Филимону было написано Павлом во время его первого домашнего заключения в Риме, между 60 и 62 годами нашей эры (Деяния 28:16, 30). Филимон был богатым человеком, и членом церкви в Колоссах. В этом послании Апостол Павел просит Филимона простить, и принять как брата, его беглого раба Онисима. Из послания мы можем сделать вывод, что Онисим ограбил своего господина Филимона и убежал в Рим. В Риме Онисим встретился с Апостолом Павлом и уверовал. После этого Апостол Павел послал его назад к Филимону, передав через него это послание.
Основная тема
«Прощение и братская любовь».
Содержание
В Послании к Филимону Апостол Павел просит Филимона простить и принять Онисима как брата, а не раба. Он обещает Филимону заплатить за ущерб, причинённый ему Онисимом. В то же время Павел напоминает Филимону, что тот должен ему своей жизнью. Вероятно, Филимон уверовал через Павла.
Важные стихи
«Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым» (Флм.1:4-5).
14. Послание к Евреям
Время, причина, и место
Послание к Евреям является уникальным из всех Посланий. Одна из его особенностей состоит в том, что в нём не указано имя автора. С древних времён автором Послания считался Апостол Павел. Например, в Библейских Папирусах Честера Битти, датируемых 2-3 веками нашей эры, Послание к Евреям помещено между посланиями Апостола Павла, сразу же после Послания к Римлянам. Клемент Александрийский (150-215 гг. н.э.) писал, что Апостол Павел написал Послание к Евреям на еврейском языке, а потом Лука перевёл его на греческий. Но, особенно со времён Реформации, авторство Павла начало оспариваться. Под предполагаемым автором предлагались такие кандидатуры как Варнава, Аполлос, Лука, Сила, Епафрас, и другие.
Предположительно, послание было написано в шестидесятых годах нашей эры, ещё до разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 г. н.э. Послание адресовано евреям, верующим в Иисуса Христа, и живущим главным образом в земле Израиля. Была опасность, что некоторые из них под давлением преследований могут отречься от Иисуса Христа, и возвратиться в традиционный иудаизм, и церемониальную систему жертвоприношений Ветхого Завета. Послание к Евреям было написано, чтобы укрепить их в вере и предупредить об опасности и последствиях отпадения от веры в Иисуса Христа.
Основная тема
«Превосходство Иисуса Христа и Нового Завета».
Содержание
В Послании к Евреям много говорится о превосходстве Иисуса Христа над Ангелами, Моисеем, священниками по чину Аарона. Там также говориться о превосходстве Нового Завета (то есть Клятвенного Договора между Богом и людьми) над Ветхим Заветом. Три последних главы Послания к Евреям говорят соответственно о вере, надежде и любви.
Важные стихи
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:1-4).
Исторический факт. Еврейская церковь
Для некоторых людей становится открытием, когда они узнают, что Иисус Христос был евреем. Но ещё большим открытием для них является то, что вся церковь на протяжении довольно длительного времени после воскресения и вознесения Иисуса Христа состояла только из евреев и прозелитов (людей, обращённых в иудаизм и ставших официально евреями). Все 12 Апостолов были евреями. В день Пятидесятницы от одной проповеди Апостола Петра покаялось около трёх тысяч человек. Все они были евреями или прозелитами, пришедшими на праздник в Иерусалим с разных стран (Деяния 2-я глава). От следующей проповеди Петра покаялось около пяти тысяч человек. Они все тоже были евреями (Деяния 3-4 главы). Евреи, верующие в Иисуса, называли себя Назаряне (Деяния 24:5). В еврейском языке до сих пор слово Назарянин (Нацрати или, сокращённо, Ноцри) означает Христианин. Как вы думаете, откуда произошло это название?
Еврейские верующие в Иисуса Христа также называли себя «Эвйоним», или «Эбиониты» (иногда, «Эвиониты») в русской транслитерации. Это слово означает бедные или нищие в переводе с еврейского языка. Возможно, они назывались так, ассоциируя себя с Первым Блаженством: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:3). Но фактически, большинство из них в самом деле были материально бедными, так как их имущество было разграблено из-за их веры (Гал.2:10, Евр.10:34).
Все эти первые еврейские верующие ревностно исполняли Божий Закон: «Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:19,20). «Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! Прозри. И я тотчас увидел его» (Деян.22:12,13).
Имеются исторические данные о существовании еврейских христианских общин вплоть до 8-го века н.э. Этим общинам было очень трудно выжить, так как отступившее от Божьих заповедей христианство преследовало их, из-за их исполнения Закона Божьего. А евреи, не принявшие Иисуса Христа, преследовали их из-за их веры в Иисуса Христа. Но, несмотря на это, на протяжении всех веков были евреи, верующие в Иисуса Христа. В конце 19-го века и, особенно, на протяжении 20-го века было образовано множество Мессианских общин, и тысячи евреев уверовали в Иисуса Христа. Говоря об этом, можно вспомнить слова Апостола Павла: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим.11:1-2а).
Время, причина, и место
Первое Послание к Фессалоникийцам было написано в 50-51 гг. н.э. из Коринфа. У Павла было несколько целей в написании этого послания. Он хотел поддержать и духовно укрепить верующих, объяснить некоторые истины о Втором пришествии Иисуса Христа, и наставить их в чистой, святой жизни.
Основная тема
«Жизнь в ожидании Второго пришествия Христа».
Содержание
В 1-м Послании к Фессалоникийцам Павел освещает три темы: преследование христиан, Второе пришествие Иисуса Христа, и жизнь христианина в ожидании этого пришествия.
Важные стихи
«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:16-17).
9. Второе Послание к Фессалоникийцам
Время, причина, и место
Второе Послание к Фессалоникийцам было тоже написано из Коринфа, вскоре после написания 1-го Послания к Фессалоникийцам. Оно датируется концом 51-го, началом 52-го года нашей эры. Причиной написания было то, что верующие продолжали страдать от гонений и нуждались в поддержке. Некоторые поверили ложным пророчествам и поддельным письмам, посланным от имени Павла, будто уже наступает день Христов. Возможно, из-за этого некоторые верующие перестали трудиться и жили за счёт других.
Основная тема
«Второе пришествие Христа и его признаки».
Содержание
Во 2-м Послании к Фессалоникийцам Апостол Павел приветствует, ободряет и утешает эту церковь. Затем он описывает пришествие человека греха (антихриста), и пишет слова утешения для церкви. Потом он призывает верующих молиться о нём и его сотрудниках, и даёт наставление, как относиться к бесчинным братьям, которые не желают работать. Павел заканчивает это послание приветствием и благословением.
Важные стихи
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс.2:3-4).
10. Первое Послание к Тимофею
Время, причина, и место
1-е Послание к Тимофею вероятнее всего было написано из Македонии, между 63-65 гг. н.э., то есть после освобождения Павла из первого домашнего заключения в Риме. Тимофей был поставлен Апостолом Павлом как старший служитель (Апостол) в Ефесской церкви. Павел написал это послание Тимофею, чтобы помочь ему в решении таких церковных проблем, как ложные учения, беспорядок на собраниях, рукоположение достойных служителей, правильная забота о нуждающихся, материализм некоторых членов церкви.
Основная тема
«Наставления служителю. Время отступления».
Содержание
В своём 1-м Послании к Тимофею Апостол Павел даёт Тимофею ряд наставлений. Это наставления относительно лжеучений и лжеучителей, церкви, обязанностей пресвитеров, наставления относительно благочестивой жизни человека Божия во время отступления.
Важные стихи
«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:14-16).
11. Второе Послание к Тимофею
Время, причина, и место
Второе Послание к Тимофею было написано в 67-68 годах н.э. во время второго заключения Павла в Римской тюрьме при императоре Нероне. Оно считается последним из Посланий Павла. Вскоре после его написания Апостол был казнён за свою веру в Бога и проповедь Евангелия. Он знал, что скоро его земная жизнь закончится, и поэтому написал своему ученику Тимофею ещё одно послание, наполненное увещаниями и наставлениями.
Основная тема
«Призыв к верности в служении».
Содержание
В первой главе 2-го Послания к Тимофею Апостол Павел выражает свою заботу о Тимофее, которого он называет возлюбленным сыном. Далее он описывает своё положение. Во второй главе Павел даёт особые наставления Тимофею, как служителю, а в третьей предупреждает о тяжких последних временах. В четвёртой главе записаны последние наставления, просьбы, приветствия и исповедания веры Павла.
Важные стихи
«И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим.4:18).
12. Послание к Титу
Время, причина, и место
Послание к Титу было написано где-то между 63-65 годами нашей эры. Тит был оставлен Апостолом Павлом на острове Крит для поставления пресвитеров и духовного попечения о церквах. Он был одним из ближайших сотрудников и помощников Павла. Возможно, Послание к Титу было написано из города Никополь в Греции, и послано Титу через Зину и Аполлоса (Тит. 3:12-13).
Основная тема
«Руководство для служителя».
Содержание
В Послании к Титу в первой главе Апостол Павел даёт Титу наставления насчёт поставления пресвитеров и отношения к ложным учениям. Во второй главе он учит Тита, как давать наставления разным группам людей в церкви, и пишет о действии Божьей благодати. В третьей главе он даёт наставления насчёт поведения верующих в мире, и отношения служителя к духовным заблуждениям. В конце послания Павел даёт Титу некоторые личные наставления.
Важные стихи
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11-14).
13. Послание к Филимону
Время, причина, и место
Послание к Филимону было написано Павлом во время его первого домашнего заключения в Риме, между 60 и 62 годами нашей эры (Деяния 28:16, 30). Филимон был богатым человеком, и членом церкви в Колоссах. В этом послании Апостол Павел просит Филимона простить, и принять как брата, его беглого раба Онисима. Из послания мы можем сделать вывод, что Онисим ограбил своего господина Филимона и убежал в Рим. В Риме Онисим встретился с Апостолом Павлом и уверовал. После этого Апостол Павел послал его назад к Филимону, передав через него это послание.
Основная тема
«Прощение и братская любовь».
Содержание
В Послании к Филимону Апостол Павел просит Филимона простить и принять Онисима как брата, а не раба. Он обещает Филимону заплатить за ущерб, причинённый ему Онисимом. В то же время Павел напоминает Филимону, что тот должен ему своей жизнью. Вероятно, Филимон уверовал через Павла.
Важные стихи
«Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым» (Флм.1:4-5).
14. Послание к Евреям
Время, причина, и место
Послание к Евреям является уникальным из всех Посланий. Одна из его особенностей состоит в том, что в нём не указано имя автора. С древних времён автором Послания считался Апостол Павел. Например, в Библейских Папирусах Честера Битти, датируемых 2-3 веками нашей эры, Послание к Евреям помещено между посланиями Апостола Павла, сразу же после Послания к Римлянам. Клемент Александрийский (150-215 гг. н.э.) писал, что Апостол Павел написал Послание к Евреям на еврейском языке, а потом Лука перевёл его на греческий. Но, особенно со времён Реформации, авторство Павла начало оспариваться. Под предполагаемым автором предлагались такие кандидатуры как Варнава, Аполлос, Лука, Сила, Епафрас, и другие.
Предположительно, послание было написано в шестидесятых годах нашей эры, ещё до разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 г. н.э. Послание адресовано евреям, верующим в Иисуса Христа, и живущим главным образом в земле Израиля. Была опасность, что некоторые из них под давлением преследований могут отречься от Иисуса Христа, и возвратиться в традиционный иудаизм, и церемониальную систему жертвоприношений Ветхого Завета. Послание к Евреям было написано, чтобы укрепить их в вере и предупредить об опасности и последствиях отпадения от веры в Иисуса Христа.
Основная тема
«Превосходство Иисуса Христа и Нового Завета».
Содержание
В Послании к Евреям много говорится о превосходстве Иисуса Христа над Ангелами, Моисеем, священниками по чину Аарона. Там также говориться о превосходстве Нового Завета (то есть Клятвенного Договора между Богом и людьми) над Ветхим Заветом. Три последних главы Послания к Евреям говорят соответственно о вере, надежде и любви.
Важные стихи
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» (Евр.1:1-4).
Исторический факт. Еврейская церковь
Для некоторых людей становится открытием, когда они узнают, что Иисус Христос был евреем. Но ещё большим открытием для них является то, что вся церковь на протяжении довольно длительного времени после воскресения и вознесения Иисуса Христа состояла только из евреев и прозелитов (людей, обращённых в иудаизм и ставших официально евреями). Все 12 Апостолов были евреями. В день Пятидесятницы от одной проповеди Апостола Петра покаялось около трёх тысяч человек. Все они были евреями или прозелитами, пришедшими на праздник в Иерусалим с разных стран (Деяния 2-я глава). От следующей проповеди Петра покаялось около пяти тысяч человек. Они все тоже были евреями (Деяния 3-4 главы). Евреи, верующие в Иисуса, называли себя Назаряне (Деяния 24:5). В еврейском языке до сих пор слово Назарянин (Нацрати или, сокращённо, Ноцри) означает Христианин. Как вы думаете, откуда произошло это название?
Еврейские верующие в Иисуса Христа также называли себя «Эвйоним», или «Эбиониты» (иногда, «Эвиониты») в русской транслитерации. Это слово означает бедные или нищие в переводе с еврейского языка. Возможно, они назывались так, ассоциируя себя с Первым Блаженством: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:3). Но фактически, большинство из них в самом деле были материально бедными, так как их имущество было разграблено из-за их веры (Гал.2:10, Евр.10:34).
Все эти первые еврейские верующие ревностно исполняли Божий Закон: «Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:19,20). «Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! Прозри. И я тотчас увидел его» (Деян.22:12,13).
Имеются исторические данные о существовании еврейских христианских общин вплоть до 8-го века н.э. Этим общинам было очень трудно выжить, так как отступившее от Божьих заповедей христианство преследовало их, из-за их исполнения Закона Божьего. А евреи, не принявшие Иисуса Христа, преследовали их из-за их веры в Иисуса Христа. Но, несмотря на это, на протяжении всех веков были евреи, верующие в Иисуса Христа. В конце 19-го века и, особенно, на протяжении 20-го века было образовано множество Мессианских общин, и тысячи евреев уверовали в Иисуса Христа. Говоря об этом, можно вспомнить слова Апостола Павла: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим.11:1-2а).